Решение по иску об организации сбора, вывоза и утилизации отходов



                                                                                                                 Дело №2-371/10

                                                          РЕШЕНИЕ

                                         Именем Российской Федерации

р.п. Чердаклы,

Чердаклинский район         17 августа 2010 года

Чердаклинский районный суд Ульяновской области в составе: председательствующего судьи Ватрушкиной О.А., при секретаре Урусовой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора в защиту государственных интересов и прав неопределенного круга лиц к муниципальному учреждению администрации муниципального образования «Октябрьское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области, Муниципальному учреждению администрации Муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области об организации сбора, вывоза и утилизации отходов,

УСТАНОВИЛ:

Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному учреждению администрации муниципального образования «Октябрьское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области, муниципальному учреждению администрации муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области об организации сбора, вывоза и утилизации отходов. Указав, что Ульяновская межрайонная природоохранная прокуратура провела проверку исполнения законодательства об охране окружающей среды при сборе, вывозе и утилизации отходов на территории Муниципального образования «Октябрьское сельское поселение».

Согласно ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального образования «Октябрьское сельское поселение» относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В соответствии со ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьёй 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Санитарные правила и нормы СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" (утв. Минздравом СССР 5 августа 1988 г. N 4690-88) определяют, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта. Объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха. На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями. При временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 град, и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре -свыше +5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно - эпидемиологической службы. Для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники (пункты 1.1., 1.2., 2.1.1., 2.1.2., 2.1.З., 2.2.1, 2.2.2).

Неисполнение данных требований законодательства ведет нарушению требований санитарных и экологических норм, а также влияет на состояние окружающей среды в местах размещения отходов, создает препятствия к их рациональной утилизации, способствует возникновению несанкционированных свалок на территории муниципального образования.

В нарушение данных требований закона администрацией муниципального образования «Октябрьское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области надлежащий сбор и вывоз отходов на территории муниципального образования не организован, площадки для сбора мусора и контейнеры не установлены.

В результате указанных нарушений на территории п. Октябрьский образовались несанкционированные свалки, расположенные за домом № 5 по ул. Советская; между ул. Гагарина и ул. Мичурина; между ул. Мичурина и ул. Ульяновская и в 1 км южнее п. Октябрьский.

Согласно п. 14 ч. 1 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Таким образом, организация утилизации отходов с указанной несанкционированной свалки возложена законом на муниципальное образование «Чердаклинский район».

В исковом заявлении просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Октябрьское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с территории поселения. Обязать администрацию муниципального образования «Октябрьское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора с территории несанкционированных свалок, расположенных за домом № 5 по ул. Советская; между ул. Гагарина и ул. Мичурина; между ул. Мичурина и ул. Ульяновская и в 1 км южнее п. Октябрьский. Обязать администрацию муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области организовать утилизацию и переработку бытовых отходов, вывозимых с указанных несанкционированных свалок на территории МО «Чердаклинское городское поселение».

В судебном заседании помощник Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора Чураков Д.Б. исковые требования поддержал в полном объеме и обосновал их доводами, которые аналогичны доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации МО «Октябрьское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области Тихонова Е.Н. исковые требования не признала. Пояснила, что администрация поселения выполнила свои обязанности по сбору и вывозу твердых бытовых отходов и мусора на территории п. Октябрьский. Не оспаривает, что указанные обязанности законодательством возложены на администрацию. Одну несанкционированную свалку практически убрали. Заключены договоры с ООО «Квартал» по сбору бытовых отходов. Не согласны, что администрация в вопросе сбора и вывоза бытовых отходов бездействует. На территории поселения установлены контейнеры, которые находятся в надлежащем состоянии. Планируется проведение соответствующих бесед с населением поселка. Мусор вывозится регулярно. Свалка, расположенная в 1 км от п. Октябрьский, находится на не землях поселения. Ликвидация указанной несанкционированной свалки является обязанностью собственника земельного участка и лиц, осуществляющих вывоз на нее мусора.

Представитель ответчика администрации МО «Чердаклинский район» Ульяновской области Подобрий Ю.Н. исковые требования не признала. Пояснила, что на территории муниципального образования «Чердаклинский район» создан полигон, на котором специализированным предприятием МУП «Чердаклыэнерго» производится утилизация твердых бытовых отходов. Полигон должным образом оборудован. У МУП «Чердаклыэнерго» имеется лицензия на деятельность по сбору, транспортировке, утилизации и обезвреживанию отходов. В связи с чем считает, что администрация МО «Чердаклинский район» организовала утилизацию и переработку бытовых отходов. Администрации поселений должны сами заключать договора на утилизацию ТБО с МУП «Чердаклыэнерго». Просит в иске отказать.

Представитель третьего лица Комитета по государственному контролю в сфере природопользования и охраны окружающей среды Ульяновской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.

Выслушав природоохранного прокурора, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.        

           В соответствии со ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами производства, определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных исследований в порядке, установленном законодательством РФ, и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, запрещается захоронение отходов на территориях городских и других поселений.

В ходе рассмотрения дела установлено и не оспаривается представителем МУ администрация МО «Октябрьское сельское поселение», что на территории поселения существуют 4 несанкционированные свалки отходов производства и потребления, находящихся за домом № 5 по ул. Советская в п. Октябрьский; между ул. Гагарина и ул. Мичурина в п. Октябрьский; между ул. Мичурина и ул. Ульяновская в п. Октябрьский; в 1 км южнее п.Октябрьский Чердаклинского района Ульяновской области.

           Сбор и вывоз бытовых отходов на территории МО «Октябрьское сельское поселение», не организован надлежащим образом, не определен порядок сортировки отходов на их виды, в достаточном количестве не определены контейнерные площадки и порядок их обслуживания, сбора и вывоза бытовых отходов в жилом секторе. Жители п. Октябрьский производят вывоз бытовых отходов самостоятельно на несанкционированные свалки.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

           Согласно статье 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Статьёй 22 указанного закона предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Санитарные правила и нормы СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" (утв. Минздравом СССР 5 августа 1988 г. N 4690-88) определяют, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта. Объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха. На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями. При временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 град, и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре -свыше +5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно - эпидемиологической службы. Для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники (пункты 1.1., 1.2., 2.1.1., 2.1.2., 2.1.З., 2.2.1, 2.2.2).

В ходе проведенной прокурорской проверки и в судебном заседании установлено, что на территории п. Октябрьский МО «Октябрьское сельское поселение» Ульяновской области сбор и вывоз мусора организован не в строгом соответствии СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" (утв. Минздравом СССР 5 августа 1988 г. N 4690-88).

В результате указанных недостатков на территории п. Октябрьский образовались 4 несанкционированные свалки.

Статьей 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.

Таким образом, исковые требования межрайонного природоохранного прокурора к администрации МО «Октябрьское сельское поселение» о признании незаконным бездействия по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с территории поселения и возложении обязанности по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с территории вышеуказанных несанкционированных свалок являются обоснованными, в связи с чем подлежат удовлетворению.

При этом судом не принимаются доводы представителя администрации МО «Октябрьское сельское поселение» о том, что ликвидацией несанкционированной свалки в 1 км южнее п. Октябрьский должны заниматься лица, в ведении которых находится земельный участок под несанкционированной свалкой.

Несанкционированные свалки, в том числе и свалка, находящаяся в 1 км южнее п. Октябрьский, расположены на территории МО «Октябрьское сельское поселение», явились следствием ненадлежащей организации администрацией МО сбора и вывоза бытовых отходов с территории поселения. В судебное заседание представителем администрации не представлено доказательств о принадлежности несанкционированной свалки, расположенной в 1 км южнее п. Октябрьский, каким либо предприятию или организации.

Согласно п. 14 ч. 1 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В соответствии с законом обязанность по утилизации и переработке отходов должно осуществлять МО «Чердаклинский район».

В судебном заседании установлено, что около р.п. Чердаклы действительно имеется полигон для утилизации и переработки бытовых отходов, которые производит МУП «Чердаклыэнерго» на основании лицензии № ОТ -52-000503 (73) от 02.06.2008 г.

Земельный участок под полигон предоставлен на основании договора аренды, заключенного между МУ комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО «Чердаклинский район» Ульяновской области и МУП «Чердаклыэнерго».

Однако из представленных ответчиком документов, подтверждающих изложенную информацию, не следует однозначного вывода о том, имеют ли сельские поселения доступ к утилизации и переработке бытовых отходов на названном полигоне, если имеют, то на каких условиях. Смогут ли они воспользоваться полигоном в будущем, в период ликвидации свалок и вывозе с них отходов в большом количестве. Указанные вопросы, связанные с утилизацией и переработкой отходов, ответчиком в настоящий момент урегулированы не в полном объеме.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о необходимости возложить на администрацию МО «Чердаклинский район» обязанность по организации утилизации и переработки бытовых отходов, которые будут вывозиться со свалок, находящихся на территории МО «Октябрьское сельское поселение».

руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Октябрьское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с территории поселения.

Возложить на администрацию муниципального образования «Октябрьское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области обязанность организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора с территории несанкционированных свалок, находящихся за домом № 5 по ул. Советская в п. Октябрьский; между ул. Гагарина и ул. Мичурина в п. Октябрьский; между ул. Мичурина и ул. Ульяновская в п. Октябрьский; в 1 км южнее п.Октябрьский Чердаклинского района Ульяновской области.

Возложить на администрацию муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области обязанность организовать утилизацию и переработку бытовых отходов, вывозимых с несанкционированных свалок, находящихся на территории МО «Октябрьское сельское поселение».

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Чердаклинский районный суд Ульяновской области в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

         Судья               О.А. Ватрушкина