Дело № 2-520/10 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Ульяновская область, р.п. Чердаклы 15 ноября 2010 года Чердаклинский районный суд Ульяновской области в составе: председательствующего судьи Аристовой И.В., при секретаре Французовой О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Янчиковой Е.А. к Муниципальному учреждению администрация муниципального образования «Калмаюрское сельское поселение» о признании решения по отказу в принятии на учет в улучшении жилищных условий незаконным, обязании в постановке на учет как нуждающейся в улучшении жилищных условий, как вдовы ветерана Великой отечественной войны, УСТАНОВИЛ: Янчикова Е.А. обратилась в суд с иском к Главе МО «Калмаюрское сельское поселение о признании решения по отказу в принятии на учет в улучшении жилищных условий незаконным, обязании в постановке на учет как нуждающейся в улучшении жилищных условий, как вдовы ветерана ВОВ. Свои требования мотивировала тем, что является вдовой участника ВОВ Янчикова А.С. В апреле 2010 года ею было подано заявление на постановку на учет как нуждающейся в улучшении жилищных условий. Было принято решение о признании ее не нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку не имеется регистрации в г. Ульяновске, по месту ее жительства у сына, у которого она проживает в настоящее время. Кроме того, администрация МО «Калмаюрское сельское поселение» уведомила ее об отказе в принятии на учет, поскольку общая площадь дома по месту ее регистрации более 12 кв.м. В связи с чем она обратилась к Президенту РФ. После чего в мае 2010 года была создана комиссия по проверке ЖБУ, по результатам которой ей в устной форме было сообщено о том, что ее признали нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставили на очередь. Через четыре месяца Главой администрации МО «Калмаюрское сельское поселение» снова было отказано в законом праве в постановке на учет как нуждающейся в улучшении жилищных условий. Данный отказ считает незаконным, поскольку в 2005 году она перенесла сложный перелом и с тех пор нуждается в уходе. С. ...... проживать одна, в доме без удобств, не может. Проживает в г. Ульяновске в семье сына, но при этом остается зарегистрированной в с. ....... Ее сын отдельного благоустроенного жилья не имеет, проживает в коммунальной квартире. В исковом заявлении просит признать решение Главы администрации МО «Калмаюрское сельское поселение» по отказу в принятии на учет в улучшении жилищных условий №... от ДД.ММ.ГГГГ незаконным; обязать поставить ее на учет как нуждающуюся в улучшении жилищных условий, как вдовы ВОВ. В судебное заседание истица Янчикова Е.А. не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Представитель истицы Янчиков В.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования Янчиковой Е.А. поддержал в полном объеме, дал пояснения аналогичные изложенным в иске. Кроме того пояснил, что дом в с. ...... построен в период брака отца с матерью в 1973 году. Общая площадь дома составляет 56,45 кв.м, жилая – 38,39 кв.м. 2 комнаты жилые по 18,32 и 14,10 кв.м, имеется газовое отопление. Вода в дом не подведена, удобств нет. Дом пригоден для проживания. Отец умер в 1994 году. После его смерти мать на очередь никогда не вставала. В 2000 году по завещанию отца весь дом был оформлен на него, по постановлению нотариуса, несмотря на то, что у родителей были равные доли. Мать от своей доли как переживший супруг и от доли отца отказалась в его пользу. В 2005 году мать переехала к нему в г. Ульяновск, где он с семьей проживает в 2 комнатах площадями 17,5 и 18,10 кв.м в 3-х комнатной квартире. Соседи занимают комнату 12 кв.м. Общая площадь квартиры составляет 63,36 кв.м. Комнаты приватизированы на жену и 2 детей в 2004 году. Он от участия в приватизации отказался. Его мать осталась зарегистрированной в с. ...... в своем доме. Представитель ответчика МУ администрации МО «Калмаюрское сельское поселение» Ахметов З.М. в судебном заседании с требованиями Янчиковой Е.А. не согласился, пояснив, что постановление от 07.09.2010 года об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося считает законным, поскольку общая площадь жилого помещения в котором зарегистрирована Янчикова Е.А. составляет более 12 кв.м на человека. Янчикова может обратиться с заявлением об оказании помощи в организации и улучшении жилищных условий путем подведения удобств и воды в дом, организации слива, установке сан. узла, ремонте жилого дома. Подобного заявления от Янчиковой не поступало. Были проведены районная и местная жилищные комиссии и составлены совместные акты от апреля 2010 года и от сентября 2010 года о том, что дом пригоден для проживания. Также в актах было отражено, что в доме отсутствуют удобства. Представитель третьего лица - Управления Департамента социальной защиты населения Ульяновской области по Чердаклинскому району Махмутов А.Н. в судебном заседании с требованиями Янчиковой Е.А. не согласился, просил в удовлетворении иска отказать. Третье лицо – Мэрия г. Ульяновска (отдел по учету и распределению жилой площади) в судебное заседание не явился, просив рассмотреть дело в отсутствие представителя. В суд представила обоснованный отзыв, в котором просила в удовлетворении требований Янчиковой Е.А. отказать. Ссылаясь на то, что нуждающимися в жилье признаются граждане, не обеспеченные учетной нормой площади жилого помещения. Янчикова Е.А. с 1953 года по настоящее время зарегистрирована в частном домовладении по ...... в ...... общей площадью 56,45 кв.м. Собственником данного жилого дома является ее сын. Учетной нормой площади жилого помещения истица обеспечена. Подтверждением места жительства гражданина является его постоянная регистрация. Регистрации в г. Ульяновске Янчикова Е.А. не имеет. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истицы и третьего лица – Мэрии г. Ульяновска по имеющимся в деле доказательствам. Заслушав представителей истицы, ответчика и третьего лица суд приходит к следующему. Судом установлено, что Янчикова Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны Я* А.С. Согласно п.п.3 п.1 ст. 15 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 № 5-ФЗ одной из мер социальной поддержки участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, является обеспечение их жильем за счет средств федерального бюджета, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 указанного Федерального закона. В силу ч. 1 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах», Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Указом Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» предписано завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года за № 5-ФЗ «О ветеранах». Данные нормативные акты содержат прямое указание на необходимость обеспечения жильем не всех ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а только тех из них, которые являются нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим жилищным законодательством. В соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.06 г. №138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Ульяновской области и порядке предоставления им жилых помещений» полномочия по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложены на Департамент социальной защиты населения. Мера государственной социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, определяется в форме социальных выплат на приобретение жилья в собственность. В статье 51 Жилищного кодекса РФ перечислены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. В апреле 2010 года Янчикова Е.А. обратилась с заявлением в Мэрию г. Ульяновска и МУ администрации МО «Калмаюрское сельское поселение» о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдовы участника ВОВ. Письмом от 15.04.2010 Мэрии г. Ульяновска и письмом от 12.04.2010 года МУ администрации МО «Калмаюрское сельское поселение» Янчиковой Е.А. отказано в постановке на учет как нуждающейся в улучшении жилищных условий ввиду обеспечения ее общей жилой площадью не менее 12 кв.м. Решением главы администрации МО «Калмаюрское сельское поселение» от 07.09.2010 года № 614 Янчиковой Е.А. отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании ст.ст. 49 и 51 Жилищного кодекса РФ. Согласно ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: 1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; 2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок. Из представленных документов, материалов наследственного дела следует, что Я* А.С., умершему ДД.ММ.ГГГГ принадлежали жилой дом и два земельных участка, расположенные в ....... Наследниками указанного имущества являются его жена – Янчикова Е.А. и сын – Янчиков В.А. Янчикова Е.А. в права наследования как переживший супруг и на имущество(долю) мужа вступать отказалась. Наследником вышеуказанного имущества стал сын умершего Янчиков В.А. на основании завещания. Наследственное имущество состоит из жилого дома, расположенного по адресу: ...... и двух земельных участков в ....... Как следует из Свидетельства о государственной регистрации права собственником жилого дома с пристроем общей площадью 56,45 кв.м и принадлежностями, расположенных по адресу: ...... является Янчиков В.А. на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию. Право собственности зарегистрировано в УФРС по Ульяновской области за Янчиковым В.А. ДД.ММ.ГГГГ Из справки формы следует, что Янчиков В.А. зарегистрирован и проживает по адресу: ...... в 2 комнатах трехкомнатной квартиры. Собственниками 70/300 долей вышеуказанного жилого помещения являются: жена и два ребенка Янчикова В.А. Как следует из домовой книги по адресу: ...... зарегистрирована Янчикова Е.А. Из акта проверки жилищно-бытовых условий ...... следует, что указанный деревянный жилой дом площадью 56,45 кв.м состоит из трех комнат площадью 14,1, 11,88 и 18,32 кв.м. Комнаты светлые, сухие. Янчикова Е.А. проживает в доме с 1953 года. На момент проверки, 01.04.2010, Янчикова Е.А. проживает с сыном в г. Ульяновске. Подтверждением места жительства гражданина является его постоянная регистрация. Регистрации в г. Ульяновске Янчикова Е.А. не имеет, она зарегистрирована одна в ......, то есть только указанный адрес возможно расценить как постоянное место жительства истца, при этом место ее временного проживания (пребывания) в расчет судом взято быть не может. Общая площадь жилого дома по месту регистрации истца составляет 56,45 кв.м, что в несколько раз превышает учетную норму на одного человека (12 кв.м). Согласно Законом Ульяновской области № 49-ЗО «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» установлена учетная норма площади жилого помещения в размере не менее 12 квадратных метров общей площади. Таким образом, оснований для удовлетворения требований истицы Янчиковой Е.А. не имеется. Руководствуясь ст.ст. 194 -199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении иска Янчиковой Е.А. к главе Муниципального образования «Калмаюрское сельское поселение» о признании решения по отказу в принятии на учет в улучшении жилищных условий незаконным, обязании в постановке на учет как нуждающейся в улучшении жилищных условий, как вдовы ветерана Великой отечественной войны отказать в полном объеме. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в Чердаклинский районный суд в течении 10 дней. Судья И.В. Аристова