о понуждении допоставить твердое топливо



Дело № 2-42/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ                                                                            с. Чемал

Чемальский районный суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи                                                                                И.В. Иваныш,

при секретаре                                                                                                           Н.А. Шатаевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Чемальского района в интересах Логвинова Анатолия Павловича к отделу труда и социального развития администрации муниципального образования «<данные изъяты>», Республике Алтай в лице Министерства финансов Республики Алтай об обязании Республики Алтай в лице Министерства финансов Республики Алтай перечислить на счет отдела труда и социального развития администрации муниципального образования «Чемальский район» денежные средства в сумме 12846,7 рублей необходимых для обеспечения Логвинова Анатолия Павловича твердым топливом (дровами и углем), недополученным им в 2008 и 2009 годах, и обязании отдела труда и социального развития администрации муниципального образования «Чемальский район» обеспечить Логвинова Анатолия Павловича твердым топливом, недополученным им в 2008 оду в виде дров объемом 2,26 м.куб, в 2009 году в виде дров объемом 2,64 м.куб и 2,25 т угля.

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Чемальского района Республики Алтай в интересах Логвинова Анатолия Павловича обратился в суд с иском к отделу труда и социального развития администрации «<данные изъяты>» об обязании муниципального образования «Чемальский район» обеспечить недополученным в 2008 году твердым топливом - дровами в объеме 2,26 куб.м., в 2009 году- дровами в количестве 2,64 кв.м, углем- 2,25 т.

К участию в деле в порядке ст.40 ГПК РФ определением Чемальского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве соответчика привлечено Министерство финансов Республики Алтай.

В порядке ст.39 ГПК РФ прокурором исковые требования были увеличены согласно уточненного искового заявления, в соответствие с которым прокурор просит суд об обязании Республики Алтай в лице Министерства финансов Республики Алтай перечислить на счет отдела труда и социального развития администрации муниципального образования «Чемальский район» денежные средства в сумме 12846,7 рублей необходимых для обеспечения Логвинова Анатолия Павловича твердым топливом (дровами и углем), недополученным им в 2008 и 2009 годах, и обязании отдела труда и социального развития администрации муниципального образования «Чемальский район» обеспечить Логвинова Анатолия Павловича твердым топливом, недополученным им в 2008 году в виде дров объемом 2,26 м.куб, в 2009 году в виде дров объемом 2,64 м.куб и 2,25 т угля.

В обоснование иска прокурор указал следующее. Пунктом 1 ст.7 Конституции РФ определено, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В соответствии с подпунктом 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации № 3266 от 10.07.1992 года (с последующими изменениями) «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Законом Республики Алтай от 07.07.2008 года № 78-РЗ «О размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности Республики Алтай», предусмотрено, что в соответствии со ст. 55 Закона РФ «Об образовании» в целях формирования межбюджетных отношений настоящий Закон устанавливает размеры, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, проживающим в сельской местности Республики Алтай и работающим в государственных или муниципальных учреждениях образования, культуры, искусства, здравоохранения, социальной защиты, расположенных в сельской местности, а также указанным педагогическим работникам, вышедшим на трудовую пенсию по старости, если педагогический стаж работы этих работников в сельской местности составляет не менее десяти лет и ко дню выхода на трудовую пенсию по старости (инвалидности) они пользовались мерами социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг. Согласно ст. 1 вышеуказанного Закона РА, предусматривается, что в связи с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам по оплате жилого помещения, отопления и освещения подлежат возмещению следующие виды расходов: плата за отопление жилого помещения, в том числе приобретение и доставка твердого топлива при отсутствии центрального отопления. Финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией настоящего Закона, осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай с учетом средств, выделяемых из федерального бюджета на указанные цели. По информации отдела труда и социального развития администрации муниципального образования «Чемальский район» истцу не поставлено твердое топливо в 2008 году в виде дров объемом 2,26 м.куб, в 2009 году в виде дров объемом 2,64 м.куб и 2,25 т угля в связи с отсутствием финансовых средств. Прокурором приводятся данные территориального органа федеральной службы государственной статистики по Республике Алтай относительно средней потребительской цены 2 куб.м. дров и 1 т. угля, согласно которых рассчитана задолженность перед истцом по обеспечению твердым топливом. Согласно статье 2 Федерального закона от 06.05.2003 № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона «Об образовании», устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях. Прокурором также приведены ссылки на нормы ст.1071Гражданского кодекса РФ, положения ст.84,85 Бюджетного кодекса РФ, подп.24 п.2 ст.26.3 ФЗ от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ». Поскольку прокурор считает, что права педагогического работника по предоставлению ему мер социальной поддержки до настоящего времени в полном объеме не реализованы, следовательно, руководствуясь ст.45 ГПК РФ по заявлению Логвинова А.П. прокурор счел необходимым обратиться в суд в его интересах с указанным иском.

В судебном заседании истец Логвинов А.П., заместитель прокурора Чемальского района Республики Алтай Данилова Ю.В. поддержали исковые требования уточненного искового заявления в полном объеме, по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика отдела труда и социального развития администрации <данные изъяты> ФИО5 с исковыми требованиями не согласна, поскольку считает, что согласно ст.4 Закона Республики Алтай от 7 июля 2008 года №78-РЗ, финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией настоящего закона осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай с учетом средств, выделяемых из федерального бюджета на указанные цели. Отдел труда и социального развития администрации <данные изъяты>, действующий на основании Положения об отделе, утв. Решением Совета депутатов <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ , является органом администрации <данные изъяты>, который в соответствие с правилами возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате твердого топлива педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности Республики Алтай в домах, не имеющих центрального отопления, утв. Постановлением Правительства РА от 10.06.2009 г.№128 дано право за счет выделенных средств заключать договоры о возмещении расходов по обеспечению твердым топливом.

В судебное заседание представитель Министерства Финансов Республики Алтай, не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен, посредством факсимильной связи направил отзыв на исковое заявление, содержащий возражения по существу исковых требований, и заявление о рассмотрении гражданского дела в отсутствие.

На основании ст.167 ГПК РФ суд определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя Министерства Финансов Республики Алтай.

Выслушав прокурора, истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований.

Суд считает, что в судебном заседании установлено, что Логвинов А.П. имеет право на социальную поддержку в виде обеспечения в натуральном виде твердым топливом для отопления используемого им жилья.

Так, из материалов дела следует, что Логвинов А.П. работает учителем технологии МОУ «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ в соответствие с приказом директора от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7).

В силу пунктов «е», «ж» ст. 72 Конституции Российской Федерации, социальная защита, включая социальное обеспечение, общие вопросы образования отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а в силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

В силу требований ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации № 3266 от 10.07.1992 года (с последующими изменениями) «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской

местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 2 Федерального закона от 06.05.2003 № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона «Об образовании», устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.

Таким образом, в силу вышеуказанных положений закона, за педагогическими работниками сохранено право на льготы в натуральной форме, а именно право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с освещением и отоплением в сельской местности, что является федеральной мерой социальной поддержки педагогическим работникам, а субъектам Российской Федерации передано право определять порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам тем организациям, которые оказывают жилищно-коммунальные услуги.

Из представленных доказательств, которые сторонами не оспаривались, усматривается, что перед истцом имеется задолженность за недопоставленное топливо в виде дров и угля, в частности, в 2008 году- дров- в объеме 2,26 куб.м., в 2009 году- дров в объеме- 2,64 кв.м, угля- 2,25 т. Указанное обстоятельство подтверждено информацией Отдела труда и социального развития администрации муниципального образования «Чемальский район» (л.д.8,22).

В соответствии со п. 7 ст. 1 Закона Республики Алтай «О наделении органов местного самоуправления в Республике Алтай отдельными государственными полномочиями в области социальной поддержки, социального обслуживания отдельных категорий граждан и управления охраной труда» от 23. 12. 2005 г. № 36-6 органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями, состоящими, в том числе, и по предоставлению мер социальной поддержки, установленных Законом Республики Алтай «О мерах социальной поддержки некоторых категорий работников, проживающих в сельской местности Республики Алтай».

Доводы представителя ответчика отдела труда и социального развития администрации <данные изъяты> ФИО5, о том, что отдел труда и социального развития администрации <данные изъяты> является органом администрации <данные изъяты>, которому в соответствие с правилами возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате твердого топлива педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности Республики Алтай в домах, не имеющих центрального отопления, утв. Постановлением правительства РА от 10.06.2009 года №128, дано право за счет выделенных средств заключать договоры о возмещении расходов по обеспечению твердым топливом, не может быть принят судом во внимание, поскольку ст.4 вышеприведенного закона Республики Алтай от 2.01.2006 года №1-РЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из республиканского бюджета Республики Алтай.

Таким образом, осуществление права истца на соответствующие меры социальной поддержки не может быть поставлено в зависимость от отсутствия соответствующего финансирования, поскольку истец Логвинов А.П., не является субъектом межбюджетных отношений, и, следовательно, не может прибегнуть к соответствующему способу защиты нарушенного права при регулировании межбюджетных отношений.

При изложенных обстоятельствах суд считает требования прокурора об обязании отдела труда и социального развития администрации муниципального образования «Чемальский район» обеспечить Логвинова Анатолия Павловича твердым топливом, недополученным им в 2008 оду в виде дров объемом 2,26 м.куб, в 2009 году в виде дров объемом 2,64 м.куб и 2,25 т угля обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Вместе с тем, заявленные исковые требования об обязании Министерства финансов Республики Алтай перечислить на счет отдела труда и социального развития администрации муниципального образования «Чемальский район» денежные средства в сумме 12846,7 рублей необходимых для обеспечения Логвинова Анатолия Павловича твердым топливом (дровами и углем), недополученным им в 2008 и 2009 годах, суд считает не подлежащими удовлетворению.

Как следует из преамбулы Закона Республики Алтай от 07.07.2008 года № 78-РЗ «О размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности Республики Алтай», в соответствии со ст. 55 Закона РФ «Об образовании» в целях формирования межбюджетных отношений настоящий Закон устанавливает размеры, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, проживающим в сельской местности Республики Алтай и работающим в государственных или муниципальных учреждениях образования, культуры, искусства, здравоохранения, социальной защиты, расположенных в сельской местности, а также указанным педагогическим работникам, вышедшим на трудовую пенсию по старости, если педагогический стаж работы этих работников в сельской местности составляет не менее десяти лет и ко дню выхода на трудовую пенсию по старости (инвалидности) они пользовались мерами социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг.

Согласно ст. 1, 3, 4 вышеуказанного Закона РА, предусматривается, что в связи с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам по оплате жилого помещения, отопления и освещения подлежат возмещению следующие виды расходов: плата за отопление жилого помещения, в том числе приобретение и доставка твердого топлива при отсутствии центрального отопления. Возмещение организациям, предоставляющим жилищно-коммунальные услуги, расходов, связанных с предоставлением педагогическим работникам мер социальной поддержки, производится на основании заключенных с организациями договоров. Возмещение организациям, гражданам расходов, связанных с обеспечением педагогических работников, проживающих в домах, не имеющих централизованного отопления, твердым топливом, осуществляется на основании заключенных договоров по объемам твердого топлива, соответствующим потребности для отопления 1 кв. м. общей площади жилого дома согласно приложению к настоящему Закону. Финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией настоящего Закона, осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай с учетом средств, выделяемых из федерального бюджета на указанные цели.

Ст. 133 БК РФ определяет понятие субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации, формирование Федерального фонд компенсаций, порядок распределения субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации, расходование, предоставление субвенций местным бюджетам.

В соответствии с Правилами предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 июня 2003 года № 377 п. 2 компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сельской местности. Субсидии выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год.

Статья 29 БК РФ устанавливает принцип единства бюджетной системы Российской Федерации, который означает единство бюджетного законодательства Российской Федерации, принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

При этом, в с учетом ст.10 Конституции РФ, предусматривающей принцип разделения властей, а также в соответствии со ст. 6 БК РФ, согласно которой под межбюджетными отношениями понимаются взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса, из чего следует, что регулировать межбюджетные отношения имеют право только публично-правовые образования суд делает вывод о том, что требование прокурора об обязании Министерства Финансов Республики Алтай перечислить отделу труда и социального развития муниципального образования «Чемальский район» денежные средства в размере необходимом для обеспечения Логвинова А.П. недополученным твердым топливом - дровами, углем не подлежит удовлетворению, поскольку бюджетная система РФ едина и понесенные затраты подлежат компенсации в виде предоставленных субвенций.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований прокурора Чемальского района в интересах Логвинова Анатолия Павловича об обязании Республики Алтай в лице Министерства финансов Республики Алтай перечислить на счет отдела труда и социального развития администрации муниципального образования «Чемальский район» денежные средства в сумме 12846,7 рублей необходимые для обеспечения Логвинова Анатолия Павловича твердым топливом (дровами и углем), недополученным им в 2008 и 2009 годах, отказать.

Обязать отдел труда и социального развития администрации муниципального образования «<данные изъяты>» обеспечить Логвинова Анатолия Павловича твердым топливом, недополученным им в 2008 оду в виде дров объемом 2,26 м.куб, в 2009 году в виде дров объемом 2,64 м.куб и 2,25 т угля.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в 10-дневный срок с момента составления решения в окончательной форме через Чемальский районный суд.

Судья                                                                                                                     И.В. Иваныш

Мотивированное решение составлено 9 марта 2011 года.