Дело № 2-455/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Ульяновская область, р.п. Чердаклы 21 сентября 2011 года Чердаклинский районный суд Ульяновской области в составе: председательствующего судьи Кузьмина С.М., при секретаре Айнетдиновой Т.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Терехиной С.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Чердаклинском районе Ульяновской области о включении периода работы в специальный медицинский стаж работы и назначении пенсии УСТАНОВИЛ: Терехина С.А. обратилась в суд с иском, уточненным в ходе судебного заседания, к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Чердаклинском районе Ульяновской области области (далее по тексту - УПФ РФ) о включении периода работы в специальный медицинский стаж работы и назначении пенсии. В обоснование иска указала, что 11.02.2011 г. она обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в Чердаклинском районе с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости за работу в государственных и муниципальных органах здравоохранения в качестве медицинского работника. 31.03.2011 г. комиссия при УПФ РФ отказала ей в назначении пенсии, указав в своем решении, что вместо 25 лет специального стажа она имеет только 15 лет. При этом, комиссия не включила в медицинский стаж период работы в качестве зубного врача в <...> с 26.10.99 г. по 31.07.2007 г., 7 лет 9 месяцев и 17 дней, в связи с тем, что данное медицинское учреждение не предусмотрено Списком учреждений, работа в которых дает право его работникам при достижении необходимого стажа на назначение пенсии по выслуге лет. Комиссия также отказала в включении в медицинский стаж периодов ее работы в переименованном <...>: с 01.08.2007 г. по 17.12.2008 г.; с 01.01.2010 г. по 30.06.2010 г.; с 01.01.2011 г. по 10.02.2011 г., мотивировав тем, что в эти периоды не подтверждается льготный характер работы. С решением комиссии об отказе в <...> вышеуказанных периодов в специальный стаж она не согласна. В соответствии со Списком должностей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, в разделе "Наименование <...>" предусмотрено такое наименование как <...> Считает также незаконным отказ в включении в медицинский стаж работы в качестве зубного врача периодов: с августа 2007 г. по декабрь 2008 г., с января 2010 г. по июнь 2010 г. и с января 2011 г. по февраль 2011 г., в связи отсутствием вредных условий труда, поскольку ни место работы, ни должностные обязанности у нее не менялись. Просит включить в специальный стаж работы в сельской местности периоды работы: с 26.10.1999 г. по 31.07.2007 г. в качестве зубного врача <...> с 01.08.2007 г. по 17.12.2008 г., с 01.01.2010 г. по 30.06.2010 г., с 01.01.2011 г. по 10.02.2011 г. в качестве зубного врача <...>. Назначить трудовую пенсию по старости в связи с медицинской деятельностью по охране здоровья с 01.03.2011 г. В судебном заседании Терехина С.А. исковые требования поддержала в полном объеме и обосновала их доводами, которые аналогичны доводам, изложенным в исковом заявлении. Представитель Управления Пенсионного фонда РФ (Государственного учреждения) в Чердаклинском районе Ульяновской области Хайсанова Н.К. с исковыми требованиями Терехиной С.А. не согласилась, пояснив, что 11.02.2011 г. Терехина С.А. обратилась в УПФ РФ с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального Закона от 17.12.2001г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», согласно которой досрочная пенсия по старости устанавливается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Специальный стаж на дату обращения Терехиной С.А. составляет 15 лет 2 месяцев 12 дней. Не могут быть засчитаны в специальный стаж период работы с 26.10.1999 г. по 31.10.1999 г., с 01.11.1999 г. по 09.02.2000 г., с 10.02.2000 г. по 31.07.2007 г. - зубной врач <...> поскольку учреждение не предусмотрено Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781.; с 01.08.2007 г. по 17.12.2008 г., с 01.01.2010 г. по 30.06.2010 г., с 01.01.2011 г. по 10.02.2011 г. - зубной врач <...> поскольку по указанному периоду страхователь не подтверждает льготный характер работы. Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица ГУЗ «Ульяновский областной клинический госпиталь ветеранов войн» Князьханов А.Д. в судебном заседании исковые требования посчитал обоснованными. Из его пояснений следует, что ГУЗ «Ульяновский областной клинический госпиталь ветеранов войн» имеет круглосуточный стационар (гериатрический центр) для лечения ветеранов, находящийся в <...> Чердаклинского района. Ранее он назывался - Ульяновский областной клинический госпиталь ветеранов войн - международный центр по старении "Забота", но фактически это одно и тоже медицинское учреждение. Терехина С.А. с момента устройства и по настоящее время работает в стационаре <...> Чердаклинского района в должности зубного врача. В ее обязанности входит лечение зубов больным, находящимся в стационаре. Ни место работы, ни должностные обязанности Терехиной С.А., за весь период работы, не изменялись. За работу в сельской местности ей производится доплата. Заслушав стороны, свидетелей, исследовав материалы дела, пенсионное дело, суд приходит к следующему. 11.02.2011 г. Терехина С.А. обратилась в Управление Пенсионного фонда (Государственное учреждение) в Чердаклинском районе Ульяновской области с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального «О трудовых пенсиях в РФ» как лицо, осуществлявшее лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности. Решением комиссии при Управлении Пенсионного фонда РФ (Государственном учреждении) в Чердаклинском районе № 50 от 31.03.2011 г. Терехиной С.А. отказано в назначении пенсии по старости в связи с тем, что ее специальный стаж на дату обращения составляет 15 лет 2 месяца 12 дней (требуется 25 лет), т.е. отсутствует требуемый стаж 25 лет в сельской местности и поселках городского типа. В специальный стаж Терехиной С.А. не засчитаны периоды работы: с 26.10.1999 г. по 31.10.1999 г., с 01.11.1999 г. по 09.02.2000 г., с 10.02.2000 г. по 31.07.2007 г. в качестве зубного врача гериатрического центра в <...>», так - как указанное учреждение Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г.№781) не предусмотрено; с 01.08.2007 г. по 17.12.2008 г., с 01.01.2010 г. по 30.06.2010 г., с 01.01.2011 г. по 10.02.2011 г. в качестве зубного врача гериатрического центра в <...> ГУЗ <...>", поскольку по указанному периоду страхователь не подтвердил льготный характер работы. Согласно пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173 ФЗ (ред. от 01.07.2011) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, в разделе "Наименование учреждений" предусматривает такое наименования, как «Госпиталь». В ранее действовавшем списке, утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, а также Списке, утвержденном постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066, «Госпиталь» в разделе "Наименование учреждений" также значится. Из материалов дела следует, что Терехина С.А. 26.10.1999 г. принята на должность зубного врача <...> где и работает по настоящее время. Периоды работы истицы в указанном учреждении не включены в специальный стаж, так как указанное учреждение не предусмотрено Списком… Согласно распоряжения Главы администрации Ульяновской области от 29.06.1998 года №... на базе Ульяновского областной госпиталя ветеранов войн образован Ульяновский областной клинический госпиталь ветеранов войн - международный центр по старению «Забота». Учреждение зарегистрировано 29.07.1998 года. Вид деятельности учреждения - осуществление лечебно-диагностической и медико-социальной помощи ветеранам войн. В настоящее время данное учреждение после переименования имеет название - Государственное учреждение здравоохранения «Ульяновский областной клинический госпиталь ветеранов войн». Списком... предусмотрены госпитали всех наименований, должность Терехиной С.А. также предусмотрена. Таким образом, спорный период работы истицы подлежит включению в специальный стаж для досрочного назначения пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью. Согласно разъяснению, содержащемуся в абзаце 3 пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов, а согласно абзацу шестому этого же пункта в соответствии с пунктом 3 Постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464. В соответствии с п. 1 списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 (в редакции Постановлений Правительства Российской Федерации от 27.08.1992 N 634, 22.09.1993 N 953) такое право предоставлено врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Исходя из положений названного Постановления в стаж работы для назначения досрочной пенсии подлежит включению все время работы истицы в период действия данного постановления. Согласно подпункта «а» пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения…», утвержденных Постановлением Правительства РФ № от 29.10.2002 г. № 781 (ред. от 26.05.2009) периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы: а) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца. До утверждения указанных Правил порядок исчисления стажа, дающего право на пенсионное обеспечение по выслуге лет, определялся Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», вступившим в силу с 01.11.99 г. Согласно пункта два которого врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим как в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке), так и в городах, пенсия устанавливается при выслуге не менее 30 лет. При этом один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается за один год и 3 месяца. А до 01.11.99 г. подлежали применения Правила, утвержденные Постановлением Совета Министров РСФСР № 464 от 06.09.91 г. В которых также содержались данные об исчислении одного года работы в сельской местности и поселке городского типа за 1 год 3 месяца. На основании изложенного, лишение истицы стажа медицинской работы в госпитале в связи изменением его наименования является грубым нарушением ее прав. При этом, время работы истицы в сельской местности, в том числе и в <...>» за период до 01.11.99 г. подлежит учету не в календарном исчислении, а в льготном: один год работы в сельской местности и поселке городского типа за 1 год 3 месяца, независимо от порядка исчисления данного стажа (т.е. как при исчислении стажа работы в сельской местности, так и при смешанном стаже). Суд не может согласиться с доводами представителя ответчика о том, что работа истицы в названных выше медицинских учреждениях не может быть отнесена к работе в сельской местности. Местом работы истицы являлось гериатрическое отделение <...>», а затем после переименования - <...>», которое расположено в <...> Чердаклинского района Ульяновской области, т.е. в сельской местности. Как специалисту, работающему в сельской местности, Терехиной предоставлялись льготы. Доводы представителя ответчика о том, что в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица - Терехиной С.А., представленном ГУЗ «Ульяновский областной клинический госпиталь ветеранов войн» указаны общие, а не льготные условия работы, судом во внимание не принимаются, поскольку в данном случае необходимо исходить не из представленных документов, а из вида фактически выполняемой работы и места ее выполнения. Как следует из пояснений представителя ГУЗ «Ульяновский областной клинический госпиталь ветеранов войн» Князьханова А.Д., сведения в отношении Терехиной С.А., без указания на льготный характер работы, представлялись в УПФ РФ ошибочно. Ее должностные обязанности и место работы не менялись. Представление работодателем документов в УПФ, в которых неверно отражен характер его работы не должно каким - либо образом ограничивать его право на пенсию. Допрошенные в судебном заседании свидетели У* Л.А. и В* Г.Н. также подтвердили, что Терехина все спорные периоды работала только в <...> Чердаклинского района и ее должностные обязанности не изменялись. Следует отметить, что статьи 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. С учетом изложенного, требования Терехиной о включении в специальный стаж периодов работы в сельской местности: с 26.10.1999 г. по 31.10.1999 г., с 01.11.1999 г. по 09.02.2000 г., с 10.02.2000 г. по 31.07.2007 г. в качестве зубного врача <...>; с 01.08.2007 г. по 17.12.2008 г., с 01.01.2010 г. по 30.06.2010 г., с 01.01.2011 г. по 10.02.2011 г. в качестве зубного врача <...> подлежат удовлетворению. Стаж лечебной деятельности истицы в сельской местности с включением в него спорного периода будет составлять более 25 лет. В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях к Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости). Истица в Управление Пенсионного Фонда в Чердаклинском районе за назначением пенсии обратилась 11.02.2011 года, стаж работы в сельской местности, необходимый для назначения ей досрочной пенсии (25 лет) у нее имелся только с 01.03.2011 г. Таким образом, право на пенсию у нее возникло с 01.03.2011 г. Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд, РЕШИЛ: Исковое заявление Терехиной С.А, удовлетворить. Включить Терехиной С.А. в специальный стаж работы в сельской местности периоды работы: с 26.10.1999 г. по 31.07.2007 г. в качестве зубного врача <...>»; с 01.08.2007 г. по 17.12.2008 г., с 01.01.2010 г. по 30.06.2010 г., с 01.01.2011 г. по 10.02.2011 г. в качестве зубного врача <...> Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Чердаклинском районе Ульяновской области назначить Терехиной С.А. досрочную пенсию по старости с 01.03.2011 г. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Чердаклинский районный суд в течение 10 дней. Судья С.М. Кузьмин