Дело № 2-162/12 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Ульяновская область, р.п. Чердаклы 19 апреля 2012 года Чердаклинский районный суд Ульяновской области в составе: председательствующего судьи Кузьмина С.М., с участием заместителя прокурора Чердаклинского района Силантьева В.В., при секретаре Айнетдиновой Т.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Чердаклинского района Ульяновской области в защиту интересов Российской Федерации, а также прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Октябрьское сельское поселение» о признании бездействия, выразившегося в непроведении антикоррупционной экспертизы нормативно - правовых актов и проектов исполнительно - распорядительного органа местного самоуправления, обязании проведения антикоррупционной экспертизы нормативно - правовых актов и проектов нормативных актов исполнительно - распорядительного органа местного самоуправления в соответствии с требованиями антикоррупционного законодательства УСТАНОВИЛ: Прокурор Чердаклинского района Ульяновской области обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации, а также прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Октябрьское сельское поселение» о признании бездействия, выразившегося в непроведении антикоррупционной экспертизы нормативно - правовых актов и проектов исполнительно - распорядительного органа местного самоуправления, обязании проведения антикоррупционной экспертизы нормативно - правовых актов и проектов нормативных актов исполнительно - распорядительного органа местного самоуправления в соответствии с требованиями антикоррупционного законодательства. Исковые требования мотивировал тем, что в ходе проведения прокуратурой района проверки установлено, что администрацией муниципального образования «Октябрьское сельское поселение» нарушаются требования законодательства о противодействии коррупции. Нарушения выразились в следующем. В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. Согласно ст. 2 этого закона муниципальные правовые акты составляют правовую основу противодействия коррупции. Статьей 3 данного закона установлено, что противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: 1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; 2) законность; 3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; 4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений; 5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер; 6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции; 7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами В соответствии со ст. 6 названного закона профилактика коррупции осуществляется путем антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов. Согласно ст. 2 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» основными принципами организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) являются: 1) обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов; 2) оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами; 3) обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов); 4) компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов); 5) сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц (далее - органы, организации, их должностные лица) с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов). Статьей 3 этого же закона установлено, что антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст. 4 названного закона выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы. В ходе проверки также установлено, что в администрации муниципального образования «Октябрьское сельское поселение» принят правовой акт об утверждении порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов муниципального образования «Октябрьское сельское поселение» и их проектов, который в ходе проведения проверки не представлен. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов исполнительно-распорядительным органом в 2011 году и истекшем периоде 2012 года фактически не проводилась. На протяжении 2011 года специалистом администрации антикоррупционная экспертиза проведена лишь по 1 решению Совета депутатов и 3 постановлениям администрации. В истекшем периоде 2012 года специалистом администрации антикоррупционная экспертиза вообще не проводилась. Вместе с тем, за указанный выше период исполнительно-распорядительным и представительным органами местного самоуправления муниципального образования «Октябрьское сельское поселение» принято более 40 правовых актов, которые должны были быть подвергнуты проведению антикоррупционной экспертизе. Кроме того, специалист администрации муниципального образования не вправе проводить антикоррупционную экспертизу правовых актов Совета депутатов муниципального образования, так как, администрация поселения, являющаяся исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления и Совет депутатов, являющийся представительным органом местного самоуправления, по своему статусу являются самостоятельными органами, полномочия их различны. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов администрации за обозначенный период не проводилась. Это свидетельствует о неисполнении органом местного самоуправления полномочий, возложенных законом. Непроведение обозначенной экспертизы нарушает интересы Российской Федерации в сфере противодействия коррупции, создает условия и предпосылки для коррупционных проявлений и совершения коррупционных правонарушений. Просит признать бездействие администрации муниципального образования «Октябрьское сельское поселение», выразившееся в непроведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, незаконным. Обязать администрацию муниципального образования «Октябрьское сельское поселение» обеспечить проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных актов исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления в соответствии с требованиями антикоррупционного законодательства. В судебном заседании заместитель прокурора Чердаклинского района Силантьев В.В. исковые требования поддержал в полном объеме и обосновал их доводами, которые аналогичны доводам, изложенным в нем. Представитель ответчика МУ администрации МО «Октябрьское сельское поселение» Тарасова В.Г. в судебном заседании исковые требования прокурора признала в полном объеме. Заслушав прокурора, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст.ст. 39, 173 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных судом требований. Поскольку представитель ответчика иск прокурора Чердаклинского района Ульяновской области признала в полном объеме, признание иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, суд принимает признание иска. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 39, 173, 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Чердаклинского района Ульяновской области удовлетворить. Признать бездействие администрации муниципального образования «Октябрьское сельское поселение», выразившееся в непроведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, незаконным. Обязать администрацию муниципального образования «Октябрьское сельское поселение» обеспечить проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных актов исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления в соответствии с требованиями антикоррупционного законодательства. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Чердаклинский районный суд Ульяновской области в течение одного месяца. Судья С.М. Кузьмин