Дело № 2-182/12 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Ульяновская область, р.п. Чердаклы 18 апреля 2012 года Чердаклинский районный суд Ульяновской области в составе: председательствующего судьи Кузнецова И.В., с участием заместителя прокурора Чердаклинского района Ульяновской области Силантьева В.В., при секретаре Французовой О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Чердаклинского района Ульяновской области в защиту интересов Российской Федерации, а также прав и интересов неопределенного круга лиц к муниципальному учреждению администрация муниципального образования «Мирновское сельское поселение» об обеспечении соблюдения антикоррупционного законодательства, УСТАНОВИЛ: Прокурор Чердаклинского района Ульяновской области обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации, а также прав и интересов неопределенного круга лиц к МУ администрация МО «Мирновское сельское поселение» об обеспечении соблюдения антикоррупционного законодательства, мотивируя свои требования тем, что в соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 года №273-Ф3 «О противодействии коррупции» противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий. Согласно ст. 2 этого закона муниципальные правовые акты составляют правовую основу противодействия коррупции. В соответствии со ст. 6 названного закона профилактика коррупции осуществляется путем антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов. Статьей 2 Федерального закона от 17.07.2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» установлены основные принципы организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов. В силу ст.3 этого же закона антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами организаций, их должностными лицами - в соответствии с указанным Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст. 4 названного закона выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы. В ходе проведения прокуратурой района проверки установлено, что администрацией муниципального образования «Мирновское сельское поселение» нарушаются требования законодательства о противодействии коррупции, а именно несмотря на то, что в администрации муниципального образования «Мирновское сельское поселение» принят правовой акт об утверждении порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов муниципального образования «Мирновское сельское поселение» и их проектов, который в ходе проведения проверки не представлен, но в нарушение вышеуказанных требований антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов исполнительно-распорядительным органом в 2011 году и истекшем периоде 2012 года не проводилась. В ходе проверки администрацией МО «Мирновское сельское поселение), документальные подтверждения проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов не представлены. Вместе с тем, за указанный выше период исполнительно-распорядительным и представительным органами местного самоуправления муниципального образования «Мирновское сельское поселение» принято более 30 правовых актов, которые должны были быть подвергнуты проведению антикоррупционной экспертизе на стадии проекта. Просит признать бездействие администрации муниципального образования «Мирновское сельское поселение», выразившееся в непроведении антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, незаконным, а также обязать администрацию муниципального образования «Мирновское сельское поселение» обеспечить проведение антикоррупционной экспертизы проектов нормативных актов исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления в соответствии с требованиями антикоррупционного законодательства. В судебном заседании заместитель прокурора Чердаклинского района Силантьев В.В. исковые требования поддержала в полном объеме, дав пояснения аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика МУ администрация МО «Мирновское сельское поселение» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Выслушав заместителя прокурора Чердаклинского района Силантьева В.В., изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст.12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих исковых требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 года №273-Ф3 «О противодействии коррупции» противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: - по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующем устранению причин коррупции (профилактика коррупции); - по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); - по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. Согласно ст. 2 этого закона муниципальные правовые акты составляют правовую основу противодействия коррупции. Статьей 3 данного закона установлено, что противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: - признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; - законность; - публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; - неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений; - комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовь. специальных и иных мер; - приоритетное применение мер по предупреждению коррупции; - сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами В соответствии со ст. 6 названного закона профилактика коррупции осуществляется путем антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов. Согласно ст. 2 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектор нормативных правовых актов» основными принципами организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) являются: - обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов; - оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами; - обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов); - компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертиз? нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов); - сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц (далее - органы, организации, их должностные лица) с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов). Статьей 3 этого же закона антикоррупционная экспертиза нормативно- правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами организаций, их должностными лицами - в соответствии с указанным Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст. 4 названного закона выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы. Из рапорта помощника прокурора Чердаклинского района Ульяновской области С.П. Сучкова о результатах проверки проведения исполнения законодательства о противодействии коррупции в администрации МО «Мирновское сельское поселение» следует, что ходе проверки установлено, что в администрации муниципального образования «Мирновское сельское поселение» принят правовой акт об утверждении порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов муниципального образования «Мирновское сельское поселение» и их проектов, который в ходе проведения проверки не представлен, однако в нарушение вышеуказанных требований антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов исполнительно-распорядительным органом в 2011 году и истекшем периоде 2012 года не проводилась. Вместе с тем, за указанный выше период исполнительно-распорядительным и представительным органами местного самоуправления муниципального образования «Мирновское сельское поселение» принято более 30 правовых актов, которые должны были быть подвергнуты проведению антикоррупционной экспертизе на стадии проекта. Это свидетельствует о неисполнении органом местного самоуправление полномочий, возложенных законом. Непроведение обозначенной экспертизы нарушает интересы Российской Федерации в сфере противодействия коррупции, создает условия и предпосылки для коррупционных проявлений и совершения коррупционных правонарушений. На основании изложенного суд приходит к выводу о законности и обоснованности исковых требований прокурора Чердаклинского района Ульяновской области и считает необходимым удовлетворить их в полном объеме. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования прокурора Чердаклинского района Ульяновской области в защиту интересов Российской Федерации, а также прав и интересов неопределенного круга лиц удовлетворить. Признать бездействие администрации муниципального образований «Мирновское сельское поселение», выразившееся в непроведении антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, незаконным. Обязать администрацию муниципального образования «Мирновское сельское поселение» обеспечить проведение антикоррупционной экспертизы проектов нормативных актов исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления в соответствии с требованиями антикоррупционного законодательства. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Чердаклинский районный суд Ульяновской области в течение месяца. Судья И.В. Кузнецов