Решение по иску о признании права собственности на земельный участок по договру купли-продажи



Дело №2-389/10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Ульяновская обл., р.п. Чердаклы 20 августа 2010 года

Чердаклинский районный суд Ульяновской области в составе

председательствующего судьи Ватрушкиной О.А.,

при секретаре Урусовой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Губейдуллина Х..Х. к муниципальному учреждению администрация муниципального образования «Чердаклинский район» о признании права собственности на земельный участок по договору купли-продажи,

УСТАНОВИЛ:

Губейдуллин Х.Х. обратился в суд с иском о признании за ним права собственности на земельный участок площадью 2266 кв.м, расположенный пор адресу: Ульяновская область, Чердаклинский район, .... Иск мотивировал тем, что участок по указанному адресу был предоставлен ему в собственность за плату на основании его заявления Постановлением Главы администрации пос. ... Чердаклинского района №№ *** от 28.12.2002 года для индивидуального жилищного строительства.

Приобрел спорный участок за 6344 руб. на основании договора купли-продажи (купчей) земельного участка, заключенного с Комитетом по управлению имуществом Чердаклинского района.

Однако в нарушение ст. 38 Земельного кодекса РФ, предусматривающей предоставление земельного участка исключительно на торгах (конкурсах, аукционах), при выделении земельного участка и заключении договора торги не проводились.

При обращении в Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО «Чердаклинский район» по вопросу оформления права собственности на участок, получил рекомендацию оформить участок как вновь выделяемый, с чем не согласен.

С заявлением о выделении участка обратился в мае 2002 года. Было проведено согласование месторасположения земельного участка и составлен акт выбора земельного участка под индивидуальное жилищное строительство.

Участок был предоставлен для строительства без предварительного согласования мест размещения объектов в соответствии со ст. 30, 38 ЗК РФ.

Постановление № *** «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности земельных участков ли права на заключение договора аренды» принято ... года, т.е. после принятия постановления № *** «О согласовании месторасположения земельного участка» истцу, и незадолго до вынесения постановления № *** о предоставлении ему участка за плату.

В период с момента принятия постановления и до заключения договора купли-продажи на местном уровне не был разработан механизм проведения торгов.

Администрацией пос. Октябрьский были частично выполнены требования вышеуказанного постановления, в частности в средствах массовой информации, в газете «Приволжская правда» № ***№ *** от ... года опубликовано сообщение о выделении двух земельных участков под строительство одноквартирных жилых домов в ..., по которому не поступило ни чьей, кроме истца, заявки. Согласно смысла законодательства торги проводятся при наличии двух и более заявок. При подаче заявки на земельный участок за свой счет выполнил мероприятия по согласованию земельного участка, заказал межевание участка, поставил его на кадастровый учет. Объектов недвижимости на участке не имеется. Полагает, что в отношении данного земельного участка не может быть вновь проведена процедура его предоставления в соответствии со ст. 38 ЗК РФ.

В иске просит признать за ним право собственности на земельный участок площадью 2266 кв.м с разрешенным использованием: для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: Ульяновская область, Чердаклинский район, ..., по договору купли-продажи.

В судебном заседании истец Губейдуллин Х.Х. исковое заявление поддержал в полном объеме. Дал суду пояснения, аналогичные изложенным в иске, а также пояснил, что процедура выделения земельного участка началась с постановления № *** главы администрации «О согласовании места расположения земельного участка» от ... года, которое вышло ранее, чем было принято постановление Правительства № *** от ... года, регламентирующее порядок проведения аукциона, в отсутствие которого работники администрации не могли установить механизм проведения торгов, к тому же в ЗК РФ норма, конкретизирующая предоставление земельного участка под жилищное строительство, была принята в 2004 году и вступила в силу с октября 2005 года - ст. 30.1 ЗК РФ.

Представитель истца Звягина О.П. в судебном заседании просила иск Губейдуллина Х.Х. удовлетворить.

Представитель истца Губейдуллин Р.Х. в судебном заседании исковое заявление поддержал, просил вынести решение об удовлетворении заявленных требований. Ранее в судебном заседании пояснял, что истец выполнил огромную работу по согласованию выбора земельного участка, с соблюдением всех процедур для получения паспорта на земельный участок. Имеется договор купли-продажи участка, подписанный председателем районного комитета по управлению имуществом Ш* В.П., в связи с чем можно сделать вывод о полном выполнении процедуры по предоставлению земельного участка и о принятом решении по данному вопросу.

В соответствии с переходными положениями ФЗ от 25.10.2010 года «О введении в действие ЗК РФ», согласно ст. 3 п. 15 ФЗ в случае, если в соответствии с ЗК РФ частично или полностью выполнены процедуры по выбору земельного участка для строительства, но до 1 октября 2005 года не принято решение о предварительном согласовании места размещения объектов, такой земельный участок не может быть предоставлен для жилищного строительства в аренду или собственность без проведения аукциона, т.е. в случае наличия решения о предварительном согласовании места размещения объекта до 01 октября 2005 года возможно предоставление земельного участка для жилищного строительства в аренду или собственность без проведения аукциона.

Согласно ст. 16 ФЗ от 29.12.2004 года №191 «О введении в действие Градостроительного Кодекса» в ЗК РФ внесены дополнения, в том числе была введена ст. 30.1 под наименованием «Особенности предоставления для жилищного строительства земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности», из анализа содержания которой можно говорить о том, что с 1 октября 2005 года предоставление земельных участков для жилищного строительства из земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности или продажи права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах. У истца до указанной даты было решение о предварительном согласовании, а также порядка 10 подписей и печатей соответствующих органов, занимающихся формированием земельного участка.

П. 2 ст. 28 ЗК РФ прямо предусматривает, что предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ, что способствует созданию условий для широкого развития индивидуального жилищного строительства и соответствующей инфраструктуры в нашей стране. В подтверждение данной направленности нормы закона были приняты Федеральный закон от 24 июля 2008 года «О содействии развитию жилищного строительства», а также Указ Президента РФ от 07 мая 2008 года «О мерах по развитию жилищного строительства», смысл этих актов сводится к облегчению процедуры предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства.

В силу части 2 ст. 4 ГК РФ и ст. 30.1 ЗК РФ запрещено с 01.10.2005 года предоставлять земельные участки в собственность или аренду для нужд земельного строительства без проведения торгов, т.е. до указанной даты такая возможность предоставлялась.

Просил суд обратить внимание на региональную судебную практику, рассматривающую аналогичные ситуации. Что касается позиции по данному вопросу, которую занимает Администрация Ульяновской области, то в материалах дела имеется Протокол «Заседания областного координационного совета развития строительного комплекса Ульяновской области», подписанный губернатором региона от ... года, в котором на повестку дня были поставлены вопросы анализа жилищного строительства, перспективы развития малоэтажного жилищного строительства в Ульяновской области и прочее. По результатам заседания совета рекомендовано продолжить оформление выделенных участков без проведения торгов.

Представители ответчиков МУ администрация МО «Чердаклинский район», третьих лиц - МУ администрация МО «Октябрьское сельское поселение» Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ульяновской области в судебное заседание не явились. От МУ администрация МО «Чердаклинский район» поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя и вынесении решения на усмотрение суда.

Выслушав истца, его представителей, исследовав представленные документы, суд приходит к следующему.

Постановлением Главы Администрации пос. Октябрьский Чердаклинского района № *** от ... года группе застройщиков согласован земельный участок в пос. ... площадью 0,4 га для производства проектно-изыскательских работ для строительства группы индивидуальных жилых домов. К строительству разрешено приступить после разработки генерального плана застройки участка, разработки и получения утвержденной проектно-сметной документации, получения разрешения на начало производства работ.

Как следует из постановления № *** Главы Администрации пос. Октябрьский от ... года, постановлено по заявлению Губейдуллина Х.Х. «О предоставлении земельного участка под индивидуальное жилищное строительство» предоставить ему земельный участок площадью 2266 кв.м, категория земель - земли поселений, расположенный в пос. ..., 7 в собственность за плату (десятикратной ставки земельного налога) для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства.

... года между Губейдуллиным Х.Х. и Комитетом по управлению имуществом Чердаклинского района в лице Ш* В.П. заключен договор о передаче Губейдуллину Х.Х. в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером № ***, находящегося по адресу: Чердаклинский район, пос..., без объектов недвижимости для использования в целях индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства.

Из п. 6.4 Договора следует, что право собственности покупателя возникает с момента государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним.

В день заключения договора сторонами составлен акт приема-передачи земельного участка.

В государственной регистрации права собственности на приобретенный по договору земельный участок Учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним отказано 23.01.2003 года. Как следует из сообщения Учреждения юстиции, причиной отказа послужило отсутствие протокола о проведении торгов и их результатах, на основании которого должен был заключаться договор купли-продажи (купчая) земельного участка.

... года в № *** газеты «Приволжская правда» опубликовано объявление о выделении в пос. ... двух земельных участков под строительство одноквартирных жилых домов. Установлен 10-тидневный со дня опубликования срок для замечаний и предложений.

Из сообщений председателя комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО «Чердаклинский район» от 21.01.2010 года и от 29.01.2010 года следует, что на публикацию указанного сообщения в газете единственным заявителем являлся Губейдуллин Х.Х. и расчеты с ним по договору купли-продажи (купчей) земельного участка № *** от ... года произведены полностью.

Впоследствии истец вновь обратился в регистрирующий орган с документами на государственную регистрацию права собственности на спорный участок.

Уведомлением УФРС по Ульяновской области от 26.02.2010 года государственная регистрация права собственности была приостановлена до 26.03.2010 года по основаниям, аналогичным изложенным в сообщении об отказе государственной регистрации от 23.01.2003 года - ввиду отсутствия решения о проведении торгов и протокола о результатах торгов.

23.03.2010 года Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО «Чердаклинский район» указано на несоответствие постановления Главы администрации пос. Октябрьский № *** от ... года действующему законодательству, поскольку торги в соответствии со ст. 30 ЗК РФ не проводились. В настоящее время имеется возможность оформления участка, как вновь выделяемого, в аренду в соответствии со ст. 30.1 Земельного кодекса РФ или в собственность в соответствии со ст. 38 Кодекса.

Статьей 15 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Порядок предоставления земельных участков гражданам в собственность или аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определен в статьях 28 - 33 ЗК РФ.

Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

Согласно ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.

В судебное заседание истцом не представлено доказательств соблюдения установленного законом порядка предоставления спорного земельного участка.

В соответствии со ст. 30 Земельного Кодекса РФ (в редакции, действовавшей по состоянию на 2002 год) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществлялось с проведением работ по их формированию:

1) без предварительного согласования мест размещения объектов;

2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществлялось исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса.

Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществлялось в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса (государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления), в постоянное (бессрочное) пользование.

Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществлялось в следующем порядке:

1) проведение работ по формированию земельного участка:

подготовка проекта границ земельного участка и установление его границ на местности;

определение разрешенного использования земельного участка;

определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно - технического обеспечения;

принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

2) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 настоящего Кодекса;

3) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;

4) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществлялось в следующем порядке:

1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;

2) проведение работ по формированию земельного участка;

3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 настоящего Кодекса;

4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.

Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) являлось основанием:

1) государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования при предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование;

2) заключения договора купли - продажи и государственной регистрации права собственности покупателя на земельный участок при предоставлении земельного участка в собственность;

3) заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.

Пунктом 11 названной статьи было предусмотрено также, что предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или лесного хозяйства либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.

Как видно из материалов дела, требование Губейдуллина Х.Х. о признании за ним права собственности на спорный земельный участок мотивировано тем, что данный участок был предоставлен ему в собственность за плату постановлением главы администрации пос. Октябрьский № ***, на основании которого с ним был заключен договор купли-продажи указанного земельного участка, им полностью произведена оплата по договору.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что постановление о предоставлении истцу в собственность за плату земельного участка и заключенный с ним договор купли-продажи земельного участка не соответствовали требованиям действующего в тот период земельного законодательства.

Из содержания ст. 30 ЗК РФ следует, что предоставление земельного участка в собственность за плату производится исключительно на торгах, а без проведения торгов - только в аренду или постоянное (бессрочное) пользование, указанные требования при предоставлении земельного участка истцу не были соблюдены.

По состоянию на 28.12.2002 года действовали «Правила организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельный участков», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. N 808. В связи с чем не принимаются во внимание доводы истца о том, что на момент предоставления ему в собственность земельного участка не был разработан механизм проведения торгов. Более того, до утверждения указанных Правил, действовало Постановление Правительства РФ № 2 от 05.01.1998 года «Об утверждении порядка организации проведения торгов (аукционов, конкурсов) по продаже гражданам и юридическим лицам земельных участков, расположенных на территориях городских и сельских поселений».

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Губейдуллина Х.Х. к Муниципальному учреждению администрация Муниципального образования «Чердаклинский район» о признании права собственности на земельный участок по договору купли-продажи, расположенного по адресу: Ульяновская область, Чердаклинский район, ..., отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Чердаклинский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья О.А. Ватрушкина