Решение по иску прокурора об обязании разработать и утвердить порядок подготовки сведений для подготовки ежегодных докладов об осуществлении муниципального контроля



    Дело № 2-445/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ульяновская область, р.п. Чердаклы                                    03 сентября 2012 года      

Чердаклинский районный суд Ульяновской области в составе

председательствующего судьи Кузьмина С.М.,       

с участием помощника прокурора Чердаклинского района Дерябина П.В.,

при секретаре Айнетдиновой Т.И.,      

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Чердаклинского района Ульяновской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению администрации муниципального образования «Мирновское сельское поселение», Совету депутатов муниципального образования «Мирновское сельское поселение» о признании бездействия, выразившегося в непринятии мер к внесению в Устав муниципального образования и иной муниципальный правовой акт правовых норм, регламентирующих определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности незаконным, обязании создать органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление муниципального контроля, внесении в Устав муниципального образования необходимые сведения, разработать и утвердить порядок подготовки и обобщения сведений для подготовки ежегодных докладов об осуществлении муниципального контроля, направить доклад об осуществлении муниципального контроля, разместить на официальном сайте сведения, содержащиеся в докладе

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Чердаклинского района Ульяновской области обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению администрации муниципального образования «Мирновское сельское поселение», Совету депутатов муниципального образования «Мирновское сельское поселение» о признании бездействия, выразившегося в непринятии мер к внесению в Устав муниципального образования и иной муниципальный правовой акт правовых норм, регламентирующих определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности незаконным, обязании создать органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление муниципального контроля, внесении в Устав муниципального образования необходимые сведения, разработать и утвердить порядок подготовки и обобщения сведений для подготовки ежегодных докладов об осуществлении муниципального контроля, направить доклад об осуществлении муниципального контроля, разместить на официальном сайте сведения, содержащиеся в докладе.

В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой Чердаклинского района проведена проверка правовой базы администрации МО «Мирновское сельское поселение» в сфере исполнения законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Согласно ст. 4 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан и иные муниципальные правовые акты.

Согласно ст. 7 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления подлежат обязательному исполнению на всей     территории     муниципального     образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.

Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных уполномоченных органов местного самоуправления и их полномочий осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования и иным муниципальным правовым актом.

Вышеуказанной статьей закона органы местного самоуправления, осуществляющие муниципальный контроль, наделены следующими полномочиями.

Организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории.

Организация и осуществление регионального государственного контроля (надзора), полномочиями по осуществлению которого наделены органы местного самоуправления.

Разработкаадминистративныхрегламентовосуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Организация и проведение мониторинга эффективности муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, показатели и методика проведения которого утверждаются Правительством Российской Федерации.

Осуществление иных предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий.

В соответствии со ст. 7 ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» органы муниципального контроля ежегодно в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, осуществляют подготовку докладов об осуществлении муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, об эффективности такого контроля.

Согласно п. 6 Правил подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.04.2010 № 215, такие доклады подлежат представлению до 15 марта года, следующего за отчетным, в Министерство экономического развития Российской Федерации, а содержащиеся в них сведения -размещению на официальных сайтах органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, в сети Интернет.

При этом порядок подготовки и обобщения сведений, необходимых для подготовки ежегодных докладов, устанавливается названными органами самостоятельно (п. 5 Правил).

Согласно ст. 46 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 проекты муниципальных правовых актов могут вносится депутатами представительного органа муниципального образования, главой муниципального образования, иными выборными органами местного самоуправления,главойместнойадминистрации,органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан, а также иными субъектами правотворческой инициативы, установленными уставом муниципального образования.

Однако, как показывает проверка, требования ст. 6 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ до настоящего времени не исполнены, органы местного самоуправления, уполномоченные осуществлять на территории поселения муниципальный контроль, не определены, соответствующие изменения в Устав поселения не подготовлены и не внесены.

Порядок подготовки и обобщения сведений, необходимых для подготовки ежегодных докладов не разработан и не принят.

Доклад об осуществлении муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора) до 15 марта года, следующего за отчетным, в Министерство экономического развития Российской Федерации не представлен, а содержащиеся в нем сведения не размещены на официальном сайте.

Просит признать бездействие администрации МО «Мирновское сельское поселение» и Совета депутатов МО «Мирновское сельское поселение», выразившееся в непринятии мер к внесению в Устав МО «Мирновское сельское поселение» и иной муниципальный правовой акт правовых норм, регламентирующих определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности, незаконным.

Обязать администрацию МО «Мирновское сельское поселение» и Совет депутатов МО «Мирновское сельское поселение», создать органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление муниципального контроля, установить их организационную структуру, полномочия, функции и порядок их деятельности и внести в Устав МО «Мирновское сельское поселение» и иной муниципальный правовой акт соответствующие изменения и дополнения.

Обязать администрацию МО «Мирновское сельское поселение» разработать и утвердить порядок подготовки и обобщения сведений, необходимых для подготовки ежегодных докладов об осуществлении муниципального контроля.

Обязать администрацию МО «Мирновское сельское поселение» направить доклад об осуществлении муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора) в Министерство экономического развития Российской Федерации и впредь до 15 марта года, следующего за отчетным предоставлять соответствующие доклады.

Обязать администрацию МО «Мирновское сельское поселение» разместить на официальном сайте сведения, содержащиеся в докладе.

В судебном заседании помощник прокурора Чердаклинского района Дерябин П.В. исковые требования поддержал в полном объеме. Обосновал исковые требования доводами, которые аналогичны доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представители ответчиков администрации МО «Мирновское сельское поселение», Совета депутатов МО «Мирновское сельское поселение» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.

Суд, с учетом мнения прокурора, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков.

Выслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 7 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления подлежат обязательному исполнению на всей     территории     муниципального     образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.

Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных уполномоченных органов местного самоуправления и их полномочий осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования и иным муниципальным правовым актом.

Вышеуказанной статьей закона органы местного самоуправления, осуществляющие муниципальный контроль, наделены следующими полномочиями:

- организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории;

- организация и осуществление регионального государственного контроля (надзора), полномочиями по осуществлению которого наделены органы местного самоуправления;

- разработкаадминистративныхрегламентовосуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

- организация и проведение мониторинга эффективности муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, показатели и методика проведения которого утверждаются Правительством Российской Федерации;

- осуществление иных предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий.

В соответствии со ст. 7 ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» органы муниципального контроля ежегодно в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, осуществляют подготовку докладов об осуществлении муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, об эффективности такого контроля.

Согласно п. 6 Правил подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.04.2010 № 215, такие доклады подлежат представлению до 15 марта года, следующего за отчетным, в Министерство экономического развития Российской Федерации, а содержащиеся в них сведения -размещению на официальных сайтах органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, в сети Интернет.

Порядок подготовки и обобщения сведений, необходимых для подготовки ежегодных докладов, устанавливается названными органами самостоятельно (п. 5 Правил).

Согласно ст. 46 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 проекты муниципальных правовых актов могут вносится депутатами представительного органа муниципального образования, главой муниципального образования, иными выборными органами местного самоуправления,главойместнойадминистрации,органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан, а также иными субъектами правотворческой инициативы, установленными уставом муниципального образования.

Согласно сообщению главы администрации МО «Мирновское сельское поселение» от 28.06.2012 № 418 ежегодные доклады об осуществлении муниципального контроля в министерство экономического развития РФ не предоставляются и в сети Интернет не размещаются. Органы муниципального контроля не определены.

Доказательств того, что ответчиками внесены в Устав МО «Мирновское сельское поселение» и иной муниципальный правовой акт правовые нормы, регламентирующие определение подобных органов, представителями ответчиков суду не представлено.

Таким образом, неисполнение ответчиками требований указанных выше правовых норм может привести к необоснованным проверкам субъектов предпринимательской деятельности, нарушению их прав.

При таких обстоятельствах исковые требования прокурора Чердаклинского района подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194 - 199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Чердаклинского района Ульяновской области удовлетворить.

Признать бездействие администрации МО «Мирновское сельское поселение» и Совета депутатов МО «Мирновское сельское поселение», выразившееся в непринятии мер к внесению в Устав МО «Мирновское сельское поселение» и иной муниципальный правовой акт правовых норм, регламентирующих определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности, незаконным.

Обязать администрацию МО «Мирновское сельское поселение» и Совет депутатов МО «Мирновское сельское поселение», создать органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление муниципального контроля, установить их организационную структуру, полномочия, функции и порядок их деятельности и внести в Устав МО «Мирновское сельское поселение» и иной муниципальный правовой акт соответствующие изменения и дополнения.

Обязать администрацию МО «Мирновское сельское поселение» разработать и утвердить порядок подготовки и обобщения сведений, необходимых для подготовки ежегодных докладов об осуществлении муниципального контроля.

Обязать администрацию МО «Мирновское сельское поселение» направить доклад об осуществлении муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора) в Министерство экономического развития Российской Федерации и впредь до 15 марта года, следующего за отчетным предоставлять соответствующие доклады.

Обязать администрацию МО «Мирновское сельское поселение» разместить на официальном сайте сведения, содержащиеся в докладе.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Чердаклинский районный суд Ульяновской области, в течение одного месяца.

Судья               С.М. Кузьмин