Дело № 2-495/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ р.п. Чердаклы, Ульяновская область 11 октября 2011 года Чердаклинский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Ватрушкиной О.А., при секретаре Урусовой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хайретдиновой Б. к Муниципальному учреждению администрация муниципального образования «Озерское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, возложении обязанности постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, взыскании судебных расходов, УСТАНОВИЛ: Хайретдинова Б. обратилась в суд с иском к МУ администрация МО «Озерское сельское поселение» о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, возложении обязанности постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Иск мотивировала тем, что дом, в котором она проживает, не отвечает установленным для жилых помещений требованиям, его физический износ составляет 61%. Постановлением №... от 19.07.2011 года ей отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Считает постановление неправомерным, так как согласно ст.21 ч.1 п.4 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» и в соответствии со ст.51 ч.1 п.3 Жилищного кодекса РФ имеет право на улучшение жилищных условий. Отсутствие иного жилья, статус вдовы ветерана Великой отечественной войны подтверждено представленными документами. Истица Хайретдинова Б. в судебное заседание не явилась, извещалась о времени и месте рассмотрения дела. В судебном заседании представитель истицы Ситдикова Ф.З. исковое заявление полностью поддержала. Дала пояснения, аналогичные изложенным в иске. Представитель ответчика МУ администрация муниципального образования «Озерское сельское поселение» в судебное заседание не явился, извещался о времени и месте судебного разбирательства. Выслушав представителя истицы, изучив материалы дела, заключение эксперта, суд приходит к следующему. В соответствии с подп. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1995 года за №5-ФЗ «О ветеранах» инвалидам Великой Отечественной войны предоставляются меры социальной поддержки, в том числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. В силу ч. 1 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.06г. №138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Ульяновской области и порядке предоставления им жилых помещений» полномочия по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложены на Департамент социальной защиты населения. Мера государственной социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, определяется в форме социальных выплат на приобретение жилья в собственность. Указом Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» №714 от 07 мая 2008 года постановлено завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах». Хайретдинова Б. является вдовой участника Великой Отечественной войны Х*З., умершего 18.07.1998 года. В 2011 году истица обратилась к ответчику с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилье. Хайретдинова Б. зарегистрирована по месту жительства по адресу: <...>, с 25.06.1970 года. По указанному адресу зарегистрирована одна. Является собственником указанного жилого дома. В соответствии со ст. 21 ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. В статье 51 Жилищного кодекса РФ перечислены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. В силу ч.ч. 2,3,4 ст. 15 и ч. 2 ст. 16 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством РФ в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ. Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. Согласно п. 12 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным, подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 N 47, жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных. Не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания: отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно- и двухэтажном жилом доме. В ходе судебного заседания стороной истца представлены доказательства, что жилой дом, в котором проживает истица, не соответствует вышеприведенным правовым нормам и не пригоден для проживания. Согласно п. 33 Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом и отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований. В силу ст. 34 Положения жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания и вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащем сносу и реконструкции. В соответствии со ст. 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения, установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным для проживания), а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние (п. 43 Положения). В силу п. 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции. Ответчиком 19.07.2011 года Хайретдиновой Б. отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в связи с пригодностью жилого дома для проживания при ремонте (постановление №...). Суд не может согласиться с указанным выводом ответчика. Согласно технического паспорта на жилой дом №... по <...> год постройки жилого дома - 1951. Согласно требованиям, которым должно отвечать жилое помещение, несущие и ограждающие конструкции жилого помещения, в том числе входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования. Основания и несущие конструкции жилого дома, а также основания и несущие конструкции, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не должны иметь разрушения и повреждения, приводящие к их деформации или образованию трещин, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций или жилого дома в целом (п. 10 Положения). По делу назначалась строительно-техническая экспертиза. Согласно заключению эксперта №... от 30.09.2011 года жилье, расположенное по адресу: <...> соответствует требованиям градостроительных норм, но не соответствует п. 5.3.4 СП 30-102-99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства» в части недостаточного расстояния от границы участка; не соответствует ст. 69 ФЗ от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в части недостаточного противопожарного расстояния; котельная не соответствует требованиям МДС 40-2.2000 в части недостаточных высоты и объема помещения, что будет считаться несущественным при наличии документов от специализированной организации о принятии теплогенератора на ввод в эксплуатацию и обслуживание; не соответствует требованиям п.6.16 СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений» в части недостаточности высоты эвакуационного выхода. Физический износ указанного помещения составляет 60%. Техническое состояние фундамента и несущих стен - аварийное, перекрытия и конструкций крыши - ограниченно-работоспособное, кровли - работоспособное. Исследуемое жилое помещение не соответствует Постановлению № 47 в части аварийного состояния фундамента и несущих стен, что ухудшает эксплуатационные свойства жилого дома в целом, его надежность и не обеспечивает безопасное пребывание в нем граждан. Что может являться основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания. Проведение капитального ремонта указанного жилого дома нецелесообразно. При таких обстоятельствах нельзя признать законным и обоснованным отказ истице в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Судом установлена нуждаемость истицы в жилом помещении. В связи с чем, ее исковые требования подлежат удовлетворению. В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано. Поскольку требования истицы о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий удовлетворены, то в ее пользу с ответчика подлежат взысканию <...> рублей, затраченных для проведения исследования технического состояния жилого дома, проведенного экспертом Ульяновской Торгово-промышленной палаты, до обращения Хайретдиновой Б. в суд. Также подлежат частичному взысканию расходы на оплату юридических услуг по составлению искового заявления в размере <...> рублей. Поскольку расходы за проведение судебной строительно-технической экспертизы ни одна из сторон не понесла, то в связи с удовлетворением требований Хайретдиновой Б. с ответчика в пользу ЗАО «Многопрофильный деловой центр» подлежат взысканию <...> рублей. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Хайретдиновой Б. к Муниципальному учреждению администрация муниципального образования «Озерское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, возложении обязанности постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, взыскании судебных расходов удовлетворить частично. Признать незаконным постановление Муниципального учреждения администрация муниципального образования «Озерское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области №... от 19.07.2011 года. Обязать Муниципальное учреждение администрация Муниципального образования «Озерское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области поставить на учет Хайретдинову Б., <...> года рождения, в качестве нуждающейся в жилом помещении. Взыскать с Муниципального учреждения администрация Муниципального образования «Озерское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области в пользу Хайретдиновой Б. судебные расходы в размере <...> рублей. В удовлетворении остальных требований отказать. Взыскать с Муниципального учреждения администрация Муниципального образования «Озерское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области в пользу ЗАО «Многопрофильный деловой центр» расходы за проведение экспертизы в размере <...> рублей. Решение суда может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Чердаклинский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме. Судья: О.А. Ватрушкина