о возложении обязанности оборудовать спортивный городок элементами полосы препятствий, а также стрелковый тир либо место стрельбы (электронный стрелковый тренажер) до 01.09.2011 г.



Дело № 2-85/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ                                                                                                     с.Чемал

Чемальский районный суд Республики Алтай в составе:

председательствующего                            Иваныш И.В.,

при секретаре                              Шатаевой Н.А.,

с участием прокурора             Коноховича Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Чемальского района Республики Алтай в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению «Чепошская СОШ», Администрации МО «Чемальский район» о возложении обязанности оборудовать предметный кабинет учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, спортивный городок с элементами полосы препятствий, а также стрелковый тир либо место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер) до ДД.ММ.ГГГГ,

УСТАНОВИЛ:

Прокурором Чемальского района Республики Алтай ДД.ММ.ГГГГ подано исковое заявление в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению «Чепошская СОШ», Администрации МО «Чемальский район» о возложении обязанности оборудовать предметный кабинет учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, спортивный городок с элементами полосы препятствий, а также стрелковый тир либо место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер) до 01.09.2011 года, мотивируя следующим. Прокуратурой Чемальского района проведена проверка соблюдения требований законодательства о воинской обязанности и военной службе в образовательной деятельности МОУ «Чепошская СОШ», которой установлено следующее. В соответствии с ч. 7 ст. 14 Закона Российской Федерации №3266-1 от 10.07.1992 года «Об образовании» в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в порядке, предусмотренном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, осуществляется получение обучающимися начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан и приобретение обучающимися навыков в области гражданской обороны, а также подготовка обучающихся - граждан мужского пола, не прошедших военной службы, по основам военной службы. Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального Закона №53-ФЗ от 28.03.1998 года «О воинской обязанности и военной службе» до призыва на военную службу граждане мужского пола проходят подготовку по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования в течении двух последних лет обучения. Аналогичное положение закреплено п. 5 Постановления Правительства РФ от 31.12.1999 года №1441 «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе». Кроме того, в обоснование требований прокурор ссылается на п. 11, 13, 14 Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах, утвержденной приказом министра обороны Российской Федерации №96, Минобрнауки №134 от 24.02.2010 года. Прокурор считает, что отсутствие в МОУ «Чепошская СОШ» необходимой материально-технической базы, оснащения образовательного процесса, а также оборудованных помещений в соответствии с утвержденной программой, предусматривающей обучение граждан начальным знаниям в области обороны, делает невозможным полноценное обучение учащихся и их подготовку по основам военной службы, а также решение задач, на достижение которых направлен образовательный процесс в рамках обязательной подготовки граждан к военной службе, а именно: формирование морально психологических и физических качеств гражданина, необходимых для прохождения военной службы; воспитание патриотизма, уважения к историческому и культурному прошлому России и ее Вооруженным Силам; изучение учащимися основных положений законодательства Российской Федерации в области обороны государства, о воинской обязанности и воинском учете, обязательной и добровольной подготовке к военной службе, о прохождении военной службы по призыву и в добровольном порядке (по контракту), о пребывании в запасе, о правах, обязанностях, ответственности военнослужащих и граждан, находящихся в запасе, чем нарушаются интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц. Руководствуясь ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, с учетом положений ст. 1 Федерального Закона «Об обороне» 31 мая 1996 года N 61-ФЗ, обратился в суд с вышеуказанными требованиями, просил удовлетворить.

Определением Чемальского районного суда Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика в порядке ст.40 ГПК РФ привлечена администрация МО «Чемальский район».

ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ прокурором, путем подачи уточненных исковых заявлений в порядке ст.39 ГПК РФ, был уменьшен размер исковых требований.

В судебном заседании заместитель прокурора Конохович Д.С. поддержал исковые требования в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к МОУ «Чепошская СОШ», Администрации МО «Чемальский район» о возложении обязанности оборудовать стрелковый тир либо место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер) до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика МОУ «Чепошская СОШ», ответчика Администрации МО «Чемальский район» ФИО5, действующая на основании доверенностей, представитель ответчика МОУ «Чепошская СОШ» ФИО4, действующая на основании должностных полномочий, возражали против удовлетворения требований прокурора на следующих основаниях. По мнению представителей ответчиков, прокурор не обосновал, чем нарушаются интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц, и ссылается на то, что в МОУ «Чепошская СОШ» отсутствует необходимая материально-техническая база оснащения образовательного процесса, а также оборудованных помещений в соответствии с утвержденной программой, предусматривающей обучение граждан начальным знаниям в области обороны, делает невозможным полноценное обучение учащихся и их подготовку по основам военной службы, а также решение задач, на достижение которых направлен образовательный процесс в рамках обязательной подготовки граждан к военной службе, а именно: формирование морально психологических и физических качеств гражданина, необходимых для прохождения военной службы; воспитание патриотизма, уважения к историческому и культурному прошлому России и ее Вооруженным Силам; изучение учащимися основных положений законодательства Российской Федерации в области обороны государства, о воинской обязанности и воинском учете, обязательной и добровольной подготовке к военной службе, о прохождении военной службы по призыву и в добровольном порядке (по контракту), о пребывании в запасе, о правах, обязанностях, ответственности военнослужащих и граждан, находящихся в запасе, чем нарушаются интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц. Но все указанные подпункты включены в базовый уровень обучения. Нет доказательств того, что МОУ «Чепошская СОШ» нарушила интересы РФ, когда в её программе обучения на базовом уровне не предусмотрено обучения навыков стрельбы, так как это предусмотрено только при обучении на профильном уровне. Приказом Министерства образования РФ от 5 марта 2004г. №-1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» определено, что учебные предметы федерального компонента представлены на двух уровнях - базовом и профильном. Обучение в МОУ «Чепошская СОШ» проводится на базовом уровне, федеральный стандарт соблюдается. Учащиеся на базовом уровне получают теоретические знания, а реализуют их на учебных сборах, которые организуются Военным Комиссариатом. Стрельбы проводятся на учебных сборах, и это обязанность военкоматов. Совместный приказ Минобороны РФ и Министерства образования и науки РФ от 24.02.2010г. №-96/134 «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан РФ начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях начального профессионального, и среднего профессионального образования и учебных пунктах» предусмотрено, что обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы в учреждениях среднего (полного) общего образования осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности». В качестве доказательства суду представлен Учебный план МОУ «Чепошская СОШ» на 2010-2011 г.г.

Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства в совокупности, находит исковые требования прокурора Чемальского района Республики Алтай в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению «Чепошская СОШ», Администрации МО «Чемальский район» о возложении обязанности оборудовать в МОУ «Чепошская СОШ» стрелковый тир либо место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер) до ДД.ММ.ГГГГ, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствие ст. 11 Федерального закона от 28 марта 1998г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает, в том числе, получение начальных знаний в области обороны, подготовку по основам военной службы в образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального военного профессионального и среднего профессионального образования.

Согласно ч.7 ст. 14 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» начальные знания об обороне государства, о воинской обязанности граждан и приобретение обучающимися навыков в области гражданской обороны, а также подготовка обучающихся - граждан мужского пола, не прошедших военной службы, по основам военной службы предоставляются молодежи в образовательных учреждениях, в том числе, среднего (полного) общего образования в соответствии с в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в порядке, предусмотренном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Порядок обязательной подготовки граждан к военной службе определен Положением о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1999г. №1441 (далее - Положение). Пунктами 25, 26, 27 Положения установлены основные полномочия Министерства обороны Российской Федерации, Министерства образования Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Так, в соответствие с п.26 Положения, Министерство образования Российской Федерации по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации разрабатывает табели снабжения образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования вооружением, техникой и имуществом, программы подготовки граждан по военно-учетным специальностям.

Пунктом 27 Положения установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления организуют и обеспечивают проведение подготовки граждан по военно-учетным специальностям, ) осуществляют контроль за состоянием учебно-материальной базы образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования и ежегодно, до 15 ноября, проводят инвентаризацию вооружения, техники и имущества, переданных указанным образовательным учреждениям в оперативное управление.

Согласно п.2 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ Министерство обороны Российской Федерации обязано принять необходимые нормативные правовые акты, регулирующие вопросы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе.

Во исполнение требований вышеуказанного постановления Правительства Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации и Министерством образования Российской Федерации издан совместный приказ №96/134 от 24.02.2010г., которым утверждена Инструкция об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы (далее - Инструкция).

В соответствии с пунктами 11, 13 Инструкции, руководители образовательных учреждений, в том числе:

организуют обучение граждан в образовательном учреждении начальным знаниям в
области обороны и их подготовку по основам военной службы;

обеспечивают материально-техническое оснащение образовательного учреждения для
обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам
военной службы;

организуют работу в образовательном учреждении по военно-патриотическому воспитанию граждан.

Обучение граждан начальным знаниям в области обороны, и их подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях осуществляются в соответствие с федеральными государственными образовательными стандартами: в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» - в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования; в рамках дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»

в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования.

В судебном заседании установлено, что требования, установленные Положением о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1999г. №1441; совместного приказа №96/134 от 24.02.2010г. Министерства обороны Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации; Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы исполняются ответчиками ненадлежащим образом. Так, в материалах дела имеется информация отдела образования администрации Чемальского района РА за подписью и.о. начальника отдела образования ФИО3 о том, что тир отсутствует во всех школах Чемальского района. Данное обстоятельство выявлено в рамках проведенной Прокуратурой Чемальского района проверки на предмет организации работы по военно-патриотическому воспитанию учащихся и не отрицалось ответчиками.

Суд признает несостоятельными доводы ответчиков, обоснованные ссылками на федеральные государственные образовательные стандарты среднего (полного) общего образования по основам безопасности жизнедеятельности, без учета совместного приказа от ДД.ММ.ГГГГ Министерства обороны Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации, которым утверждена Инструкция об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы.

Пункт 14 Инструкции указывает, на то что, в образовательных учреждениях создается и постоянно совершенствуется учебно-материальная база в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Учебно-материальная база включает в себя: предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер).

В силу части 3 ст. 32 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств; привлечение для осуществления деятельности предусмотренной уставом образовательного учреждения, дополнительных источников финансовых и материальных средств.

В соответствие с п. 1.1. Устава МОУ «Чепошская СОШ», утв. Постановлением главы Чемальского района от ДД.ММ.ГГГГ (далее Устав) муниципальное общеобразовательное учреждение «Чепошская СОШ» является муниципальным общеобразовательным учреждением. Согласно п. 1.3. Устава учредителем школы является исполнительно-распорядительный орган муниципального образования «Чемальский район» -администрация Чемальского района. Согласно п.4.3. Устава школа финансируется Учредителем на основе федеральных нормативов Республики Алтай в расчете на одного воспитанника.

Кроме того, в соответствие с п.2.1.2. договора о взаимоотношениях учредителя с муниципальным образовательным учреждением от ДД.ММ.ГГГГ к обязанностям учредителя отнесена обязанность по финансированию в пределах средств, предусмотренных в местном бюджете расходов, предусмотренных государственными и местными нормативами финансирования с учетом типа, вида и категории образовательного учреждения. Кроме того, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета (подпункт 1 пункта 1 статьи 14, подпункт пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Вместе с тем, согласно сведений представленных директора МОУ «Чепошская СОШ» справкой о финансировании на 2011 год, на улучшение МТБ по военно-патриотическому воспитанию и ОБЖ на 2011 год средств не запланировано, что в свою очередь также свидетельствует о ненадлежащем исполнении требований действующего законодательства ответчиками.

Обучение граждан начальным знаниям в области обороны, и их подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях осуществляются в соответствие с федеральными государственными образовательными стандартами: в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» - в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования; в рамках дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования.

Представленная суду образовательная программа по основам безопасности жизнедеятельности МОУ «Чепошская СОШ» утверждена приказом директора школя от ДД.ММ.ГГГГ. Данная программа составлена без учета совместного приказа от ДД.ММ.ГГГГ Министерства обороны Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации, которым утверждена Инструкция об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы, что позволяет сделать суду вывод о неисполнении в рамках реализации указанной программы вышеупомянутых требований Инструкции. Однако п.2 раздела 1 Инструкции указано о том, что сферой регулирований указанного нормативного правового акта является в числе прочего определение задач обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах.

В соответствие с п.3 указанной Инструкции задачами обучения являются: формирование морально-психологических и физических качеств гражданина, необходимых для прохождения военной службы; воспитание патриотизма, уважения к историческому и культурному прошлому России и ее вооруженным силам; изучение гражданами основных положений законодательства Российской Федерации в области обороны государства, о воинской обязанности и воинском учете, об обязательной и добровольной подготовке к военной службе, о прохождении военной службы по призыву и в добровольном порядке (по контракту), о пребывании в запасе, о правах, обязанностях и ответственности военнослужащих и граждан, находящихся в запасе; приобретение навыков в области гражданской обороны; изучение основ безопасности военной службы, устройства и правил обращения со стрелковым оружием, основ тактической, строевой подготовок, сохранения здоровья и военно-медицинской подготовки, вопросов радиационной, химической и биологической защиты войск и населения; практическое закрепление полученных знаний в ходе учебных сборов; проведение военно-профессиональной ориентации на овладение военно-учетными специальностями и выбор профессии офицера.

Из вышеизложенного следует вывод о том, что отсутствие в учебном заведении необходимой материально-технической базы не позволяет реализовать учебному заведению вышеперечисленные задачи в полной мере.

Суд находит довод представителей ответчика о том, что прокурор не имел права обращаться в суд с вышеуказанными исковыми требованиями, несостоятельным в силу следующего.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и в защиту интересов Российской Федерации.

Государственный суверенитет и территориальная целостность Российской Федерации обеспечиваются различными организационно-правовыми средствами и мероприятиями, в числе которых, воинская обязанность. Закрепление федеральным законодательством положений об обязательной подготовке граждан к военной службе обусловлено конституционной обязанностью граждан Российской Федерации защищать свое государство, нести военную службу.

Достижение указанной цели возможно только при совершении ряда последовательных действий, в числе которых является обязательная моральная и физическая подготовка молодежи к военной службе. Отсутствие в образовательных учреждениях необходимого оснащения, а именно, стрелкового тира или места для стрельбы (электронного стрелкового тренажера) исключает возможность приобретения обучающимися навыков в области гражданской обороны, что в свою очередь нарушает интересы государства.

В соответствие со ст.1 Федерального закона от 17.01.1992 года №2202-1 «О Прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. При этом, в силу ст.22 названного закона прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, выделения специалистов для выяснения возникающих вопросов, проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращением, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.

Таким образом, соблюдением законодательства о воинской обязанности в деятельности муниципального образовательного учреждения «Чепошская СОШ» в части обеспечения обучающихся соответствующими социально-экономическими условиями для получения начальных знаний в области обороны, может являться предметом прокурорского надзора, что, в свою очередь, позволяет прокурору обратиться за защитой интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц в судебном порядке.

В соответствие с ч.2 ст.206 ГПК РФ предусматривается, что в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований. С учетом обстоятельств дела, характера рассматриваемого спора, суд считает срок, в течение которого обязанность по оборудованию в МОУ «Чепошская СОШ» стрелкового тира либо места для стрельбы (электронный стрелковый тренажер) должна быть исполнена ответчиками до ДД.ММ.ГГГГ, достаточным.

Руководствуясь ст.ст.194-199, 206 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

                                                                                                                                                                     

Исковые требования прокурора Чемальского района Республики Алтай в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению «Чепошская СОШ», Администрации МО «Чемальский район» о возложении обязанности оборудовать в МОУ «Чепошская СОШ» стрелковый тир либо место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер) до ДД.ММ.ГГГГ удовлетворить.

Возложить обязанность на МОУ «Чепошская СОШ», Администрацию МО «Чемальский район» оборудовать в МОУ «Чепошская СОШ» стрелковый тир либо место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер) до ДД.ММ.ГГГГ.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Алтай в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                                                                                       И.В.Иваныш

Мотивированное решение изготовлено 28.02.2011 года