Дело № 2-503/10 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 28 октября 2010 года р.п. Чердаклы Чердаклинский районный суд Ульяновской области в составе: председательствующего судьи Аристовой И.В. при секретаре Французовой О.Н., а также с участием истца Заварзиной А.Г., представителей истца Мякина Н.Г., Замотаевой О.Г., представителя ответчика- Управления образования МО «Чердаклинский район», исполняющего функцию органа опеки и попечительства- Мелиной Т.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Заварзиной А.Г. к Управлению образования МО «Чердаклинский район», исполняющего функцию органа опеки и попечительства, о выдаче жилищного сертификата, У С Т А Н О В И Л: Заварзина А.Г. обратилась с иском к УО МО «Чердаклинский район» (уточненные требования), о выдаче жилищного сертификата, указав, что родилась ДД.ММ.ГГГГ в г. Сенгелей Ульяновской области. 2.06.1980 года ее мать З.А.П. написала заявление с просьбой поместить дочь (ее и других детей) в дом матери и ребенка. В различных воспитательных учреждениях она находилась вплоть до окончания ДД.ММ.ГГГГ ...... Старомайнского района Ульяновской области. Проживала в общежитии и всегда находилась только на полном государственном обеспечении. В связи с отсутствием жилого помещения, неизвестностью места пребывания матери, (отец указан со слов последней) она была направлена на работу в качестве повара (по приобретенной специальности) в столовую УГСХА Чердаклинского района Ульяновской области, где ей было предоставлено общежитии в виде одной комнаты №... в ...... Чердаклинского района Ульяновской области. В связи с возникшим заболеванием она стала нетрудоспособна и проживает в данной комнате по настоящее время. Просит обязать ответчика выдать жилищный сертификат на приобретения жилого помещения. В судебном заседании истица Заварзина А.Г., представители истицы Замотаева О.В. и Мякин Н.Г. исковые требования подержали в полном объеме, дали пояснения аналогичные изложенным в иске. Представитель ответчика Управления образования МО «Чердаклинский район», исполняющего функцию органа опеки и попечительства- Мелина Т.Л. с исковыми требованиями Заварзиной А.Г. согласилась, пояснив, что Заварзина А.Г. обучалась в р.п. Старая Майна и не относилась к органу опеки и попечительства Чердаклинского района. Когда Заварзина А.Г. обучалась в Старой Майне, педагоги должны были проверять ее по первичному проживанию в г. Сенгелей, где она и должна была ставиться на первичный учет, как неждающаяся в жилом помещении. После того, как Заварзина была выпущена из детского дома личное дело отдали ей на руки. Ее личное дело было не доработано до конца, так как не определен юридический статус Заварзиной. Они связывались с органом опеки и попечительства Сенгилеевского района, Заварзина в г. Сенгилее на учете не состояла, и на первичный учет как нуждающаяся в жилье не поставлена. Орган опеки и попечительства Сенгилеевского района должен был обеспечить Заварзину жильем на период после окончания Старомайнского техникума. Социальные педагоги вместе с Заварзиной должны были ехать в Сенгилеевский район, поставить ее на учет в Сенгилеевском районе на очередь в получении жилья и ее трудоустроить. Считает, что иск должен предъявляться в Сенгилеевский район по первичному учету, т.к. Заварзина была выявлена в г. Сенгилее, но она уже длительное время зарегистрирована и проживает в Чердаклинском районе. Ребенок попал и содержался в Сенгилеевском детском доме без статуса. Заварзина А.Г. зарегистрирована в Чердаклинском районе, и она имеет право обратиться к ним, а они в свою очередь дали ей отказ, т.к. у Заварзиной не было перечня всех необходимых документов, в частности сведений о ее матери, о лишении родительских прав. Этот вопрос остается открытым. Не возражает против удовлетворения исковых требований истицы, поскольку по целевой программе Заварзина не обеспечена жильем, это недоработка тех органов, которые не обеспечили ее жильем, еще после окончания ...... Старомайнского района, когда ей было 22 года. Представители третьих лиц Правительства Ульяновской области и Министерства финансов Ульяновской области в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие, решение оставили на усмотрение суда. Выслушав истца, его представителей, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему. Судом установлено, что Заварзина А.Г. родилась ДД.ММ.ГГГГ в г. Сенгилей Ульяновской области. На основании заявления Заварзиной А.П. от 02.06.1980 года постановлением заседания комиссии по делам несовершеннолетних при Сенгилеевском райисполкоме от ДД.ММ.ГГГГ №... Заварзина А. определена в дом матери-ребенка. С 10.07.1980 по 29.08.1983 г.г. находилась на полном государственном обеспечении в Специализированном (коррекционном) детском доме для детей с ограниченными возможностями здоровья «Дом детства» г. Ульяновска. В период с 29.04.1983 по 26.08.1987 г.г. Заварзина А.Г. являлась воспитанницей Ульяновского специального (коррекционного) детского дома для детей с ограниченными возможностями здоровья «Гнездышко», где находилась на полном государственном обеспечении. С 24.08.1987 по 02.09.1996 г.г. воспитывалась в Чердаклинском детском доме. При этом никакой жилой площади по месту первоначального учета и в последующем за ней закреплено не было. Со 02.09.1996 по 23.06.1998 г.г. обучалась в ...... в р.п. Старая Майна по профессии «Повар». С 16.09.1998 по 30.06.2001 г.г. обучалась ...... в р.п. Старая Майна по профессии «Швея, повар, бухгалтер с/х». На время обучения была зарегистрирована и проживала в общежитии по адресу: р.п. Старая Майна, ...... После окончания обучения Заварзина А.Г. была направлена на работу в УГСХА, где работала в должности буфетчицы с 01.01.2002 по 17.02.2008 г.г. С 15.12.2004 по 06.02.2008 истица была зарегистрирована по адресу: Ульяновская область, Чердаклинский район, п...... С 06.02.2008 по настоящее время Заварзина зарегистрирована по адресу: Ульяновская область, Чердаклинский район, ...... на основании договора коммерческого найма №... Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии на время трудовых отношений. Из выписки из приказа №... от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Заварзина А.Г. уволена с должности буфетчицы столовой ФГОУ ВПО УГСХА с 17.02.2008 года в связи с признанием работника полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением. По сведениям Управления Росреестра по ульяновской области и УОГУП БТИ Заварзина А.Г. не имеет в собственности недвижимого имущества на территории Ульяновской области. В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети, оставшиеся без попечения родителей, лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Согласно ст. 8 указанного Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно статье 147 СК РФ (в редакции, действовавшей до 01.09.2008) детям, находящимся на полном государственном попечении в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, опекуны (попечители) не назначаются. Выполнение их обязанностей возлагается на администрации этих учреждений. Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей, находящихся в учреждениях, указанных в пункте 1 настоящей статьи. Защита прав выпускников учреждений, указанных в пункте 1 настоящей статьи, возлагается на органы опеки и попечительства. Органы местного самоуправления несут ответственность за несоблюдение Порядка и предоставляемых в Министерство образования сведений о количестве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Суд считает доказанным в судебном заседании факт того, что истецотносится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей. Согласно справке Управления образования администрации МО «Сенгилеевский район» истица Заварзина А.Г. по поводу постановки ее на регистрационный учет, как нуждающуюся в предоставлении жилого помещения не обращалась. При помещении истца в воспитательное учреждение за ней жилое помещение не закреплялось. В соответствии со ст. 3 Закона Ульяновской области 06.05.2006 № 60-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области» обеспечение жилыми помещениями лиц, указанных в статье 2 настоящего Закона, осуществляется в соответствии с нормативом общей площади жилого помещения, установленным Правительством Ульяновской области. Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа определяется Правительством Ульяновской области в соответствии с положениями федеральных законов, а также настоящего Закона. Постановлением Правительства Ульяновской области от 15.01.2008 №1-П утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области. Согласно п.6 названного Порядка для получения сертификата дети-сироты лично или их законные представители представляют в любое время после возникновения права на внеочередное предоставление жилых помещений в органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Ульяновской области (далее - органы местного самоуправления) по месту жительства следующие документы: заявление о выдаче сертификата по форме, установленной Министерством образования Ульяновской области (далее - Министерство); копию паспорта; копию военного билета либо документа из образовательного учреждения об окончании (прекращении) обучения в образовательном учреждении, либо документа об освобождении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; копии документов, подтверждающих принадлежность к лицам, указанным в пункте 2 настоящего Порядка; справку, выданную органом местного самоуправления, уполномоченным в сфере образования, по месту первичного учета детей-сирот, подтверждающую отсутствие закрепленного жилого помещения; выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним об отсутствии жилых помещений в собственности. Орган местного самоуправления: осуществляет прием и регистрацию документов, указанных в пункте 6 настоящего Порядка; принимает решение о выдаче сертификата или об отказе в его выдаче в течение 10 календарных дней с момента подачи документов; направляет лицу, подавшему заявление, уведомление о выдаче сертификата или об отказе в его выдаче не позднее 5 календарных дней с даты вынесения решения. Однако, как было указано выше, согласно ст.8 вышеназванного Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. При этом значимым фактором, позволяющим установить место жительства гражданина в сфере жилищных правоотношений, является именно регистрация по месту жительства. Данный вывод подтвержден и позицией Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 09.04.2002 №123-О, а именно, что условие о наличии у гражданина регистрации по месту жительства направлено именно на обеспечение справедливого распределения жилья, на предотвращение возможных злоупотреблений со стороны граждан, обращающихся с заявлениями о постановке на учет по улучшению жилищных условий, а также на защиту прав и законных интересов собственников жилищного фонда, иных граждан. Согласно ст. 3 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации. Регистрационный учет в соответствии с п.1 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию (утв. Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 г. N 713) устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Как установлено в судебном заседании местом жительства истицы Заварзиной А.Г. является ...... Чердаклинского района Ульяновской области. Жилое помещение, относящееся к специализированному жилищному фонду (общежитие) было предоставлено ей на основании договора коммерческого найма на время трудовых отношений. Трудовые отношения с истицей расторгнуты на основании п. 5 ст. 83 Трудового кодекса РФ. После окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях профессионального образования Заварзина А.Г. органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью обеспечена не была. Жилое помещение за ней не закреплялось. Учитывая вышеизложенное, суд полагает необходимым удовлетворить исковые требования Заварзиной А.Г. Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194 – 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Заварзиной А.Г. к Управлению образования МО «Чердаклинский район», исполняющего функцию органа опеки и попечительства, о выдаче жилищного сертификата удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования «Чердаклинский район» выдать Заварзиной А.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди сертификат на получение субсидии для приобретения жилого помещения с учетом нормы предоставления площади за счет средств субъекта Российской Федерации – Ульяновской области. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Чердаклинский районный суд в течение 10 дней. Вступившее в силу решение суда является основанием для расторжения с Заварзиной А.Г. договора коммерческого найма №... от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с Ульяновской государственной сельскохозяйственной академией после приобретения жилья по жилищному сертификату. Судья И.В. Аристова