Решение по иску о признании права на дополнительное пенсионное обеспечение



      Дело № 2 - 169/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ульяновская область, р.п. Чердаклы                       16 мая 2012 года

Чердаклинский районный суд Ульяновской области в составе:

председательствующего судьи Кузьмина С.М.,           

при секретаре Айнетдиновой Т.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кувалдина А.Э. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Чердаклинском районе Ульяновской области о признании права на дополнительное пенсионное обеспечение, начислении отраслевой надбавки к пенсии и перерасчете пенсии с учетом отраслевой надбавки

УСТАНОВИЛ:

Кувалдин А.Э. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Чердаклинском районе Ульяновской области (далее по тексту - УПФ РФ) о признании права на дополнительное пенсионное обеспечение, начислении отраслевой надбавки к пенсии и перерасчете пенсии с учетом отраслевой надбавки. Исковые требования мотивировал тем, что его специальный стаж работы в угольной отрасли в качестве подземного электрослесаря составляет 21 год 01 месяц 17 дней. Этот стаж заработан в г. Воркута Республики Коми.

Согласно действующему законодательству он получил право на досрочный выход на пенсию по старости по достижении возраста 50 лет. Но так как этот свод законов общеотраслевой, то он не отражает особенности работы на Крайнем Севере. В федеральном законе от 30.12.2008 г. № 319-ФЗ указано, что лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностям, и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренный подпунктами 1-10 и 16-18 пункта 1 ст. 27 настоящего федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на 5 лет. То есть, имея общеотраслевое право на досрочное назначение пенсии по старости с возраста 50 лет, он получил право еще на одну льготу, за работу в районах Крайнего Севера уменьшение выхода на пенсию на 5 лет, т.е. с 45 лет. Следуя из вышеуказанного, можно применить эти законы и к новому федеральному закону от 10.05.2010г. № 84-ФЗ, поскольку он является общеотраслевым и не оговаривает условия его труда. Также в разъяснениях Министерства труда и социального развития РФ от 17.10.2003г. № 4 «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" указывается: "При исчислении продолжительности страхового стажа (абзац 3 ст. 2, закон от 17.12.2001г.) и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (ст. ст. 27-28 закона от 17.12.2001г.), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действующему в период выполнения данной работы, с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа 1 год за 1,5 года).

Изложенный порядок подсчета стажа применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию по старости или за выслугу лет. В тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного правового акта гражданин не выработал необходимой продолжительности общего трудового стажа и (или) специального трудового стажа, давших право на пенсию по старости или за выслугу лет, исчисление трудового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой. Он имеет стаж на 01.01.2002 г. согласно статье 30 закона от 17.12.2001 г. Его специальный трудовой стаж не должен быть меньше 15 календарных лет на 17.12.2001 в этом случае стаж исчисляется 1 год за 1,5 года.

Просит определить его право на дополнительное отраслевое пенсионное обеспечение. Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Чердаклинском районе Ульяновской области сделать перерасчет его пенсии с учетом отраслевой надбавки. Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Чердаклинском районе Ульяновской области насчитать отраслевую надбавку к пенсии с даты подачи заявления.

Истец Кувалдин А.Э. в судебном заседании исковые требования поддержал и пояснил, что он работал на угольной шахте «<...>» с января 1982 г. В начале в качестве <...>. В 1983 г. был переведен на должность <...>. В его должностные обязанности входило обеспечение надлежащей работы электрооборудования в шахте под землёй. В 2005 г. ему была назначена пенсия, но он продолжал работать до мая 2006 г. На пенсию вышел в 45 лет. Получает пенсию на льготных условиях. Его стаж работы в условиях Крайнего Севера составляет 21 год 1 месяц. Когда он устроился на работу в шахту, по законодательству, действующему ранее, стаж исчислялся из расчета: 1 год за 1,5 года. На момент принятия нового Федерального Закона от 17.12.2001г. № 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в РФ", по состоянию на 2001 г. его льготный стаж составлял 17 календарных лет. Если пересчитать их в полуторном размере, то получается стаж более 25 лет. В связи с чем считает, что имеет право на отраслевую надбавку, поскольку его стаж работы в шахте с учетом льготного исчисления составляет более 25 лет. Федеральный закон от 10.05.2010г. № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» является общеотраслевым и не оговаривает условия его труда. По нему достаточно отработать 25 лет не в календарном исчислении.

Представитель ответчика Хайсанова Н.К. в судебном заседании исковые требования не признала. Из ее пояснений следует, что Кувалдин А.Э. является получателем трудовой пенсии по старости, назначенной согласно пп.1 п.1 ст. 27 и ст. 28.1 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно Федеральному закону РФ от 10.05.2010 г. №84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» лицам для получения надбавки к пенсии необходимо отработать в организации угольной промышленности для лиц занимающих не ведущие должности не менее 25 лет.

В специальный стаж Кувалдина А.Э., дающий право на доплату, можно засчитать период работы в организациях угольной промышленности с 07.07.1983 г. по 02.05.2006 г. в качестве <...> (не ведущие профессии) шахты «<...>».

Специальный стаж работы истца составляет 21 год 01 месяц 19 дней.

Требуемый стаж (не менее 25 лет) в организациях угольной промышленности у истца отсутствует.

В отношении истца уже применена льгота за работу в условиях Крайнего Севера, пенсионный возраст ему согласно ст. 28.1 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» снижен с 50 до 45 лет.

Считает, что второй раз учитывать работу в районе Крайнего Севера для перерасчета специального стаж в полуторном размере нельзя.

Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, пенсионное дело, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что истец в период с 07.07.1983 по 02.05.2006 работал в должности <...> шахты «<...>», находящейся в <...> р. Коми.

Согласно пенсионному делу специальный стаж Кувалдина А.Э. в указанной должности составляет 21 год 01 месяц 19 дней.

С 21 мая 2005 года истцу назначена досрочная пенсия по старости на основании пп.1 п.1 ст. 27 и ст. 28.1 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.05.2010 г. № 84 - ФЗ (ред. от 18.07.2011) «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» лица, работавшие в организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт не менее 25 лет либо не менее 20 лет в качестве работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин и получающие пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - работники организаций угольной промышленности), имеют право на ежемесячную доплату к пенсии (далее - доплата к пенсии) за счет взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности (далее - плательщики взносов) в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии (далее - взносы). В стаж работы, дающей право на доплату к пенсии, включаются периоды работы, засчитываемые в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"). Исчисление стажа работы, дающей право на доплату к пенсии, производится в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для исчисления стажа на соответствующих видах работ при назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Как следует из пояснений истца, в начале 2011 года он обратился в УПФ РФ в Чердаклинском районе с заявлением о назначении ежемесячной доплаты к пенсии, предусмотренной указанной нормой.

Из сообщения Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) по Ульяновской области от 04.02.2011 г. усматривается, что по имеющимся документам в специальный стаж, дающий право на доплату, истцу можно засчитать следующие периоды работы в организациях угольной промышленности: с 07.07.1983 г. по 02.05.2006 г. в качестве <...> (не ведущие профессии). Специальный стаж работы составляет 21 год 01 месяц 19 дней (не ведущие профессии). В связи с отсутствием требуемого стажа (не менее 25 лет) в организациях угольной промышленности Кувалдин А.Э. право на доплату не имеет.

Согласно подпункту 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет.

По смыслу и правовому содержанию, указанных выше норм право на надбавку к пенсии, согласно статье 1 Федерального закона от 10.05.2010 г. № 84 - ФЗ (ред. от 18.07.2011) «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» имеют только лица, которым назначена пенсия по старости ранее достижения, установленного законом возраста, на основании подпункта 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Назначение надбавки лицам, получающим пенсию по другим пунктам статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Федеральным законом от 10.05.2010 г. № 84 - ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» не предусмотрено.

Кувалдин является получателем пенсии на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", предусматривающего назначение трудовой пенсии ранее достижения соответствующего возраста, мужчинам при достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.

В отношении истца УПФ РФ применены положения части 2 статьи 28.1 названного закона, согласно которой лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет. С учетом этого пенсия ему назначена при достижении 45 летнего возраста.

Соответственно, Кувалдин А.И. не являясь получателем пенсии, назначаемой на основании подпункта 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", не имеет право на получения требуемой им надбавки.

Доводы Кувалдина А.И. о том, что с учетом льготного исчисления, предусмотренного ранее действующим законодательством, его стаж на подземных работах в угольной промышленности превышает 25 лет суд, считает несостоятельными.

Статьей 94 ранее действующего Федерального закона от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» было определено, что при подсчете трудового стажа, указанного в статьях 10, 11, 12, 29 Закона периоды работы в районах Крайнего Севера исчислялись в льготном порядке в полуторном размере.

Вместе с тем, в статьях 10, 11, 12, 29 Закона Федерального закона от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» имеется указание только на общий трудовой стаж.

Соответственно льготное исчисление могло применяться только при подсчете периода общего трудового стажа.

Какой - либо нормы, предусматривающей льготное исчисление продолжительности периода непосредственно самой подземной работы, выполняемой в районах Крайнего Севера ни в ранее действующем, ни в ныне действующем законодательстве не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ

РЕШИЛ:

Исковые требования Кувалдина ФИО11 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Чердаклинском районе Ульяновской области о признании права на дополнительное пенсионное обеспечение, начислении отраслевой надбавки к пенсии и перерасчете пенсии с учетом отраслевой надбавки, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Чердаклинский районный суд Ульяновской области апелляционном порядке в течение одного месяца.

Судья               С.М. Кузьмин