Решение по иску прокурора в защиту прав и законых интересов неопределенного круга лиц о понуждении к получению разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух



Дело № 2-310/2011

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

      Ульяновская область, р.п. Чердаклы 31 мая 2011 года

Чердаклинский районный суд Ульяновской области в составе: председательствующего судьи Кузьмина С.М.,

с участием помощника прокурора Чердаклинского района Гофмана Д.В.,

при секретаре Максимовой Е.А.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Чердаклинского района Ульяновской области, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «Сигнал» о понуждении к получению разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Чердаклинского района Ульяновской области обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «Сигнал» о понуждении к получению разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Свои требования мотивировал тем, что ООО «Сигнал», расположенное по адресу: Ульяновская область, р.п. Чердаклы, ул. Железнодорожная, 4 Б с февраля 2011 года осуществляется хранение нефти. В производственной деятельности предприятием задействованы два нефтехранилища. К пуску готовится цех по переработки нефти в целях изготовления топлива. Таким образом, в производственной деятельности предприятия используется стационарные источники, осуществляющие выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Согласно заключению специалистов филиала «Центра лабораторного анализа и технических измерений по Ульяновской области» на территории ООО «Сигнал» в точках отбора проб воздуха концентрация вредных веществ превышает предельно допустимые концентрации. Эксплуатация объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. Выбросы химических веществ в окружающую среду допускаются только при наличии специального разрешения. Невыполнение требований природоохранного законодательства создает опасность причинения вреда здоровью граждан и окружающей среде в будущем. Просит признать бездействие ООО «Сигнал», выразившееся в неполучении разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух незаконным. Обязать ООО «Сигнал» получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в уполномоченном государственном органе, осуществляющем государственное управление в области охраны окружающей среды.

В судебном заседании помощник прокурора Чердаклинского района Гофман Д.В. исковые требования поддержал в полном объеме и обосновал их доводами, которые аналогичны доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика - ООО «Сигнал» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства.

Представитель третьего лица - Комитета по государственному контролю в сфере природопользования и охраны окружающей среды Ульяновской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика и третьего лица.

Заслушав прокурора, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено ООО «Сигнал» осуществляет хранение нефти в резервуарах на земельном участке, расположенном по адресу: Ульяновская область, р.п. Чердаклы, ул. Железнодорожная, 4 «Б», представленного на основании постановления Главы Чердаклинского района от 14.12.2004 года № 647 в аренду сроком на 20 лет.

Из свидетельства о регистрации №... от 09.08.2006, выданного Управлению по технологическому и экологическому надзору по Ульяновской области следует, что ООО «Сигнал» имеет опасные производственные объекты, эксплуатируемые указанной организацией, которые зарегистрированы в государственном реестре опасных производственных объектов в соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Согласно заключению филиала «Центра лабораторного анализа и технического измерения по Ульяновской области» от 25.04.2011 года, на территории ООО «Сигнал» в точках отбора проб воздуха концентрация вредных веществ превышает ПДК: по дигидросульфиту - в точке № 1 в 6,5 раза, в точке № 2 в 11 раз; по метинбензолу - в точке № 1 в 6,5 раз, в точке № 2 в 14,08 раз; по диметилбензолу - в точке № 1 в 6,2 раза, в точке № 2 в 26,75 раза; по углеводородам - в точке № 1 в 2, 51 раза, в точке № 2 в 12,09 раза.

Таким образом, в производственной деятельности предприятия используются стационарные источники, осуществляющие выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Статьей 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что выбросы химических веществ в окружающую среду допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В силу ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране      атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

При отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены.

Разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ООО «Сигнал» суду не представлено.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.

Согласно ст. 19 ч. 1 указанного закона в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, осуществляется нормирование в области охраны окружающей среды.

Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды.

Неполучение ООО «Сигнал» разрешения на выбросы вредных веществ в атмосферный воздух ведет к невыполнению мероприятий по охране атмосферного воздуха и негативному воздействию на окружающую среду, что в свою очередь может повлиять на здоровье граждан проживающих в районе нахождения указанных выше вредных источников.

Тем самым нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 42 Конституции Российской Федерации.

В связи с изложенным исковые требований прокурора о признании бездействия ООО «Сигнал», выразившегося в неполучении разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух незаконным, возложении на ООО «Сигнал» обязанности получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Прокурор в силу ст. 333.36 НК РФ прокурор освобождается от уплаты госпошлины, при таких обстоятельствах госпошлина в доход местного бюджета подлежит взысканию с ООО «Сигнал» в размере 4000 руб., согласно ст. 333.19 НК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Чердаклинского района Ульяновской области, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Признать бездействие Общества с ограниченной ответственностью «Сигнал» в неполучении разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух незаконным.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Сигнал» получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в уполномоченном государственном органе, осуществляющем государственное управление в области охраны окружающей среды.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Сигнал» в доход бюджета МО «Чердаклинский район» государственную пошлину в размере 4000 руб.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Чердаклинский районный суд в течение 10 дней.

Судья                 С.М. Кузьмин