Решение по иску прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о возложении обязанности устранить нарушения экологического законодательства.



                                                                                                                 Дело №2-336/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.п. Чердаклы                    12 июля 2011 года

Чердаклинский районный суд Ульяновской области в составе: председательствующего судьи Ватрушкиной О.А., при секретаре Урусовой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Чердаклинского района Ульяновской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному учреждению администрация муниципального образования «Октябрьское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области, Муниципальному учреждению администрация Муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области, Областному государственному унитарному предприятию «Ульяновскавтодор» о возложении обязанности устранить нарушения экологического законодательства, обязании организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов с несанкционированных свалок,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Чердаклинского района Ульяновской области обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к МУ администрация МО «Октябрьское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области уточненным в ходе судебного разбирательства о возложении обязанности устранить нарушения экологического законодательства, ликвидировать свалку ТБО, организовать их сбор и утилизацию. Указав, что прокуратурой Чердаклинского района проведена проверка исполнения требований санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства РФ при размещении твердых бытовых отходов на территории МО «Октябрьское сельское поселение». В ходе проверки было установлено, что на территории МО «Октябрьское сельское поселение» имеются стихийные свалки ТБО. Так, стихийная свалка ТБО образовалась вдоль дороги п. Октябрьский - с. Крестово-Городище Чердаклинского района, перед поворотом на с. Крестово-Городище. Кроме того, вдоль автодороги п. Мирный - п.Октябрьский на участке от поворота на свалку ТБО до поворота ООО «Мегаферма «Октябрьский», с обоих сторон автодороги, располагаются ТБО, разносимые ветром с указанной свалки.

Свалка ТБО, расположенная вдоль автодороги п.Октябрьский-с.Крестово-Городище, эксплуатируется на протяжении длительного периода времени с нарушением требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, утвержденных Министерством здравоохранения РФ от 30.04.2003 года № 2.1.7,1322-03 «Почва. Очистка населенных мест. Отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы, гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления».

Также нарушением указанных правил является расположение ТБО вдоль автодороги п.Мирный-п.Октябрьский на участке от поворота на несанкционированную свалку ТБО до поворота на ООО «Мегаферма «Октябрьский».

МУ администрация МО «Октябрьское сельское поселение» не было принято никаких мер, направленных на ликвидацию стихийных свалок.

В связи с существенным нарушением санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства создаются условия для неблагоприятного воздействия отходов производства и потребления на здоровье населения МО «Октябрьское сельское поселение», кроме того, создаются предпосылки для распространения возбудителей инфекционных заболеваний.

Просит обязать МУ администрация МО «Октябрьское сельское поселение» устранить нарушения экологического законодательства - организовать в соответствии с требованиями закона сбор и вывоз твердых бытовых отходов с несанкционированной свалки, расположенной в 10 метрах от автодороги по направлению в п. Первомайский - с. Крестово-Городище Чердаклинского района с левой стороны обочины на участке вдоль дороги, ведущей из п. Первомайский, перед развилкой автодороги на с. Крестово-Городище и п. Пятисотенный, а также организовать в соответствии с требованиями закона сбор и вывоз твердых бытовых отходов, расположенных в древесно-кустарниковой посадке с обеих сторон автодороги по направлению п. Октябрьский - п. Первомайский, на участке от поворота на несанкционированную свалку ТБО, расположенную в 2 км к юго-западу от п. Октябрьский по поворота на ООО «Мегаферма «Октябрьский».

В судебном заседании помощник прокурора Чердаклинского района Гофман Д.В. исковые требования поддержал в полном объеме и обосновал их доводами, которые аналогичны доводам, изложенным выше.

Представитель ответчика МУ администрация МО «Октябрьское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области Тихонова Е.Н. исковые требования не признала. Пояснила, что администрация поселения, исходя из наделенных законами и Уставом полномочиями, исполняет возложенные на нее обязанности по выполнению мероприятий, направленных на охрану окружающей среды в границах поселения. Администрация поселения не осуществляет деятельность по хранению отходов; размещение отходов не входит в сферу полномочий администрации поселения. Размещением отходов поселения занимаются специализированные организации, имеющие лицензию на указанный вид деятельности, и проведение проверки в отношении администрации поселения по размещению отходов ТБО было бы некорректным.

В связи с чем считает, что администрация МО «Октябрьское сельское поселение» является ненадлежащим ответчиком по данному гражданскому делу. Вред, наносимый окружающей среде и здоровью населения несанкционированными свалками, указанными в исковом заявлении, считает не доказанным, голословным и не основанным на лабораторных исследованиях отходов, грунта, грунтовых вод и воздуха в населенных местностях и на территории свалок. По требованиям о сборе и вывозе ТБО, расположенных вдоль автомобильной дороги по направлению п. Октябрьский - п. Первомайский, считает, что надлежащим ответчиком является организация, отвечающая за содержание указанной автодороги.

Представитель привлеченного по инициативе суда в качестве соответчика МУ администрация МО «Чердаклинский район» Ульяновской области Подобрий Ю.Н. исковые требования не признала. Пояснила, что на территории муниципального образования «Чердаклинский район» создан полигон, на котором специализированным предприятием МУП «Чердаклыэнерго» производится утилизация твердых бытовых отходов. Полигон должным образом оборудован. У МУП «Чердаклыэнерго» имеется лицензия на деятельность по сбору, транспортировке, утилизации и обезвреживанию отходов. В связи с чем считает, что администрация МО «Чердаклинский район» организовала утилизацию и переработку бытовых отходов. Администрации поселений должны сами заключать договоры на утилизацию ТБО с МУП «Чердаклыэнерго». Просит в иске отказать.

Представитель соответчика ОГУП «Ульяновскавтодор» - Артемьев В.А. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, указывая, что ОГУП «Ульяновскавтодор» является ненадлежащим ответчиком по делу. Пояснил, что учреждением осуществляется содержание автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения на основании государственного контракта, заключенного с Департаментом автомобильных дорог Ульяновской области от 01.01.2011 года. При этом в состав работ по содержанию дорог входит поддержание полосы отвода, обочин, откосов и разделительных полос в чистоте и порядке, очистка их от мусора и посторонних предметов с вывозкой и утилизацией на полигонах, очистка проезжей части от мусора, грязи и посторонних предметов осуществляются в границах полос отвода автомобильных дорог. Граница полосы отвода отсчитывается от предохранительных полос шириной 1 м с каждой стороны, откладываемых от подошвы насыпи. Свои работы проводят надлежащим образом. Свалки ТБО, указанные прокурором, располагаются за границами полос отвода, в связи с чем исковые требования к ОГУП «Ульяновскавтодор» считает подлежащими отклонению.

Представитель третьего лица Госэкоконтроль Ульяновской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.

Представитель третьего лица - ОГУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» в судебном заседании с иском не согласился. Пояснил, что на основании заключенного государственного контракта №1 от 01.01.2011 года автомобильные дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения Ульяновской области с 01.01.2011 года по 30.09.2011 года согласно Перечню переданы на содержание ОГУП «Ульяновскавтодор», которое несет полную материальную ответственность перед физическими и юридическими лицами в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения условий контракта, необеспечения установленного уровня содержания автомобильных дорог и искусственных сооружений на них и безопасности дорожного движения, по искам обязательного и добровольного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и другим искам третьих лиц.

Работа по содержанию автомобильных дорог, в частности поддержание полосы отвода, обочин, откосов и разделительных полос в чистоте и порядке, очистка их от мусора и посторонних предметов с вывозкой и утилизацией на полигонах, очистка проезжей части от мусора, грязи и посторонних предметов осуществляются в границах полос отвода автомобильных дорог. Локальной сметой к государственному контракту Разделом №1 предусмотрена позиция «Уборка различных предметов, валежника и мусора с элементов автодорог в пределах полосы отвода». Данный вид работ осуществляется ОГУП «Ульяновскавтодор» претензий относительно качества выполнения данного вида работ у Департамента не имеется.

При этом граница полосы овода отсчитывается от предохранительных полос шириной 1м с каждой стороны, откладываемых от подошвы насыпи. Как указано в иске, свалки ТБО находятся на территории МО «Октябрьское сельское поселение». В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ.

Выслушав помощника прокурора, представителей ответчиков, третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.        

           В соответствии со ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами производства, определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных исследований в порядке, установленном законодательством РФ, и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, запрещается захоронение отходов на территориях городских и других поселений.

В ходе рассмотрения дела установлено и не оспаривается представителем МУ администрация МО «Октябрьское сельское поселение», что на территории поселения существуют 2 несанкционированные свалки отходов производства и потребления, находящихся вдоль автодороги п. Октябрьский - с. Крестово-Городище и вдоль автодороги п. Мирный - п. Октябрьский на участке от поворота на свалку ТБО до поворота на ООО «Мегаферма «Октябрьский» с обоих сторон автодороги.

           

В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

           Согласно статье 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Статьёй 22 указанного закона предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно п. 4.1, 4.2, 4.20, 4.21, 4.23 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 N 80 "О введении в действие Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03" (вместе с "СанПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003) выбор участка для размещения объектов осуществляется на основании функционального зонирования территории и градостроительных решений; объекты размещаются за пределами жилой зоны и на обособленных территориях с обеспечением нормативных санитарно-защитных зон в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Для перехвата поверхностного стока в зоне складирования полигона предусматривается система нагорных канав и дождевая канализация, а для отвода фильтрата - дренажная система. В проекте полигона по всему периметру зоны захоронения должны быть предусмотрены кольцевой канал и кольцевой вал высотой не менее 2 м; Для предотвращения попадания загрязнений в водоносный горизонт, грунты предусматривается гидроизоляция дна и стен ложа уплотненными глинистыми, грунтобитумно-бетонными, асфальтобетонными, асфальтополимербетонными и другими материалами, имеющими санитарно-эпидемиологическое заключение.

В ходе проведенной прокурорской проверки и в судебном заседании установлено, что на территории МО «Октябрьское сельское поселение» Ульяновской области сбор и вывоз мусора организован ненадлежащим образом.

В результате указанных недостатков на территории МО «Октябрьское сельское поселение» образовались 2 несанкционированные свалки.

Статьей 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.

Таким образом, исковые требования прокурора Чердаклинского района к администрации МО «Октябрьское сельское поселение» о возложении обязанности по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с территории вышеуказанных несанкционированных свалок являются обоснованными, в связи с чем подлежат удовлетворению.

Несанкционированные свалки, расположенные вдоль автодороги п. Октябрьский - с. Крестово-Городище и вдоль автодороги п. Мирный - п. Октябрьский на участке от поворота на свалку ТБО до поворота на ООО «Мегаферма «Октябрьский» с обоих сторон автодороги на территории МО «Октябрьское сельское поселение», явились следствием ненадлежащей организации администрацией МО сбора и вывоза бытовых отходов с территории поселения.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Чердаклинского района Ульяновской области удовлетворить частично.

Обязать Муниципальное учреждение администрация муниципального образования «Октябрьское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области устранить нарушения экологического законодательства - организовать в соответствии с требованиями закона сбор и вывоз твердых бытовых отходов с несанкционированной свалки, расположенной в 10 метрах от автодороги по направлению в п. Первомайский - с. Крестово-Городище Чердаклинского района с левой стороны обочины, на участке вдоль дороги, ведущей из п. Первомайский, перед развилкой автодороги на с. Крестово-Городище и п. Пятисотенный.

Обязать Муниципальное учреждение администрация муниципального образования «Октябрьское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области устранить нарушения экологического законодательства - организовать в соответствии с требованиями закона сбор и вывоз твердых бытовых отходов, расположенных в древесно-кустарниковой посадке с обеих сторон автодороги по направлению п. Октябрьский - п. Первомайский, на участке от поворота на несанкционированную свалку ТБО, расположенную в 2 км к юго-западу от п. Октябрьский по поворота на ООО «Мегаферма «Октябрьский».

В удовлетворении иска к МУ администрации МО «Чердаклинский район» Ульяновской области и ОГУП «Ульяновскавтодор» отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Чердаклинский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

         Судья               О.А. Ватрушкина