Дело № 2-27/10 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Ульяновская область, р.п. Чердаклы 20 января 2011 года Чердаклинский районный суд Ульяновской области в составе: председательствующего судьи Ватрушкиной О.А., при секретаре Урусовой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рассадиной А.Ф. к администрации муниципального образования «Белоярское сельское поселение» об обязании постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как вдовы ветерана Великой Отечественной войны, УСТАНОВИЛ: Рассадина А.Ф. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «Белоярское сельское поселение» об обязании постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как вдовы ветерана Великой Отечественной войны с 29.03.2010 года. Указывая, что проживает в жилом доме муниципального типа по адресу:. ...... Жилой дом не отвечает установленным для жилых помещений требованиям. 29.03.2010 года обратилась к ответчику с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, как вдова ветерана Великой Отечественной войны. В постановке на учет было отказано в связи с тем, что жилой дом пригоден для проживания. 03.11.2010 года обратилась в ООО «Строительно-техническая экспертиза Димитровградского управления строительства» для проведения обследования технического состояния дома, по результатам которого выявлено, что в целом несущие и ограждающие конструкции жилого дома находятся в недопустимом и ограниченно работоспособном состоянии. Учитывая просадку наружных стен жилого дома, значительное поражение несущих конструкций, значительный физический и моральный износ (год постройки, печное отопление, отсутствие холодного и горячего водоснабжения) рекомендовано отнести жилой дом к ветхому строению. Истица Рассадина А.Ф. в судебное заседание не явилась, имеется заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. В судебном заседании представитель истицы Пильщикова Л.Н. исковые требования Рассадиной А.Ф. поддержала. Дала пояснения, аналогичные изложенным в иске. Представитель ответчика администрации муниципального образования «Белоярское сельское поселение» Леманова Т.А. иск Рассадиной А.Ф. не признала. Пояснила, что отсутствуют основания для удовлетворения ее иска. Выслушав представителя истицы, представителя ответчика, изучив материалы дела, заключение эксперта, суд приходит к следующему. В соответствии с подп. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1995 года за №5-ФЗ «О ветеранах» инвалидам Великой Отечественной войны предоставляются меры социальной поддержки, в том числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. В соответствии со ст. 21 ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. В силу ч. 1 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.06 №138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Ульяновской области и порядке предоставления им жилых помещений» полномочия по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложены на Департамент социальной защиты населения. Мера государственной социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, определяется в форме социальных выплат на приобретение жилья в собственность. Указом Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» №714 от 07 мая 2008 года постановлено завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах». Законом Ульяновской области «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» от 6.05.2006 г. N 49-ЗО предусмотрено, что ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется местными администрациями. Решением Совета депутатов МО «Белоярское сельское поселение» от 04.03.2008 г. №7 «Об установлении нормы предоставления и учетной суммы площади жилого помещения» определено, что учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 15 кв.м. Рассадина А.Ф. является вдовой участника Великой Отечественной войны Р.И.Г., умершего 07.04.2008 года. Истица обратилась к ответчику с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Постановлением № 40 от 19.04.2010 года МУ администрация МО «Белоярское сельское поселение» Рассадиной А.Ф., зарегистрированной по адресу:. ..... отказано в постановке на учет по улучшению жилищных условий в связи с тем, что жилой дом истицы соответствует эксплуатационным характеристикам, площадь жилого дома превышает учетную норму (л.д. 9-10). Рассадина А.Ф., уроженка. ....., с 1979 года зарегистрирована в. ..... по адресу:. ...... Как следует из справки ф.8 жилая площадь дома составляет 37,38 кв.м. Жилой дом состоит из 2 комнат. Других лиц, зарегистрированных в жилом доме, не имеется. Жилой дом, в котором проживает истица, не находится в муниципальной собственности. Из представленных МУ администрация МО «Белоярское сельское поселение» выписок из похозяйственных книг следует, что жилой дом с надворными постройками по адресу:. ..... принадлежит Р.И.Г. (супругу истицы). В обоснование заявленных исковых требований о непригодности жилого дома для проживания истицей представлен технический отчет от 03.11.2010 года о результатах обследования технического состояния строительных конструкций жилого дома Рассадиной А.Ф., подготовленный ООО «Строительно-техническая экспертиза Димитровградского управления строительства». Согласно указанного отчета в целом несущие и ограждающие конструкции находятся в недопустимом и ограниченно работоспособном состоянии. Учитывая просадку наружных стен жилого дома, значительное поражение несущих и ограждающих конструкций гнилью, требующих замены до 70% конструкций, значительный физический и моральный износ (год постройки 1955, печное отопление, отсутствие холодного и горячего водоснабжения, отсутствие канализации) рекомендовано: отнести жилой дом истицы к ветхому строению. В статье 51 Жилищного кодекса РФ перечислены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. В силу ч.ч. 2,3,4 ст. 15 и ч. 2 ст. 16 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством РФ в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ. Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. Согласно п. 12 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным, подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 N 47, жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных. Не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания: отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно- и двухэтажном жилом доме. Согласно п. 33 Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом и отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований. В силу п. 34 Положения жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания и вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащем сносу и реконструкции. В соответствии со п. 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения, установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным для проживания), а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние (п. 43 Положения). В силу п. 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции. Ответчиком 19.04.2011 года Рассадиной А.Ф. отказано в постановке на учет на улучшение жилищных условий в связи с тем, что по заключению межведомственной комиссии от 16.04.2010 года жилой дом находится в удовлетворительном состоянии, соответствует учетной норме проживания. Согласно требованиям, которым должно отвечать жилое помещение, несущие и ограждающие конструкции жилого помещения, в том числе входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования. Основания и несущие конструкции жилого дома, а также основания и несущие конструкции, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не должны иметь разрушения и повреждения, приводящие к их деформации или образованию трещин, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций или жилого дома в целом (п. 10 Положения). По делу назначалась судебная строительно-техническая экспертиза. Осмотр жилого дома проводился в присутствии истицы Рассадиной А.Ф., представителя администрации МО «Белоярское сельское поселение». Для проведения экспертизы, в том числе, предоставлялся и технический отчет от 03.11.2011 года. Согласно заключения эксперта №... от 13.01.2011 года жилой дом Рассадиной А.Ф. соответствует требованиям СНиП, градостроительным и санитарным нормам, за исключением п. 3.84 СНиП 2.04.05-91* «Отопление, вентиляция и кондиционирование» - в части отсутствия разделок в местах прохождения металлической трубы дымоотвода, от каждой печи через кровлю, которое является существенным нарушением. Для устранения указанного повреждения необходимо провести разделки между трубами дымоотводов и кровлей из негорючих материалов. Техническое состояние указанного жилого дома, а значит и его конструктивных элементов в пределах от 21 до 40 процентов физического износа оценивается как удовлетворительное - конструктивные элементы в целом пригодны для эксплуатации, но требуют некоторого капитального ремонта, который наиболее целесообразен именно на данной стадии, процент износа составил 30%. Жилой дом пригоден для проживания. Оснований не доверять заключению эксперта у суда не имеется, поскольку эксперт ЗАО «Многопрофильный деловой центр» М.А.И. имеет высшее образование по специальности «Конструирование и производство РЭА», специальность «Исследование строительных объектов и территорий, функционально связанной с ними, в том числе с целью определения их оценки» - ГУ Российский Федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции РФ (сертификат соответствия №... от ДД.ММ.ГГГГ). Общий стаж работы - с 1984 года, в том числе экспертной деятельности -с 2008 года. При проведении экспертизы эксперт предупреждался об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения. С учетом установленных обстоятельств суд приходит к выводу об отсутствии оснований для постановки истицы на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, РЕШИЛ: В удовлетворении искового заявления Рассадиной А.Ф. к администрации муниципального образования «Белоярское сельское поселение» об обязании постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении отказать в полном объеме. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Чердаклинский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме. Судья: О.А. Ватрушкина