о возложенни обязанности оборудовать спортивный городок элементами полосы препятствий, а также стрелковый тир либо место для стрельбы ( электронный стрелковый тренажер) до 01.09.2011 года.



дело № 2-103/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ                                           с. Чемал

Чемальский районный суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи       Красиковой О.Е.              

при секретаре                                                                              Тыщенко Т.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Чемальского района в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к МОУ «<данные изъяты>» о возложении обязанности оборудовать стрелковый тир либо место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер) до 01.09.2011 года,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Чемальского района обратился в Чемальский районный суд в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению «<данные изъяты>» о возложении обязанности оборудовать спортивный городок с элементами полосы препятствий, а также оборудовать стрелковый тир либо место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер) до 01.09.2011 года. Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки соблюдения требований законодательства о воинской обязанности и военной службе в образовательной деятельности МОУ «<данные изъяты>» было установлено, что в МОУ «<данные изъяты>» спортивный городок частично оснащен элементами полосы препятствий, отсутствует стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер). Прокурор полагает, что отсутствие в МОУ «<данные изъяты>» необходимой материально-технической базы, оснащения образовательного процесса, а также оборудованных помещений в соответствии с утвержденной программой, предусматривающей обучение граждан начальным знаниям в области обороны, делает невозможным полноценное обучение учащихся и их подготовку по основам военной службы, а также решение задач, на достижение которых направлен образовательный процесс в рамках обязательной подготовки граждан к военной службе, а именно: формирование морально - психологических и физических качеств гражданина, необходимых для прохождения военной службы; воспитание патриотизма, уважения к историческому и культурному прошлому России и ее Вооруженным Силам; изучение учащимися основных положений законодательства Российской Федерации в области обороны государства, о воинской обязанности и воинском учете, обязательной и добровольной подготовке к военной службе, о прохождении военной службы по призыву и в добровольном порядке (по контракту), о пребывании в запасе, о правах, обязанностях, ответственности военнослужащих и граждан, находящихся в запасе, чем нарушаются интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц. В обоснование заявленных требований прокурор ссылается на положения ч. 7 ст. 14 Закона Российской Федерации №3266-1 от 10.07.1992 года «Об образовании»; ч. 1 ст. 13 Федерального Закона №53-ФЗ от 28.03.1998 года «О воинской обязанности и военной службе»; п. 5 Постановления Правительства РФ от 31.12.1999 года №1441 «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе»; п. 11, 13, 14 Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах, утвержденной приказом министра обороны Российской Федерации №96, Минобрнауки №134 от 24.02.2010 года. Руководствуясь ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, с учетом положений ст. 1 Федерального Закона «Об обороне» 31 мая 1996 года N 61-ФЗ, обратился в суд с вышеуказанными требованиями, просил удовлетворить.

25.02.2011 года прокурором, путем подачи уточненных исковых заявлений в порядке ст.39 ГПК РФ, был уменьшен размер исковых требований, просил обязать ответчика оборудовать стрелковый три либо место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер до 01.09.2011 года.

В судебное заседание прокурор Чемальского района не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, от заместителя прокурора района поступило заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель ответчика МОУ «<данные изъяты>» заместитель директора МОУ «<данные изъяты>» ФИО2 исковые требования признала, представив суду заявление о признании иска директора МОУ «<данные изъяты>» ФИО3, в судебном заседании представителю ответчика разъяснены и понятны последствия признания иска, о чем указано в заявлении.

В судебном заседании представитель МОУ «<данные изъяты>» и представитель администрации МО «<данные изъяты>», привлеченной определением суда от 26.01.2011 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО4, действующая на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ, указала на то, что ответчик вправе признать исковые требования. В материалах дела имеется отзыв администрации МО «<данные изъяты>» на исковое заявление, из которого следует, что администрация МО «<данные изъяты>» полагает заявленные требования необоснованными, указывая на то, что прокурор не обосновал, чем нарушаются интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц. Получение обучающимися начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан, их подготовка по основам военной службе в учреждениях среднего (полного) общего образования осуществляется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности». Учебные предметы федерального компонента представлены в двух уровнях - базовом, который ориентирован на формирование общей культуры, и профильном, который выбирается из личных склонностей, потребностей учащихся и ориентирован на его подготовку к последующему профессиональному образованию. Обучение в МОУ «<данные изъяты>» проводится на базовом уровне, федеральный стандарт соблюдается. Федеральным компонентом стандарта среднего (полного) общего образования по ОБЖ, и утвержденном на его основе обязательной программе при обучении ОБЖ на базовом уровне не предусмотрены элементы начальной военной подготовки, стрелковый тир и спортивный городок с элементами полосы препятствий необходим лишь на профильном уровне.

Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства в совокупности, приходит к следующему.

В соответствие со ст. 11 Федерального закона от 28 марта 1998г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает, в том числе, получение начальных знаний в области обороны, подготовку по основам военной службы в образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального военного профессионального и среднего профессионального образования.

Согласно ч.7 ст.14 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» начальные знания об обороне государства, о воинской обязанности граждан и приобретение обучающимися навыков в области гражданской обороны, а также подготовка обучающихся - граждан мужского пола, не прошедших военной службы, по основам военной службы предоставляются молодежи в образовательных учреждениях, в том числе, среднего (полного) общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в порядке, предусмотренном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Порядок обязательной подготовки граждан к военной службе определен Положением о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, которое утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1999г. №1441 (далее - Положение).

Пунктами 25, 26, 27 Положения установлены основные полномочия Министерства обороны Российской Федерации, Министерства образования Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Так, в соответствие с п.26 Положения, Министерство образования Российской Федерации по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации разрабатывает табели снабжения образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования вооружением, техникой и имуществом, программы подготовки граждан по военно-учетным специальностям.

Согласно п.2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1999г. №1441 Министерство обороны Российской Федерации обязано принять необходимые нормативные правовые акты, регулирующие вопросы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе.

Во исполнение требований вышеуказанного постановления Правительства Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации и Министерством образования Российской Федерации издан совместный приказ №96/134 от 24.02.2010г., которым утверждена Инструкция об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы (далее - Инструкция).

В соответствии с пунктами 11, 13 Инструкции, руководители образовательных учреждений, в том числе:

- организуют обучение граждан в образовательном учреждении начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы;

- обеспечивают материально-техническое оснащение образовательного учреждения для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы;

- организуют работу в образовательном учреждении по военно-патриотическому воспитанию граждан.

Обучение граждан начальным знаниям в области обороны, и их подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях осуществляются в соответствие с федеральными государственными образовательными стандартами: в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» - в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования; в рамках дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» - в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования.

Пункт 14 Инструкции указывает, на то что, в образовательных учреждениях создается и постоянно совершенствуется учебно-материальная база в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Учебно-материальная база включает в себя: предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер).

В судебном заседании установлено, что требования, установленные Положением о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1999г. №1441; совместного приказа №96/134 от 24.02.2010г. Министерства обороны Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации; Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы исполняются ответчиком ненадлежащим образом.

В материалах дела имеется информация отдела образования администрации <данные изъяты> за подписью и.о. начальника отдела образования ФИО5 о том, что тир отсутствует во всех школах Чемальского района. Данное обстоятельство выявлено в рамках проведенной Прокуратурой Чемальского района проверки на предмет организации работы по военно-патриотическому воспитанию учащихся и не отрицалось в судебном заседании ответчиком.

В силу части 3 ст. 32 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств; привлечение для осуществления деятельности предусмотренной уставом образовательного учреждения, дополнительных источников финансовых и материальных средств.

При вышеизложенных обстоятельствах, требований закона, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора о возложении обязанности на МОУ «<данные изъяты>» оборудовать стрелковый тир либо место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер), поскольку отсутствие стрелкового тира или места для стрельбы (электронный стрелковый тренажер) исключает возможность стрелковой подготовки молодежи.

В соответствие с ч.2 ст.206 ГПК РФ предусматривается, что в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. С учетом обстоятельств дела, характера рассматриваемого спора, суд считает срок, в течение которого обязанность по оборудованию в МОУ «<данные изъяты>» стрелкового тира либо места для стрельбы (электронный стрелковый тренажер) должна быть исполнена ответчиками до ДД.ММ.ГГГГ, достаточным.

Кроме того, в судебном заседании представитель ответчика признала заявленные прокурором исковые требования.

В соответствии со ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.

В силу ч.3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Суд полагает, что признание иска ответчиком подлежит принятию, а иск подлежит удовлетворению, так как принятие судом признания иска ответчиком не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и в защиту интересов Российской Федерации.

Государственный суверенитет и территориальная целостность Российской Федерации обеспечиваются различными организационно-правовыми средствами и мероприятиями, в числе которых, воинская обязанность. Закрепление федеральным законодательством положений об обязательной подготовке граждан к военной службе обусловлено конституционной обязанностью граждан Российской Федерации защищать свое государство, нести военную службу. Достижение указанной цели возможно только при совершении ряда последовательных действий, в числе которых является обязательная моральная и физическая подготовка молодежи к военной службе. Отсутствие в образовательных учреждениях необходимого оснащения, а именно, стрелкового тира или места для стрельбы (электронного стрелкового тренажера) исключает возможность приобретения обучающимися навыков в области гражданской обороны, что в свою очередь нарушает интересы государства.

В соответствие со ст.1 Федерального закона от 17.01.1992 года №2202-1 «О Прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. При этом, в силу ст.22 названного закона прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, выделения специалистов для выяснения возникающих вопросов, проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращением, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.

Таким образом, соблюдение законодательства о воинской обязанности в деятельности муниципального образовательного учреждения «<данные изъяты>» в части обеспечения обучающихся соответствующими социально-экономическими условиями для получения начальных знаний в области обороны, может являться предметом прокурорского надзора, что, в свою очередь, позволяет прокурору обратиться за защитой интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц в судебном порядке.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, 206 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

                                                                                                                                                                     

Исковые требования прокурора Чемальского района в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к МОУ «<данные изъяты>» о возложении обязанности оборудовать стрелковый тир либо место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер) до 01.09.2011 года удовлетворить.

Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «<данные изъяты>» оборудовать стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер) в срок до 01.09.2011 года.

         Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Красикова О.Е.

Мотивированное решение суда составлено 02 марта 2011 года.