Решение по иску о признании незаконным постановления об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий



                                                                                                  Дело № 2-102/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

р.п. Чердаклы, Ульяновская область 01 апреля 2011 года

Чердаклинский районный суд Ульяновской области в составе председательсвующего судьи Ватрушкиной О.А., при секретаре Урусовой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Романовой К.К. к Муниципальному учреждению администрации муниципального образования «Крестовогородищенское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области о признании незаконным постановления об отказе в постановке на учет по улучшению жилищных условий, возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий,

УСТАНОВИЛ:

Романова К.К. обратилась в суд с иском к Муниципальному учреждению администрация муниципального образования «Крестовогородищенское сельское поселение» о признании незаконным постановления об отказе в постановке на учет по улучшению жилищных условий, возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Указывая, что является вдовой ветерана Великой Отечественной войны. 23.10.2010 года обратилась к ответчику с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, в связи с непригодностью занимаемого жилого помещения по адресу: Ульяновская область, Чердаклинский район, с. ..........., ул. ..........., №..., для проживания. В чем было отказано в связи с тем, что жилой дом пригоден для проживания. С принятым ответчиком решением она не согласна. Дом, в котором она проживает, находится в аварийном состоянии, в доме отсутствуют удобства. Другого жилого помещения она не имеет.

Истица Романова К.К. в судебное заседание не явилась, извещалась о времени и месте рассмотрения дела.

В судебном заседании представитель истицы Романовой К.К. Романова Т.И. исковое заявление полностью поддержала. Дала пояснения, аналогичные изложенным в иске.

Представитель ответчика МУ администрация муниципального образования «Крестовогородищенское сельское поселение» Майнцев В.Н. в судебном заседании просил вынести решение по иску по усмотрению суда.

Выслушав представителя истицы, представителя ответчика, изучив материалы дела, заключение эксперта, суд приходит к следующему.

В соответствии с подп. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1995 года за №5-ФЗ «О ветеранах» инвалидам Великой Отечественной войны предоставляются меры социальной поддержки, в том числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

В силу ч. 1 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах», Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.06 №138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Ульяновской области и порядке предоставления им жилых помещений» полномочия по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложены на Департамент социальной защиты населения. Мера государственной социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, определяется в форме социальных выплат на приобретение жилья в собственность.

Указом Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» №714 от 07 мая 2008 года постановлено завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах».

Романова К.К. является вдовой участника Великой Отечественной войны Р.И.П., умершего 04.10.1998 года.

25.10.2010 года истица обратилась к ответчику с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Романова К.К. зарегистрирована по месту жительства по адресу: Ульяновская область, Чердаклинский район, с. ..........., ул. ..........., №..., с 06.07.1998 года. По указанному адресу зарегистрирована одна.

Недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности, за Романовой К.К. не зарегистрировано.

В соответствии со ст. 21 ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

В статье 51 Жилищного кодекса РФ перечислены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

В силу ч.ч. 2,3,4 ст. 15 и ч. 2 ст. 16 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством РФ в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ.

Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

Согласно п. 12 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным, подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 N 47, жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.

Не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания: отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно- и двухэтажном жилом доме.

В ходе судебного заседания стороной истца представлены доказательства, что жилой дом, в котором проживает истица, не соответствует вышеприведенным правовым нормам и не пригоден для проживания.

Согласно п. 33 Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом и отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.

В силу ст. 34 Положения жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания и вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащем сносу и реконструкции.

В соответствии со ст. 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения, установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным для проживания), а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние (п. 43 Положения).

В силу п. 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;

о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.

            Ответчиком 28.10.2010 года Романовой К.К. отказано в постановке на учет на улучшение жилищных условий в связи с тем, что по заключению межведомственной комиссии от 25.10.2010 года Романова К.К. не является нуждающейся в улучшении жилищных условий, площадь жилого помещения составляет приблизительно 40 кв.м., что соответствует норме проживания.

         Однако суд не может согласиться с указанным выводом ответчика.

Согласно инвентаризационного дела на жилой дом №... по ул. ........... в с. ........... год постройки жилого дома - 1953.

Согласно требованиям, которым должно отвечать жилое помещение, несущие и ограждающие конструкции жилого помещения, в том числе входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования.

Основания и несущие конструкции жилого дома, а также основания и несущие конструкции, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не должны иметь разрушения и повреждения, приводящие к их деформации или образованию трещин, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций или жилого дома в целом (п. 10 Положения).

     По делу назначалась строительно-техническая экспертиза. Согласно заключения эксперта №... от 28.03.2011 года жилье, расположенное по адресу: Ульяновская область, Чердаклинский район, с. ..........., ул. ..........., №... не соответствует требованиям п.1.1 СНиП 2.08.01-89 «Жилые здания» и п. 4.73 МДС 40-2.2000 в части недостаточности высоты жилой комнаты и кухни, п. 6.16 СНиП 21001-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений» в части недостаточности высоты эвакуационных выходов, п.п. 10, 11, 15, 22 постановления Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» в части недопустимости технического состояния несущих стен (п.10), не обеспечения требуемых параметров температурно-влажностного режима (п.15), недостаточности высоты дверных проемов и помещений (п.п.11, 22). Жилой дом №... по ул. ........... имеет физический износ - 59%, при этом рубленные несущие стены находятся в недопустимом состоянии, а остальные конструкции в ограниченно работоспособном состоянии. Техническое состояние несущих рубленных стен соответствует критериям п. 34 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 и позволяет признать жилой дом №... по ул. ........... с. ........... непригодным для жилья.

При таких обстоятельствах нельзя признать законным и обоснованным отказ истице в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Судом установлена нуждаемость истицы в улучшении жилищных условий. В связи с чем ее исковые требования подлежат удовлетворению.

Представитель истицы просит взыскать с ответчика расходы, связанные с проведением экспертизы в размере ........... рубль ........... копеек. Стоимость проведенной экспертизы составила ........... рублей. В соответствии со ст. 98 ГПК РФ пользу истицы подлежат взысканию с ответчика расходы, связанные с проведением строительно-технической экспертизы в размере ........... рублей. Оснований для взыскания суммы ........... рублей комиссии банка за перечисление указанных денежных средств не имеется. Истица и ее представитель не были лишены возможности уплатить стоимость экспертизы непосредственно в кассу экспертного учреждения.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

      

РЕШИЛ:

Исковые требования Романовой К.К. удовлетворить частично.

Признать незаконным постановление Муниципального учреждения администрация муниципального образования «Крестовогородищенское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области №... от 28.10.2010 года.

Обязать Муниципальное учреждение администрация Муниципального образования «Крестовогородищенское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области поставить на учет Романову К.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Взыскать с Муниципального учреждения администрация Муниципального образования «Крестовогородищенское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области в пользу Романовой К.К. расходы за проведение экспертизы в размере ........... рублей.

В удовлетворении остальных требований отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Чердаклинский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья:                                                                                            О.А. Ватрушкина