Дело № 2-150/12 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Ульяновская область, р.п. Чердаклы 03 мая 2012 года Чердаклинский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Кузьмина С.М., при секретаре Айнетдиновой Т.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соколовой Е.И. к Муниципальному учреждению администрации муниципального образования «Калмаюрское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий УСТАНОВИЛ: Соколова Е.И. обратилась в суд с иском, уточненным в ходе судебного заседания, к Муниципальному учреждению администрации муниципального образования «Калмаюрское сельское поселение» о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий. Иск мотивировал тем, что она является вдовой ветерана Великой Отечественной войны. С 07.04.1981 зарегистрирована и проживает в принадлежащем ей на праве собственности доме по адресу: <...>. Дом введен в эксплуатацию в 1958 году. В нем отсутствуют коммуникации, кроме газового отопления. Туалет находится на улице, ванная комната отсутствует. Согласно технического заключения ООО «Бэст - проект» дом находится в аварийном состоянии. Она обратилась к ответчику с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. 20.12.2011 г. администрация МО «Калмаюрское сельское поселение» отказала ей в принятии на учет, поскольку согласно акту обследования жилищно - бытовых условий, составленному комиссией, дом пригоден для проживания, с чем она не согласна. Просит признать ее нуждающейся в улучшении жилищных условий, обязав МУ администрацию МО «Калмаюрское сельское поселение» поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Истица Соколова Е.И. в судебное заседание не явилась о времени и месте рассмотрения дела извещена. Представитель истца Лукьянова А.Г. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме и обосновала их доводами, которые аналогичны доводам, изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика МУ администрации МО «Калмаюрское сельское поселение в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены. Возражений по иску от ответчика не представлено. Выслушав представителя истицы, изучив материалы дела, заключение эксперта, суд приходит к следующему. В соответствии с подп. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1995 года за №5-ФЗ «О ветеранах» инвалидам Великой Отечественной войны предоставляются меры социальной поддержки, в том числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. В силу ч. 1 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах», Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.06г. №138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Ульяновской области и порядке предоставления им жилых помещений» полномочия по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложены на Департамент социальной защиты населения. Мера государственной социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, определяется в форме социальных выплат на приобретение жилья в собственность. Указом Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» №714 от 07 мая 2008 года постановлено завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах». Соколова Е.И. является вдовой участника Великой Отечественной войны С.Н.М., умершего 01.06.2001 года. 06.12.2011 года истица обратилась к ответчику с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилье. Соколова Е.И. зарегистрирована по месту жительства по адресу: <...> с 07.04.1981 года. По указанному адресу зарегистрирована одна. Недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности, за Соколовой Е.И. не зарегистрировано. В соответствии со ст. 21 ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. Независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются: супруге (супругу) погибшего (умершего) инвалида войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак. В статье 51 Жилищного кодекса РФ перечислены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. В силу ч.ч. 2,3,4 ст. 15 и ч. 2 ст. 16 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством РФ в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ. Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. Согласно п. 12 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным, подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 N 47, жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных. Не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания: отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно- и двухэтажном жилом доме. В ходе судебного заседания стороной истца представлены доказательства, что жилой дом, в котором проживает истица, не соответствует вышеприведенным правовым нормам и не пригоден для проживания. Согласно п. 33 Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом и отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований. В силу ст. 34 Положения жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания и вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащем сносу и реконструкции. В соответствии со ст. 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения, установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным для проживания), а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние (п. 43 Положения). В силу п. 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции. Как следует из протокола заседания МО «Калмаюрское сельское поселение» от 09.12.2011 №... Соколовой Е.И. отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Суд не может согласиться с указанным выводом ответчика. Согласно технического паспорта на жилой дом №... по ул. <...> с. <...> Чердаклинского района Ульяновской области год постройки жилого дома - 1958. Согласно требованиям, которым должно отвечать жилое помещение, несущие и ограждающие конструкции жилого помещения, в том числе входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования. Основания и несущие конструкции жилого дома, а также основания и несущие конструкции, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не должны иметь разрушения и повреждения, приводящие к их деформации или образованию трещин, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций или жилого дома в целом (п. 10 Положения). По делу назначалась строительно - техническая экспертиза. Согласно заключению эксперта №... от 28.04.2012 г. жилье, расположенное по адресу: <...> соответствует требованиям СНиП, градостроительных, санитарных норм, условиям проживаниякроме нижеследующего: 1.1 не соответствует требованиям п.6.16. СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений" в части недостаточности высоты эвакуационных выходов; 1.2 не соответствует требованиям п. 1.1. СНиП 2.08.01-89 «Жилые здания» в части недостаточности высоты помещений; 1.3 не соответствует требованиям п. 4,73 МДС 40-2.2000 в части недостаточности высоты помещения, в котором установлено газовое оборудование. 1.4 не соответствует требованиям части II Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, по следующим пунктам: 1.4.1 несущие и ограждающие конструкции объекта находятся в неудовлетворительном и аварийном состоянии (п. 10); 1.4.2 имеется риск получения травм жильцами при передвижении внутри и около жилого помещения (п. 11); 1.4.3 наружные ограждающие конструкции жилого помещения не обеспечивают требуемые параметры микроклимата, а также изоляцию от проникновения наружного холодного воздуха (п. 15): 1.4.4 жилые помещения не защищены от проникновения дождевой, талой и грунтовой воды (п. 16): 1.4.5 недостаточная высота жилого помещения и кухни (п. 22). 2.Техническое состояние указанного помещения неудовлетворительное. 3.Процент износа жилого помещения равен 47,2 %. 4.Жилье, расположенное по адресу: <...> не пригодно для проживания. При таких обстоятельствах нельзя признать законным и обоснованным отказ истице в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Судом установлена нуждаемость истицы в жилом помещении. В связи с чем, ее исковые требования подлежат удовлетворению. Поскольку расходы за проведение экспертизы ни одна из сторон не понесла, то в связи с удовлетворением требований Соколовой Е.И. с ответчика в пользу ЗАО «Многопрофильный деловой центр» подлежат взысканию 15500 рублей. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Соколовой Е.И. удовлетворить. Признать Соколову Е.И. нуждающейся в улучшении жилищных условий. Обязать Муниципальное учреждение администрацию Муниципального образования «Калмаюрское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области поставить на учет Соколову Е.И., <...> года рождения, в качестве нуждающейся в жилом помещении. Взыскать с Муниципального учреждения администрация Муниципального образования «Калмаюрское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области в пользу ЗАО «Многопрофильный деловой центр» расходы за проведение экспертизы в размере 15500 рублей. Решение суда может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Чердаклинский районный суд в течение одного месяца. Судья С.М. Кузьмин