Дело № 2-442/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Ульяновская область, р.п. Чердаклы 23 сентября 2011 года Чердаклинский районный суд Ульяновской области в составе: председательствующего судьи Кузьмина С.М., при секретаре Айнетдиновой Т.И., рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Акулина А.С. к Муниципальному учреждению администрации муниципального образования «Бряндинское сельское поселение о признании жилого помещения не пригодным для проживания, о постановке на налоговый учет в качестве нуждающегося в жилом помещении УСТАНОВИЛ: Акулин А.С. обратился в суд с иском к Муниципальному учреждению администрации муниципального образования «Бряндинское сельское поселение», Муниципальному учреждению администрации муниципального образования «Чердаклинский район», Межведомственной жилищной комиссии при администрации муниципального образования «Чердаклинский район» о признании жилого помещения не пригодным для проживания, о постановке на налоговый учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Иск мотивировал тем, что он является ветераном - участником Великой Отечественной войны и инвалидом <...> группы. Проживает в жилом доме. 08.04.2010 г. Главой администрации МО «Бряндинское сельское поселение» ему отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в связи с тем, что он обеспечен учетной нормой и его жилой дом соответствует санитарным и противопожарным нормам. Считает, что указанный отказ является необоснованным. Удобства в доме отсутствуют. В доме требуется капитальный ремонт. В доме не имеется газового отопления, поскольку нет места для установки газового котла. Проживать без удобств ему в силу возраста тяжело. Просит признать жилой дом, расположенный по адресу: <...> не пригодным для проживания. Обязать МУ администрацию МО «Бряндинское» сельское поселение включить его в очередь на улучшение жилищных условий с применением льгот для участников Великой Отечественной войны. В судебном заседании процессуальное положение МУ администрации МО «Чердаклинский район», Межведомственной жилищной комиссии при администрации муниципального образования «Чердаклинский район» изменено с ответчиков на третьих лиц. Истец Акулин А.С. в судебное заседание не явился о времени и месте рассмотрения дела извещен. Представитель истца Павлова А.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме и обосновала их доводами, которые аналогичны доводам, изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика МУ администрации МО «Бряндинское сельское поселение» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен. Представители третьих лиц МУ администрации МО «Чердаклинский район», межведомственной жилищной комиссии при администрации муниципального образования «Чердаклинский район» в судебное заседание не явились, о времени и месте предварительного судебного заседания извещены. Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц. Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, заключение эксперта, суд приходит к следующему. В соответствии с подп. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 12.01.1995 года за №5-ФЗ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны предоставляются меры социальной поддержки, в том числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения; В силу ч. 1 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах», Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.06г. №138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Ульяновской области и порядке предоставления им жилых помещений» полномочия по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложены на Департамент социальной защиты населения. Мера государственной социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, определяется в форме социальных выплат на приобретение жилья в собственность. Указом Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» №714 от 07 мая 2008 года постановлено завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах». Акулин А.С. является участником Великой Отечественной войны, инвалидом <...> группы. Весной 2010 года истец обратился МУ администрацию МО «Бряндинское сельское поселение» с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилье. Акулин А.С. зарегистрирован по месту жительства по адресу: <...> Дом по указанному адресу принадлежит ему на праве собственности. В статье 51 Жилищного кодекса РФ перечислены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. В силу ч.ч. 2,3,4 ст. 15 и ч. 2 ст. 16 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством РФ в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ. Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. Согласно п. 12 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным, подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 N 47, жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных. Не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания: отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно- и двухэтажном жилом доме. В ходе судебного заседания представителем истца представлены доказательства, что жилой дом, в котором проживает истец, не соответствует вышеприведенным правовым нормам и не пригоден для проживания. Согласно п. 33 Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом и отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований. В силу ст. 34 Положения жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания и вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащем сносу и реконструкции. В соответствии со ст. 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения, установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным для проживания), а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние (п. 43 Положения). В силу п. 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции. Ответчиком МУ администрацией МО «Бряндинское сельское поселение» 08.05.2010 года Акулину А.С. отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в связи с пригодностью жилого дома для проживания при ремонте. Суд не может согласиться с указанным выводом ответчика. Согласно технического паспорта на жилой дом <...> год постройки жилого дома - <...>. Согласно требованиям, которым должно отвечать жилое помещение, несущие и ограждающие конструкции жилого помещения, в том числе входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования. Основания и несущие конструкции жилого дома, а также основания и несущие конструкции, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не должны иметь разрушения и повреждения, приводящие к их деформации или образованию трещин, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций или жилого дома в целом (п. 10 Положения). По делу назначалась строительно - техническая экспертиза. Согласно заключению эксперта №... от 09.09.2011 года жилой дом, расположенный по адресу: <...> соответствует требованиям градостроительных норм, но не соответствует требованиям п.1.1. СНиП 2.08.01-89 «Жилые здания» в части недостаточности высоты жилой комнаты, кухни, п.6.16. СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений" в части недостаточности высоты эвакуационного выхода. Техническое состояние несущих конструкций жилого дома, расположенного по адресу: <...>: фундамент - недопустимое; стены - недопустимое; перекрытие - ограниченно работоспособное; крыша - ограниченно работоспособное. Жилой дом по адресу: <...> на дату осмотра имеет основания для признания жилого помещения непригодным для проживания в части недопустимости технического состояния несущих стен (п. 10 постановления Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции"). При таких обстоятельствах нельзя признать законным и обоснованным отказ истцу в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Судом установлена нуждаемость истца в жилом помещении. В связи с чем, его исковые требования подлежат удовлетворению. Поскольку расходы за проведение экспертизы ни одна из сторон не понесла, то в связи с удовлетворением требований Акулина А.С. с МУ администрации МО «Бряндинское сельское поселение» в пользу ЗАО «Многопрофильный деловой центр» подлежат взысканию <...> рублей. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Акулина А.С. удовлетворить. Признать жилой дом, расположенный по адресу: <...> непригодным для проживания. Обязать Муниципальное учреждение администрацию Муниципального образования «Бряндинское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области поставить на учет Акулина А. С. <...> года рождения, в качестве нуждающегося в жилом помещении, с применением льгот, предусмотренных для участников Великой Отечественной войны. Взыскать с Муниципального учреждения администрация Муниципального образования «Бряндинское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области в пользу ЗАО «Многопрофильный деловой центр» расходы за проведение экспертизы в размере <...> рублей. Решение суда может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Чердаклинский районный суд в течение 10 дней. Судья С.М. Кузьмин