Дело № 2-127/12 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Ульяновская область, р.п. Чердаклы 18 апреля 2012 года Чердаклинский районный суд Ульяновской области в составе: председательствующего судьи Кузьмина С.М., с участием адвоката Стуловой Е.С., при секретаре Айнетдиновой Т.И., рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Габидуллова И.Г. к Муниципальному учреждению администрации муниципального образования «Калмаюрское сельское поселение» о признании жилого помещения не пригодным для проживания, о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении УСТАНОВИЛ: Габидуллов И.Г. обратился в суд с иском к Муниципальному учреждению администрации муниципального образования «Калмаюрское сельское поселение», о признании жилого помещения не пригодным для проживания, о постановке на налоговый учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Иск мотивировал тем, что он является ветераном - участником Великой Отечественной войны и инвалидом II группы. Проживает в жилом доме, расположенном по адресу: <...>, принадлежащем ему на праве собственности. 26.03.2010 г. Главой администрации МО «Калмаюрское сельское поселение» ему отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, в связи с пригодностью жилого дома для проживания при ремонте. Считает отказ необоснованным. Дом не пригоден для проживания из-за ветхости. Удобства в доме отсутствуют. Проживать без удобств в силу возраста тяжело. Согласно технического паспорта на жилой дом, год постройки жилого дома - 1957. Просит признать жилой дом, расположенный по адресу: <...> непригодным для проживания. Обязать МУ администрацию МО «Калмаюрское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области поставить его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, с применением льгот, предусмотренных для участников Великой Отечественной войны. Истец Габидуллов И.Г. в судебное заседание не явился о времени и месте рассмотрения дела извещен. Представитель истца Ибрагимов Т.С. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме и обосновал их доводами, которые аналогичны тем, что изложены в исковом заявлении. Кроме того, из его пояснений следует, что в доме истца повреждены полы, оконные блоки, протекает крыша. Зимой в нем жить невозможно из - за холода. Какие - либо удобства отсутствуют. В доме имеется только отопление и вода. Представитель ответчика МУ администрации МО «Калмаюрское сельское поселение» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен. В предыдущем судебном заседании представитель ответчика Болезнов В.Н. в судебном заседании исковые требования не признал, сославшись на то, что дом истца пригоден для проживания. Представитель третьего лица МУ администрации МО «Чердаклинский район» в судебное заседание не явился, о времени и месте предварительного судебного заседания извещен. Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц. Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, заключение эксперта, суд приходит к следующему. В соответствии с подп. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 12.01.1995 года за № 5-ФЗ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны предоставляются меры социальной поддержки, в том числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения; В силу ч. 1 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах», Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.06г. №138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Ульяновской области и порядке предоставления им жилых помещений» полномочия по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложены на Департамент социальной защиты населения. Мера государственной социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, определяется в форме социальных выплат на приобретение жилья в собственность. Указом Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» №714 от 07 мая 2008 года постановлено завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах». Габидуллов И.Г. является участником Великой Отечественной войны, инвалидом 2 группы. 03.09.2010 года истец обратился МУ администрацию МО «Калмаюрское сельское поселение» с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилье. Габидуллов И.Г. зарегистрирован по адресу: <...> Дом по указанному адресу принадлежит ему на праве собственности. Как следует из пояснений представитель истца Габидуллов И.Г. в указанном доме не проживает из-за отсутствия условий для проживания. В статье 51 Жилищного кодекса РФ перечислены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. В силу ч.ч. 2,3,4 ст. 15 и ч. 2 ст. 16 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством РФ в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ. Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. Согласно п. 12 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным, подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 N 47, жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных. Не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания: отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно- и двухэтажном жилом доме. В ходе судебного заседания представителем истца представлены доказательства, что жилой дом, в котором проживает истец, не соответствует вышеприведенным правовым нормам и не пригоден для проживания. Согласно п. 33 Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом и отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований. В силу ст. 34 Положения жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания и вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащем сносу и реконструкции. В соответствии со ст. 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения, установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным для проживания), а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние (п. 43 Положения). В силу п. 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции. Ответчиком МУ администрацией МО «Калмаюрское сельское поселение» 12.04.2010 года Габидуллову И.Г. отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в связи со ссылкой на то, что согласно действующему законодательству гражданами нуждающимися в жилых помещениях признаются: не являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного человека не менее учетной нормы. Суд не может согласиться с указанным выводом ответчика. Согласно технического паспорта на жилой дом №... по ул. <...> с. <...> Чердаклинского района Ульяновской области год постройки жилого дома - 1957. Согласно требованиям, которым должно отвечать жилое помещение, несущие и ограждающие конструкции жилого помещения, в том числе входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования. Основания и несущие конструкции жилого дома, а также основания и несущие конструкции, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не должны иметь разрушения и повреждения, приводящие к их деформации или образованию трещин, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций или жилого дома в целом (п. 10 Положения). По делу назначалась строительно - техническая экспертиза. Согласно заключению эксперта №... от 05.04.2012 года жилье, расположенное по адресу: <...> не соответствует требованиям СНиП, градостроительных, санитарных норм, условиям проживания: п. 1.1. СНиП 2.08.01-89 «Жилые здания» в части недостаточности высоты помещений; п. 10, 11, 15, 16, 22 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным подлежащим сносу и реконструкции». Основные конструкции указанного помещения (стены, крыша) имеют недопустимое (ветхое) техническое состояние. Жилой дом по адресу: <...> не пригоден для проживания. При таких обстоятельствах нельзя признать законным и обоснованным отказ истцу в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Судом установлена нуждаемость истца в жилом помещении. В связи с чем, его исковые требования подлежат удовлетворению. Поскольку расходы за проведение экспертизы ни одна из сторон не понесла, то в связи с удовлетворением требований Габидуллова И.Г. с МУ администрации МО «Калмаюрское сельское поселение» в пользу ЗАО «Многопрофильный деловой центр» подлежат взысканию 15000 рублей. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Габидуллова И.Г. удовлетворить. Признать жилой дом, расположенный по адресу: <...> непригодным для проживания. Обязать Муниципальное учреждение администрацию Муниципального образования «Калмаюрское сельское поселение» <...> поставить на учет Габидуллова И.Г. <...> года рождения, в качестве нуждающегося в жилом помещении, с применением льгот, предусмотренных для участников Великой Отечественной войны. Взыскать с Муниципального учреждения администрация Муниципального образования «Калмаюрское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области в пользу ЗАО «Многопрофильный деловой центр» расходы за проведение экспертизы в размере 15000 рублей. Решение суда может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Чердаклинский районный суд в апелляционном порядке в течение одного месяца. Судья С.М. Кузьмин