Дело № 2-619/10 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ р.п. Чердаклы, Ульяновская область 29 декабря 2010 года Чердаклинский районный суд Ульяновской области в составе председательсвующего судьи Ватрушкиной О.А., при секретаре Урусовой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Семиной Г.А. к Муниципальному учреждению администарции муниципалшьного образования «Бряндинское сельское поселение» Черджаклинского района Ульяновской областии о признании незаконными решения жилищной комиссии об отказе в постановке на учет по улучшению жилищных условий, возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, УСТАНОВИЛ: Семина Г.А. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «Бряндинское сельское поселение» о признании жилого дома, расположенного по адресу: ......, не отвечающим установленным для жилых помещений требованиям, обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. В иске указала, что является вдовой ветерана Великой Отечественной войны. 16.09.2010 года обратилась к ответчику с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, в связи с непригодностью занимаемого жилого помещения для проживания. В чем было отказано в связи с тем, что квартира пригодна для проживания. Обратилась в ООО «...........» для проведения обследования технического состояния дома, по результатам которого выявлено, что недвижимость и безопасность не обеспечены техническими характеристиками и дано заключение с рекомендацией отнести квартиру №2, занимаемую истицей, к ветхому строению. Истица Семина Г.А. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. В судебном заседании представители истицы Семиной Г.А. Митясова Л.М. и Яценко Л.М. исковое заявление полностью поддержали. Дали пояснения, аналогичные изложенным в иске. Представитель ответчика администрации муниципального образования «Бряндинское сельское поселение» в судебное заседание не явился. Ранее в судебном заседании представитель ответчика Беккеров К.Ш. иск Семиной Г.А. не признал, не согласен с отчетом о техническом состоянии дома, представленным представителями истицы. Выслушав представителей истицы, изучив материалы дела, заключение эксперта, суд приходит к следующему. В соответствии с подп. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1995 года за №5-ФЗ «О ветеранах» инвалидам Великой Отечественной войны предоставляются меры социальной поддержки, в том числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. В силу ч. 1 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах», Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.06 №138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Ульяновской области и порядке предоставления им жилых помещений» полномочия по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложены на Департамент социальной защиты населения. Мера государственной социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, определяется в форме социальных выплат на приобретение жилья в собственность. Указом Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» №714 от 07 мая 2008 года постановлено завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах». Семина Г.А. является инвалидом 1 группы по общему заболеванию, инвалидность ей установлена бессрочно, нуждается в постоянном постороннем уходе. Является вдовой участника Великой отечественной войны С* М.И., умершего 22.01.1990 года. 23.08.2010 года истица обратилась к ответчику с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Семина Г.А. является собственницей 14/100 доли жилого дома, расположенного по адресу: ...... на основании договора на передачу жилой площади в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ №.... (квартира № 2) В соответствии со ст. 21 ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. В статье 51 Жилищного кодекса РФ перечислены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. В силу ч.ч. 2,3,4 ст. 15 и ч. 2 ст. 16 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством РФ в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ. Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. Согласно п. 12 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным, подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 N 47, жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных. Не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания: отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно- и двухэтажном жилом доме. В ходе судебного заседания стороной истца представлены доказательства, что принадлежащая истице квартира не соответствует вышеприведенным правовым нормам и не пригодна для проживания. Согласно п. 33 Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом и отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований. В силу ст. 34 Положения жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания и вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащем сносу и реконструкции. В соответствии со ст. 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения, установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным для проживания), а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние (п. 43 Положения). В силу п. 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции. Ответчиком 30.11.2010 года Семиной Г.А. отказано в постановке на учет на улучшение жилищных условий в связи с тем, что по заключению межведомственной комиссии от 25.10.2010 года квартира признана пригодной для проживания. Однако, суд не может согласиться с указанным выводом комиссии. Так, согласно технического отчета от 23.09.2010 года, изготовленного ООО «...........», техническое состояние конструкций квартиры № 2 жилого дома показало, что в целом несущие и ограждающие конструкции находятся в недопустимом и ограниченно работоспособном состоянии. Учитывая просадку наружных стен жилого дома, значительное поражение несущих и ограждающих конструкций гнилью, требующих замены до 70% конструкций, значительный физический и моральный износ (год постройки 1917, отсутствие канализации, печное отопление), рекомендовано отнести квартиру № 2 в жилом доме по ул. ...... в ...... к ветхому строению. Согласно технического паспорта на жилой дом от 02.05.2006 года год постройки жилого дома - 1917. Согласно требованиям, которым должно отвечать жилое помещение, несущие и ограждающие конструкции жилого помещения, в том числе входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования. Основания и несущие конструкции жилого дома, а также основания и несущие конструкции, входящие в состояв общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не должны иметь разрушения и повреждения, приводящие к их деформации или образованию трещин, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций или жилого дома в целом (п. 10 Положения). По делу назначалась строительно-техническая экспертиза. Согласно заключения эксперта №... от 21.12.2010 года жилье, расположенное по адресу: ...... не соответствует п. 10 МДС 13-21.2007, предъявляемого к жилым помещениям, в части неудовлетворительного технического состояния несущих и ограждающих конструкций. Техническое состояние квартиры с учетом физического износа конструкций оценивается как неудовлетворительное - эксплуатация конструктивных элементов возможна лишь при условии значительного капитального ремонта. Квартира не относится к категории ветхого жилья. Техническое состояние конструкций крыльца (лит. К1) - аварийное, требуется полная замена конструкций. При таких обстоятельствах нельзя признать законным и обоснованным вывод межведомственной комиссии о пригодности для проживания квартиры, занимаемой Семиной Г.А. Судом установлена нуждаемость истицы в улучшении жилищных условий. В связи с чем ее исковые требования подлежат удовлетворению. Представители истицы просят взыскать с ответчика расходы, связанные с проведением экспертизы в размере 10413 рублей. Стоимость проведенной экспертизы составила 10110 рублей. В соответствии со ст. 98 ГПК РФ пользу истицы подлежат взысканию с ответчика расходы, связанные с проведением строительно-технической экспертизы в размере 10110 рублей. Оснований для взыскания суммы 303,30 рублей комиссии банка за перечисления указанных денежных средств не имеется. Истица и ее представители не были лишены возможности уплатить стоимость экспертизы непосредственно в кассу экспертного учреждения. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Семиной Г.А. удовлетворить частично. Признать жилое помещение по адресу: ...... не отвечающим установленным для жилых помещений требованиям. Обязать Муниципальное учреждение администрация Муниципального образования «Бряндинское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области поставить на учет Семину Г.А. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Взыскать с Муниципального учреждения администрация Муниципального образования «Бряндинское сельское поселение» Чердаклинского района в пользу Семиной Г.А. расходы за проведение экспертизы в размере 10110 рублей. В удовлетворении остальных требований отказать. Решение суда может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Чердаклинский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме. Судья: О.А. Ватрушкина