Дело № 2-661/2011 Ульяновская область, р.п. Чердаклы 06 декабря 2011 года Чердаклинский районный суд Ульяновской области в составе: председательствующего судьи Ватрушкиной О.А., с участием помощника прокурора Чердаклинского района Гофмана Д.В., при секретаре Урусовой Н.А., рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Чердаклинского района Ульяновской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Сигнал» о запрете деятельности по хранению и переработке нефтепродуктов, возмещении ущерба, причиненного окружающей среде, УСТАНОВИЛ: Прокурор Чердаклинского района Ульяновской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Сигнал» (далее по тексту - ООО «Сигнал») о запрете деятельности по хранению и переработке нефтепродуктов, возмещении ущерба, причиненного окружающей среде. Свои требования мотивировал тем, что ООО «Сигнал», расположенное по адресу: Ульяновская область, р.п. Чердаклы, ул. Железнодорожная, 41, осуществляя деятельность по хранению и переработке нефтепродуктов, допустило разлив нефтепродуктов на почву на территории производственной базы и за ее территорией, в результате чего был причинён вред окружающей среде. В своей деятельности ООО «Сигнал» допускает нарушения экологического законодательства и законодательства о промышленной безопасности. Согласно ст. 46 Федерального закона «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды. При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны предусматриваться эффективные меры по очистке и обезвреживанию отходов производства и сбора нефтяного (попутного) газа и минерализованной воды, рекультивации нарушенных и загрязненных земель, снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также по возмещению вреда окружающей среде, причиненного в процессе строительства и эксплуатации указанных объектов. Строительство и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки допускаются при наличии проектов восстановления загрязненных земель в зонах временного и (или) постоянного использования земель, положительного заключения государственной экспертизы проектной документации. В нарушение указанных требований законодательства в ООО «Сигнал» не предусмотрены меры по рекультивации нарушенных и загрязненных земель, снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также по возмещению вреда окружающей среде, причиненного в процессе эксплуатации нефтехранилища и нефтеперерабатывающего завода; в ООО «Сигнал» не имеется проекта восстановления загрязненных земель, а также положительного заключения государственной экспертизы. В соответствии с подп. «в» п. 1 Приложения № 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления. В нарушение ст. 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» ООО «Сигнал», как организация, эксплуатирующая опасный производственный объект: не обеспечивает укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями; допускает к работе на опасном производственном объекте лиц, не соответствующих квалификационным требованиям, в отсутствие сведений о медицинских противопоказаниях к указанной работе; не обеспечивает проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности; не имеет на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте; не осуществляет производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; не обеспечивает наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями; не обеспечивает проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, а также не проводит диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа; не обеспечивает выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ; не разрабатывает декларацию промышленной безопасности; не заключает договор страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта. В нарушение ст.ст. 4.1, 14, 15 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» ООО «Сигнал» паспорт на опасные отходы не составлен, отнесение отходов к определённому классу опасности не подтверждено, в связи с чем предусмотренные законом требования к обращению с опасными отходами не соблюдаются. В ООО «Сигнал» не имеется лица прошедшего профессиональную подготовку на право работы с отходами I - IV класса опасности. ООО «Сигнал» не заключались договоры со специализированными организациями на утилизацию отходов I - IV класса опасности. Статьёй 56 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ установлено, что при нарушении предусмотренных настоящей главой природоохранных требований деятельность, осуществляемая с нарушением указанных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст. 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. В соответствии с экспертным заключением № 4/П филиала «Центра лабораторного анализа и технических измерений по Ульяновской области» размер вреда, причинённого окружающей среде в результате разлива нефтепродуктов на территории нефтеперерабатывающего завода ООО «Сигнал», расположенного в р.п. Чердаклы Ульяновской области, составил 6 035 100 руб. В соответствии с договором аренды земельного участка № 85 от 20.07.2010 ООО «Сигнал» передан в аренду земельный участок, находящийся в собственности муниципального образования «Чердаклинский район», площадью 15 000 кв.м. из земель населённых пунктов с кадастровым номером №..., находящийся по адресу: Ульяновская область, Чердаклинский район, р.п. Чердаклы, ул. Железнодорожная, 41. Земли, прилегающие к указанному участку, загрязнённые в результате разлива нефтепродуктов на производственной базе ООО «Сигнал», также находятся в муниципальной собственности. Следовательно, в результате разлива нефтепродуктов на производственной базе ООО «Сигнал» вред причинён земельному участку, являющемуся собственностью муниципального образования «Чердаклинский район». Частью 1 статьи 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ предусмотрено, что компенсация вреда окружающей среде, причинённого нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. В связи с существенным нарушением природоохранного законодательства создаются условия для неблагоприятного воздействия нефтепродуктов на здоровье населения Чердаклинского района Ульяновской области, кроме того, создаются предпосылки для загрязнения подземных источников питьевого водоснабжения, отравления животных и растений. Допускаемые ООО «Сигнал» в процессе своей деятельности нарушения экологического законодательства представляют собой опасность причинения в будущем вреда жизни и здоровью граждан, окружающей среде. На основании ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. В соответствии с ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из экологических правоотношений. Загрязнение окружающей среды нефтепродуктами, осуществление деятельности по хранению и переработке нефтепродуктов с многочисленными нарушениями экологического законодательства и законодательства о промышленной безопасности, не только наносит вред окружающей природной среде, что нарушает права неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду, но и может послужить причиной причинения вреда жизни и здоровью неопределённого круга лиц в будущем. В исковом заявлении просит суд запретить ООО «Сигнал» деятельность по хранению и переработке нефтепродуктов до устранения нарушений требований экологического законодательства и законодательства о промышленной безопасности. Взыскать с ООО «Сигнал» в пользу муниципального образования «Чердаклинский район» ущерб, причинённый окружающей среде в размере 6 035 100 руб. В судебном заседании помощник прокурора Чердаклинского района Гофман Д.В. исковые требования поддержал в полном объеме и обосновал их доводами, которые аналогичны доводам, изложенным в исковом заявлении. Просит суд обязать Общество с ограниченной ответственностью «Сигнал» устранить требования экологического законодательства: оформить паспорта на отходы I - IV класса опасности в соответствии с требованиями действующего законодательства; оформить свидетельства (сертификаты) на право работы с отходами I - IV класса опасности; разработать программу производственного контроля в области охраны окружающей среды; назначить ответственное лицо по соблюдению экологического законодательства, имеющее соответствующую квалификацию; заключить договоры на утилизацию (размещение) отходов I - IV класса опасности со специализированными организациями. Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Сигнал» в пользу Муниципального образования «Чердаклинский район» ущерб, причиненный окружающей среде в размере 6035100 руб. Представитель ответчика - ООО «Сигнал» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки в судебное заседание не сообщил, не просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Суд, с согласия истца определил рассматривать дело в порядке заочного производства. Представитель третьего лица - Комитета по государственному контролю в сфере природопользования и охраны окружающей среды Ульяновской области в судебное заседание не явился, в адресованном суду просил рассмотреть дело в его отсутствии. Заслушав прокурора, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему. В судебном заседании установлено ООО «Сигнал» осуществляет хранение нефти в резервуарах на земельном участке, расположенном по адресу: Ульяновская область, р.п. Чердаклы, ул. Железнодорожная, 41, представленного на основании постановления Главы Чердаклинского района от 14.12.2004 года №... в аренду сроком на 20 лет. Из свидетельства о регистрации №... от 09.08.2006, выданного Управлению по технологическому и экологическому надзору по Ульяновской области следует, что ООО «Сигнал» имеет опасные производственные объекты, эксплуатируемые указанной организацией, которые зарегистрированы в государственном реестре опасных производственных объектов в соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Исходя из ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» ООО «Сигнал» является собственником опасного производственного объекта, на котором хранятся и транспортируются вещества, представляющие опасность для окружающей среды. Факт розлива нефти доказан заключением «Центра лабораторного анализа и технического измерения по Ульяновской области» от 25.04.2011 года, на территории ООО «Сигнал» в точках отбора проб воздуха концентрация вредных веществ превышает ПДК: по дигидросульфиту - в точке № 1 в 6,5 раза, в точке № 2 в 11 раз; по метинбензолу - в точке № 1 в 6,5 раз, в точке № 2 в 14,08 раз; по диметилбензолу - в точке № 1 в 6,2 раза, в точке № 2 в 26,75 раза; по углеводородам - в точке № 1 в 2, 51 раза, в точке № 2 в 12,09 раза. Из экспертного заключения ФГУ «Центра лабораторного анализа и технического измерения по Ульяновской области» от 26.11.2011 года следует, что размер вреда, причинённого окружающей среде в результате разлива нефтепродуктов на территории нефтеперерабатывающего завода ООО «Сигнал», расположенного в р.п. Чердаклы Ульяновской области, составил 6 035 100 руб. Доказательств обратного ответчиком не представлено. В соответствии с договором аренды земельного участка № 85 от 20.07.2010 ООО «Сигнал» передан в аренду земельный участок, находящийся в собственности муниципального образования «Чердаклинский район», площадью 15 000 кв.м. из земель населённых пунктов с кадастровым номером №..., находящийся по адресу: Ульяновская область, Чердаклинский район, р.п. Чердаклы, ул. Железнодорожная, 41. Земли, прилегающие к указанному участку, загрязнённые в результате разлива нефтепродуктов на производственной базе ООО «Сигнал», также находятся в муниципальной собственности. Следовательно, в результате разлива нефтепродуктов на производственной базе ООО «Сигнал» вред причинён земельному участку, являющемуся собственностью муниципального образования «Чердаклинский район». В соответствии со статьёй 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причинённый личности или имуществу гражданина, а также вред, причинённый имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объёме лицом, причинившим вред. По правилам статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причинённых ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чьё право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб) а также неполученные доходы, которое это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Частью 1 статьи 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ предусмотрено, что компенсация вреда окружающей среде, причинённого нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. В связи с существенным нарушением природоохранного законодательства создаются условия для неблагоприятного воздействия нефтепродуктов на здоровье населения Чердаклинского района Ульяновской области, кроме того, создаются предпосылки для загрязнения подземных источников питьевого водоснабжения, отравления животных и растений. Допускаемые ООО «Сигнал» в процессе своей деятельности нарушения экологического законодательства представляют собой опасность причинения вреда жизни и здоровью граждан, окружающей среде. Нормы ст.ст. 77, 78 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и п. 1 ст. 1064 ГК РФ предусматривают полное возмещение вреда, причиненного юридическими и физическими лицами окружающей среде. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды. Тем самым нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 42 Конституции Российской Федерации. В связи с изложенным исковые требования прокурора об обязании ООО «Сигнал» устранить требования экологического законодательства, а именно: оформить паспорта на отходы I - IV класса опасности в соответствии с требованиями действующего законодательства; оформить свидетельства (сертификаты) на право работы с отходами I - IV класса опасности; разработать программу производственного контроля в области охраны окружающей среды; назначить ответственное лицо по соблюдению экологического законодательства, имеющее соответствующую квалификацию; заключить договоры на утилизацию (размещение) отходов I - IV класса опасности со специализированными организациями; и о взыскании с ООО «Сигнал» в пользу Муниципального образования «Чердаклинский район» ущерба, причиненного окружающей среде в размере 6035100 руб. являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. Прокурор в силу ст. 333.36 НК РФ освобождается от уплаты госпошлины, при таких обстоятельствах госпошлина в доход местного бюджета подлежит взысканию с ООО «Сигнал» в размере 38575 руб., согласно ст. 333.19 НК РФ. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 233 -235 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Чердаклинского района Ульяновской области, в защиту интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить. Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Сигнал» устранить требования экологического законодательства: оформить паспорта на отходы I - IV класса опасности в соответствии с требованиями действующего законодательства; оформить свидетельства (сертификаты) на право работы с отходами I - IV класса опасности; разработать программу производственного контроля в области охраны окружающей среды; назначить ответственное лицо по соблюдению экологического законодательства, имеющее соответствующую квалификацию; заключить договоры на утилизацию (размещение) отходов I - IV класса опасности со специализированными организациями. Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Сигнал» в пользу Муниципального образования «Чердаклинский район» ущерб, причиненный окружающей среде в размере 6035100 (шесть миллионов тридцать пять тысяч сто) руб. Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Сигнал» в доход бюджета МО «Чердаклинский район» государственную пошлину в размере 38575 руб. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Чердаклинский районный суд в течение 10 дней, а ответчиком подано заявление о пересмотре заочного решения в течение 7 дней со дня получения решения. Заочное решение может быть обжаловано ответчиком в Ульяновский областной суд через Чердаклинский районный суд в течение 10 дней по истечении срока подачи заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. Судья О.А. Ватрушкина