о признании факта владения Тукуековой Кларой Енчилеевной на праве собственности жилой квартирой и земельным участком



               дело №2-49/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ         с. Чемал

Чемальский районный суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи       Красиковой О.Е.

при секретаре         Молодых Л.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тоорчуковой Валентины Александровны, Суртаева Валерия Ивановича, Тукуекова Марата Александровича к сельской администрации МО «<данные изъяты>» о признании факта владения ФИО1 на праве собственности жилой квартирой и земельным участком, включении в наследственную массу недвижимое имущества - квартиры и земельного участка, определении долей наследуемого имущества, признании права собственности на квартиру и земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

Тоорчукова В.А., Суртаев В.И., Тукуеков М.А. обратились в Чемальский районный суд с иском к сельской администрации МО «<данные изъяты>» о признании факта владения ФИО1 на праве собственности квартирой, общей площадью 22,2 кв.м., и земельным участком, площадью 338 кв.м, кадастровый номер , расположенных по адресу: <адрес>, включении в состав наследства после смерти ФИО1 квартиры, общей площадью 22,2 кв.м., и земельного участка, площадью 338 кв.м, кадастровый номер , расположенные по адресу: <адрес>, определении доли наследников в наследственном имуществе после смерти ФИО1 за Тоорчуковой В.А., Суртаевым В.И., Тукуековым М.А. по 1/3 доли за каждым, признании права общей долевой собственности по 1/3 доли за каждым на квартиру, общей площадью 22,2 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, и земельный участок, площадью 338 кв.м, кадастровый номер , расположенный по адресу: <адрес>, за Тоорчуковой В.А., Суртаевым В.И., Тукуековым М.А. Требования мотивированы тем, что Тоорчукова В.А., Суртаев В.И., Тукуеков М.А. являются детьми и наследниками первой очереди умершей ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, наследников по завещанию и иных лиц, претендующих на наследственное имущество, состоящее из квартиры и земельного участка не имеется. Однако документов, подтверждающих право собственности на указанное недвижимое имущество за ФИО1, не имеется. Наличие указанный в иске жилой квартиры и земельного участка подтверждается выпиской из похозяйственной книги о том, что квартира принадлежит ФИО1, постановлением об утверждении выписки из похозяйственной книги, технического паспорта на жилую квартиру, выпиской из Приложения к Постановлению о передаче бесплатно в собственность земельного участка, кадастровым паспортом. В справке ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» указано, что жилая квартира в <адрес> зарегистрирована за ФИО1 В обоснование требований истцы ссылаются на ст. ст. 12, 1142, 1164, 1165 ГК РФ.

В судебном заседании истцы Тоорчукова В.А., Суртаев В.И., Тукуеков М.А. поддержали заявленные требования в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении, уточнив о том, что просят признать право собственности на квартиру №1, расположенную по <адрес>, пояснив, что они вступили в течение 6 месяцев после смерти их матери в управление наследственным имуществом, а именно, ухаживали за домом и земельным участком.

Представитель сельской администрации МО «<данные изъяты>» ФИО9 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, от нее поступило заявление о рассмотрении дела без участия сельской администрации МО «<данные изъяты>», указав, что исковые требования поддерживает и просит их удовлетворить.

Третье лицо - нотариус Чемальского нотариального округа ФИО7 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, оценив доказательства в совокупности, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.

Согласно п.2 ст.218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Согласно ст.ст.1110, 1111, 1112 ГК РФ при наследовании имущества умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизбежном виде как единое целое и в один и тот же момент. Наследование осуществляется по завещанию и по закону. В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

В соответствии со ст.1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство. Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.

На основании п.4 ст.1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследство на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.

В силу ч.1 ст. 1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.

На основании ст. 1155 ГК РФ по признании наследника принявшим наследство суд определяет доли всех наследников в наследственном имуществе и при необходимости определяет меры по защите прав нового наследника на получение причитающейся ему доли наследства (пункт 3 настоящей статьи).

В судебном заседании установлено следующее.

Согласно выписки из похозяйственной книги сельской администрации МО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 принадлежит <адрес>, выписка утверждена Постановлением главы <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно справке ФГУП «Ростехинвентаризация» Филиал по Республике Алтай Чемальский производственный участок от ДД.ММ.ГГГГ, в материалах Чемальского производственного участка филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» по Республике Алтай жилая квартира, общей площадью 22,3 кв.м, на праве личной собственности зарегистрирована за ФИО1.

В соответствии с техническим паспортом от ДД.ММ.ГГГГ общая площадь <адрес> составляет 22,2 кв.м., в графе сведения о принадлежности указана - ФИО2.

Из имеющейся в материалах дела выписки из приложения (<адрес>) к Постановлению от ДД.ММ.ГГГГ за , стр. 4, следует, что ФИО2 передан бесплатно в собственность земельный участок, площадью 338 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>.

Из кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером , расположенного по <адрес>, следует, что правообладателем (вид права - собственность) земельного участка является ФИО1 на основании постановления администрации Чемальского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что ФИО1 владела на праве личной собственности спорным недвижимым имуществом, соответственно подлежат удовлетворению требования истцов о включении квартиры и земельного участка, расположенных в <адрес> состав наследства, оставшегося после смерти ФИО1

Из материалов дела следует, что истцы Тоорчукова (до заключения брака - Тукуекова) Валентина Александровна, Суртаев Валерий Иванович, Тукуеков Марат Александрович являются детьми и наследниками первой очереди ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании на основании пояснений истцов, пояснений представителя ответчика ФИО9, данных в предварительном судебном заседании, показаний свидетеля ФИО8, имеющейся в материалах дела справки сельской администрации МО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ о том, что после смерти ФИО1 в течение шести месяцев в фактическое управление имуществом вступили Тоорчукова В.А., Тукуеков М.А., Суртаев В.И., установлено, что истцы после смерти матери вступили во владение квартирой и земельным участком, расположенными по адресу: <адрес>, принадлежащими ФИО1, следовательно, они фактически приняли наследство, открывшееся после смерти ФИО1, однако своих наследственных прав не оформили. Указанное обстоятельство ответчиком - представителем сельской администрации МО «<данные изъяты>» ФИО9 не оспаривается.

Таким образом, с учетом вышеизложенных обстоятельств дела и положений закона, суд приходит к выводу о том, что исковые требования о признании за Тоорчуковой В.А., Тукуекова М.А., Суртаева В.И. права общей долевой собственности на квартиру и земельный участок, расположенных в <адрес> подлежат удовлетворению, суд определяет долю каждого наследника первой очереди в наследственном имуществе после смерти ФИО1 - в размере 1/3 доли.

На основании ст.17 Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», основанием для государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество, равно как и перехода права собственности, являются судебные решения, свидетельствующие о праве собственности на объекты недвижимости.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Тоорчуковой Валентины Александровны, Суртаева Валерия Ивановича, Тукуекова Марата Александровича к сельской администрации МО «Чемальское сельское поселение» о признании факта владения ФИО1 на праве собственности жилой квартирой и земельным участком, включении в наследственную массу недвижимое имущества - квартиры и земельного участка, определении долей наследуемого имущества, признании права собственности на квартиру и земельный участок удовлетворить в полном объеме.

Признать факт владения ФИО1 на праве собственности квартирой , общей площадью 22,2 кв.м., и земельным участком, площадью 338 кв.м, кадастровый номер , расположенных по адресу: <адрес>.

Включить в состав наследства после смерти ФИО1 <адрес>, общей площадью 22,2 кв.м., и земельный участок, площадью 338 кв.м, кадастровый номер , расположенные по адресу: <адрес>, с Чемал, <адрес>.

Определить доли наследников в наследственном имуществе после смерти ФИО1 за Тоорчуковой Валентиной Александровной, Суртаевым Валерием Ивановичем, Тукуековым Маратом Александровичемпо 1/3 доли за каждым.

Признать право общей долевой собственности по 1/3 доли за каждым на квартиру №1, общей площадью 22,2 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, и земельный участок, площадью 338 кв.м, кадастровый номер , расположенный по адресу: <адрес>, за:

Тоорчуковой Валентиной Александровной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, <данные изъяты>;

Суртаевым Валерием Ивановичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, <данные изъяты> Алтай;

Тукуековым Маратом Александровичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, <данные изъяты> Алтай.

Решение суда является основанием для регистрации права общей долевой собственности Тоорчуковой Валентины Александровны, Суртаева Валерия Ивановича, Тукуекова Марата Александровича на указанное недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Чемальский районный суд Республики Алтай.

Судья          О.Е. Красикова

Мотивированное решение суда составлено 4 февраля 2011 года.