Дело №2-405/10 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации р.п. Чердаклы, Чердаклинский район 17 августа 2010 года Чердаклинский районный суд Ульяновской области в составе: председательствующего судьи Ватрушкиной О.А., при секретаре Урусовой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора в защиту государственных интересов и прав неопределенного круга лиц к муниципальному учреждению администрации муниципального образования «Мирновское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области, Муниципальному учреждению администрации Муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области об организации сбора, вывоза и утилизации отходов, УСТАНОВИЛ: Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному учреждению администрации муниципального образования «Мирновское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области, муниципальному учреждению администрации муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области об организации сбора, вывоза и утилизации отходов. Указав, что Ульяновская межрайонная природоохранная прокуратура провела проверку исполнения законодательства об охране окружающей среды при сборе, вывозе и утилизации отходов на территории Муниципального образования «Мирновское сельское поселение». Согласно ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального образования «Мирновское сельское поселение» относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В соответствии со ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статьёй 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Санитарные правила и нормы СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" (утв. Минздравом СССР 5 августа 1988 г. N 4690-88) определяют, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта. Объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха. На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями. При временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 град, и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре -свыше +5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно - эпидемиологической службы. Для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники (пункты 1.1., 1.2., 2.1.1., 2.1.2., 2.1.З., 2.2.1, 2.2.2). Неисполнение данных требований законодательства ведет нарушению требований санитарных и экологических норм, а также влияет на состояние окружающей среды в местах размещения отходов, создает препятствия к их рациональной утилизации, способствует возникновению несанкционированных свалок на территории муниципального образования. В нарушение данных требований закона администрацией муниципального образования «Мирновское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области надлежащий сбор и вывоз отходов на территории муниципального образования не организован, площадки для сбора мусора и контейнеры не установлены. В результате указанных нарушений на территории поселения образовались 3 несанкционированных свалки, находящихся на южной окраине п. Мирный (по дороге к недостроенным очистным сооружениям), на южной окраине п. Мирный (недостроенные очистные сооружения), в западной части п. Мирный (возле электроподстанции). Согласно п. 14 ч. 1 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Таким образом, организация утилизации отходов с указанных несанкционированных свалок возложена законом на муниципальное образование «Чердаклинский район». В исковом заявлении просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Мирновское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с территории поселения. Обязать администрацию муниципального образования «Мирновское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора с территории несанкционированных свалок, находящихся на южной окраине п. Мирный (по дороге к недостроенным очистным сооружениям), на южной окраине п. Мирный (недостроенные очистные сооружения), в западной части п. Мирный (возле электроподстанции). Обязать администрацию муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области организовать утилизацию и переработку бытовых отходов, вывозимых с указанных несанкционированных свалок на территории МО «Мирновское сельское поселение». В судебном заседании помощник Ульяновского межрайонного прокурора Чураков Д.Б. исковые требования поддержал в полном объеме и обосновал их доводами, которые аналогичны доводам, изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика администрации МО «Мирновское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области Митрофанов А.Ю. исковые требования признал частично. Пояснил, что администрацией в конце сентября текущего года будут приняты меры к уборке несанкционированной свалки, расположенной в западной части п. Мирный возле электроподстанции. В отношении двух других свалок требования не признал, пояснив, что указанные свалки образовались на земельном участке являющемся собственностью Ульяновской области и находящемся в аренде у частных лиц, поэтому на администрацию не могут быть возложены обязанности по уборке указанных несанкционированных свалок. Представитель ответчика администрации МО «Чердаклинский район» Ульяновской области Подобрий Ю.Н. исковые требования не признала. Пояснила, что на территории муниципального образования «Чердаклинский район» создан полигон, на котором специализированным предприятием МУП «Чердаклыэнерго» производится утилизация твердых бытовых отходов. Полигон должным образом оборудован. У МУП «Чердаклыэнерго» имеется лицензия на деятельность по сбору, транспортировке, утилизации и обезвреживанию отходов. Считает, что администрация МО «Чердаклинский район» организовала утилизацию и переработку бытовых отходов. Администрации поселений они должны сами заключать договора на утилизацию ТБО с МУП «Чердаклыэнерго». Просит в иске отказать. Представитель третьего лица Комитета по государственному контролю в сфере природопользования и охраны окружающей среды Ульяновской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен. Выслушав природоохранного прокурора, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами производства, определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных исследований в порядке, установленном законодательством РФ, и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, запрещается захоронение отходов на территориях городских и других поселений. В ходе рассмотрения дела установлено и не оспаривается представителем МУ администрация МО «Мирновское сельское поселение» что на территории поселения существует 3 несанкционированные свалки отходов производства и потребления, находящихся на южной окраине п. Мирный (по дороге к недостроенным очистным сооружениям), на южной окраине п. Мирный (недостроенные очистные сооружения), в западной части п. Мирный (возле электроподстанции). Сбор и вывоз бытовых отходов на территории МО «Мирновское сельское поселение», не организован надлежащим образом, не определен порядок сортировки отходов на их виды, не определены контейнерные площадки и порядок их обслуживания, сбора и вывоза бытовых отходов в жилом секторе. Жители п. Мирный производят вывоз бытовых отходов самостоятельно на несанкционированные свалки. Как следует из письменных объяснений главы администрации МО «Мирновское сельское поселение» Артемова Е.А., данных в ходе проведенной прокурорской проверки на территории п. Мирный контейнеры для сбора твердых бытовых отходов не установлены. В выходные дни вывоз мусора не осуществляется. Отходы вывозятся ИП К* на несанкционированную свалку в районе недостроенных очистных сооружений. В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно статье 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Статьёй 22 указанного закона предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Санитарные правила и нормы СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" (утв. Минздравом СССР 5 августа 1988 г. N 4690-88) определяют, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта. Объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха. На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями. При временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 град, и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре -свыше +5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно - эпидемиологической службы. Для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники (пункты 1.1., 1.2., 2.1.1., 2.1.2., 2.1.З., 2.2.1, 2.2.2). В ходе проведенной прокурорской проверки и в судебном заседании установлено, что на территории п. Мирный МО «Мирновское сельское поселение» Ульяновской области сбор и вывоз мусора организован не в строгом соответствии СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" (утв. Минздравом СССР 5 августа 1988 г. N 4690-88). В результате указанных недостатков на территории п. Мирный образовались 3 несанкционированные свалки. Статьей 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения. Таким образом, исковые требования межрайонного природоохранного прокурора к администрации МО «Мирновское сельское поселение» о признании незаконным бездействия по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с территории поселения и возложении обязанности по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с территории вышеуказанных несанкционированных свалок являются обоснованными, в связи с чем подлежат удовлетворению. При этом судом не принимаются доводы представителя администрации МО «Мирновское сельское поселение» о том, что ликвидацией несанкционированных свалок в районе недостроенных очистных сооружений и по дороге к указанным сооружениям на южной окраине п. Мирный должна заниматься администрация Ульяновской области, в ведении которой находятся земельные участки под несанкционированными свалками. Несанкционированные свалки расположены на территории МО «Мирновское сельское поселение», явились следствием ненадлежащей организации администрацией МО сбора и вывоза бытовых отходов с территории поселения. Согласно п. 14 ч. 1 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В соответствии с законом обязанность по утилизации и переработке отходов должно осуществлять МО «Чердаклинский район». В судебном заседании установлено, что около р.п. Чердаклы действительно имеется полигон для утилизации и переработки бытовых отходов, которые производит МУП «Чердаклыэнерго» на основании лицензии № ОТ -52-000503 (73) от 02.06.2008 г. Земельный участок под полигон предоставлен на основании договора аренды, заключенного между МУ комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО «Чердаклинский район» Ульяновской области и МУП «Чердаклыэнерго». Однако из представленных ответчиком документов, подтверждающих изложенную информацию, не следует однозначного вывода о том, имеют ли сельские поселения доступ к утилизации и переработке бытовых отходов на названном полигоне, если имеют, то на каких условиях. Смогут ли они воспользоваться полигоном в будущем, в период ликвидации свалок и вывозе с них отходов в большом количестве. Указанные вопросы, связанные с утилизацией и переработкой отходов, ответчиком в настоящий момент урегулированы не в полном объеме. С учетом изложенного суд приходит к выводу о необходимости возложить на администрацию МО «Чердаклинский район» обязанность по организации утилизации и переработки бытовых отходов, которые будут вывозиться со свалок, находящихся на территории МО «Мирновское сельское поселение». Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Мирновское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с территории поселения. Возложить на администрацию муниципального образования «Мирновское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области обязанность организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора с территории несанкционированных свалок, находящихся на южной окраине п. Мирный (по дороге к недостроенным очистным сооружениям), на южной окраине п. Мирный (недостроенные очистные сооружения), в западной части п. Мирный (возле электроподстанции). Возложить на администрацию муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области обязанность организовать утилизацию и переработку бытовых отходов, вывозимых с несанкционированных свалок, находящихся на территории МО «Мирновское сельское поселение». Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Чердаклинский районный суд Ульяновской области в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме. Судья О.А. Ватрушкина