о признании незаконным действия по функционированию АЗС `Афина` с нарушениями требований пожарной безопасности, возложении обязанности устранить нарушения трбований пожарной безопасности



Дело № 2-199/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ                                                                                                     с.Чемал

Чемальский районный суд Республики Алтай в составе:

председательствующего                              Иваныш И.В.,

при секретаре                               Молодых Л.С.,

с участием прокурора             Даниловой Ю.В.,

рассмотрев материалы гражданского дела по исковому заявлениюпрокурора Чемальского района Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Беставашвили Аделине Анатольевне о признании незаконными действия по функционированию АЗС «<данные изъяты>», расположенной по адресу: <адрес> с нарушениями требований пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Чемальского района Республики Алтай Данилова Ю.В. обратилась в Чемальский районный суд Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Беставашвили Аделине Анатольевне о признании незаконными действия по функционированию АЗС «<данные изъяты>», расположенной по адресу: <адрес> с нарушениями требований пожарной безопасности. Мотивирует требования тем, что в деятельности автозаправочной станции (далее АЗС), принадлежащей ИП Беставашвили А.А. выявлены нарушения законодательства в части невыполнения требований пожарной безопасности.

Согласно ч.1 ст. 1 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ установлено, что пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Согласно п. 10 Правил пожарной безопасности, утвержденных приказом МЧС Российской Федерации от 18.06.2004 № 313 (далее ППБ 01-03), руководители организаций должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности.

В соответствии с п. 3 ст. 20 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Согласно п. 3 ППБ 01-03 наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

Согласно п.11 Таблицы №1 приложения к нормам пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализации» (НПБ 110-03), утв. Приказом министра Министерства по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий российской Федерации (далее по тексту-МЧС РФ) от 18.06.2003 года №315, п.98 норм пожарной безопасности НПБ 111-98*», утв. Приказом ГУГПС МВД РФ от 23.03.1998 года №25 автозаправочные станции подлежат оборудованию автоматическим установками пожарной сигнализации.

В соответствие с п.7 ППБ 01-03 все работники организаций должны допускаться к работе только после прохождения противопожарного инструктажа, а при изменении специфики работы проходить дополнительное обучение по предупреждению и тушению возможных пожаров в порядке, установлено руководителем.

Согласно п.57 ППБ 01-03 эксплуатацию электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием необходимо осуществлять в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике.

Согласно п.94 НПБ 111-98 поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточниками водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации.

Согласно п.698 ППБ 01-03 установлено, что для осуществления контроля за выполнением требований пожарной безопасности, инспектирования АЗК (АЗС), оперативного получения необходимой для работы справочной и технической информации на АЗК (АЗС) должна находиться следующая документация: выкопировка из утвержденного в установленном порядке генерального плана АЗК (АЗС), содержащая схему размещения объектов на его территории с указанием расстояний между ними и до ближайших а АЗК (АЗС) объектов, а также схему движения транспортных средств по указанной территории с указанием расстояний между ними и до ближайших к АЗК (АЗС) объектов, а также схему движения транспортных средств по указанной территории; сертификаты на имеющееся оборудование; технико-эксплуатационная документация (далее - ТЭД) на технологические системы и оборудование АЗС, утвержденная и согласованная в установленном порядке; план локализации и ликвидации пожароопасных ситуаций и пожаров на АЗК (АЗС), согласованный с Государственной противопожарной службой; план-схема ближайших водоисточников с указанием расстояний до них и дебита водоисточников; план эвакуации людей и транспортных средств с территории АЗК (АЗС), согласованный с Государственной противопожарной службой; документы, определяющие ответственность за обеспечение пожарной безопасности при эксплуатации АЗК (АЗС); инструкции, определяющие требования по обеспечению пожарной безопасности при эксплуатации и техническом обслуживании АЗК (АЗС), разработанные на основе Руководства по эксплуатации технологических систем и оборудования АЗК (АЗС), входящего в состав ТЭД; должностная инструкция работника охраны АЗК (АЗС) (если охрана АЗК или АЗС предусматривается), разработанная с учетом требований пожарной безопасности, предъявляемым к АЗК (АЗС); журнал учета проведения регламентных работ; журнал учета регламентных и ремонтных работ, проводимых на системах молниезащиты АЗК (АЗС); журнал учета нефтепродуктов; журнал учета ремонта оборудования; журнал регистрации первичного и повторного инструктажей на рабочем месте по безопасности труда, производственной санитарии и пожарной безопасности; дежурный или сменный (при организации посменной работы АЗК или АЗС) журнал; другие документы, которые, по мнению руководителя (владельца) АЗК (АЗС), необходимы для безопасной эксплуатации.

Согласно п.108 ППБ 01-03 помещения, здания и сооружения необходимо обеспечивать первичными средствами пожаротушения в соответствии с приложением N 3. Первичные средства пожаротушения должны содержаться в соответствии с паспортными данными на них и с учетом положений, изложенных в приложении №3. Не допускается использование средств, не имеющих соответствующих сертификатов.

В соответствии с п.16 приложения №3 ППБ 01-03 каждый огнетушитель, установленный на объекте, должен иметь порядковый номер, нанесенный на корпус белой краской. На него заводят паспорт по установленной форме.

В соответствии с п.17 ППБ 01-03 огнетушители должны всегда содержаться в исправном состоянии, периодически осматриваться, проверяться и своевременно перезаряжаться.

В соответствии с п.21 приложения №3 ППБ 01-03 для размещения первичных средств пожаротушения, немеханизированного инструмента и пожарного инвентаря в производственных и складских помещениях, не оборудованных внутренним противопожарным водопроводом и автоматическими установками пожаротушения, а также на территории предприятий (организаций), не имеющих наружного противопожарного водопровода, или при удалении зданий (сооружений), наружных технологических установок этих предприятий на расстоянии более 100 метров от наружных пожарных водоисточников должны оборудоваться пожарные щиты.

В соответствии с п.753 ППБ 01-03 во всех производственных, административных, складских и вспомогательных помещениях, а также у наружных сооружений, на видных местах должны быть вывешены таблички с указанием: категории помещения по взрывопожарной и пожарной опасности; класса взрывоопасных или пожароопасных зон по ПУЭ; работника, ответственного за пожарную безопасность; инструкцию о мерах пожарной безопасности; номеров телефонов вызова пожарной охраны и ответственных за руководство работами по локализации и ликвидации пожароопасных ситуаций и пожаров со стороны эксплуатирующей организации.

В соответствии с п.758 ППБ 01-03 АЗК (АЗС) должны быть оснащены жесткой буксировочной штангой, длиной не менее 3 м, для экстренной эвакуации горящего транспортного средства с территории АЗК (АЗС).

В соответствии с п.762 ППБ 01-03 выбор типа и расчет необходимого количества огнетушителей для производственных общественных помещений АЗК следует производить в зависимости от их огнетушащей способности, площади, класса пожара горючих веществ и материалов в защищаемом помещении в соответствии с требованиями приложения №3.

В соответствии с п.763 ППБ 01-03 АЗС должны оснащаться первичными средствами пожаротушения из расчета: на заправочный островок АЗС для заправки легковых автомобилей, имеющих до 4 ТРК, -1воздушно-пенный огнетушитель (вместимостью 10л или массой огнетушащего вещества (далее ОТВ)9кг) и 1 порошковый огнетушитель (вместимостью 5 л или массой ОТВ 4кг), а от 4 до 8 ТРК - 2 воздушно-пенных огнетушителя (вместимостью 10л или массой огнетушащего вещества (далее ОТВ) 9кг) и 2 порошковых огнетушителя (вместимостью 5 л или массой ОТВ 4кг). Размещение огнетушителей должно предусматриваться на заправочных островках. Допускается для двух заправочных островков предусматривать один комплект огнетушителей, если расстояние между этими островками не превышает 6м.; на АЗС для заправки грузовых автомобилей, автобусов, крупногабаритной строительной и сельскохозяйственной техники - 2 передвижных порошковых огнетушителя (вместимостью не менее 50 л каждый) для тушения загораний заправочной техники и ручные воздушно-пенные огнетушители в количестве, предусмотренном на заправочные островки для заправки легковых автомобилей

В нарушение данных требований на АЗС «<данные изъяты>» отсутствуют пожарный водоем (94НПБ 111-98), пожарный щит (п.108 ППБ 01-03), пожарная сигнализация (п.98 НПБ 111-98), первичные средства пожаротушения находятся в неисправном состоянии 9приложение №3п.762 ППБ 01-03), отсутствует необходимое их количество и паспорта на таковые (п.762,763 ППБ 01-03), работники не прошли инструктаж на рабочем месте (п.7 ППБ 01-03), отсутствует план локализации и ликвидации пожароопасных ситуаций, план схема ближайших водоисточников (п.698 ППБ 01-03), план эвакуации людей и транспортных средств с территории АЗС (п.698 ППБ 01-03), схема движения автотранспорта на территории АЗС, отсутствует жесткая буксировочная штанга для экстренной эвакуации горящего транспорта на территории АЗС (п.758 ППБ 01-03), отсутствует журнал учета проведения регламентных работ, отсутствуют инструкции определяющие требования по обеспечению пожарной безопасности при эксплуатации и техническом обслуживании АЗС (п.698 ППБ 01-03). Кроме того, отсутствуют таблички с указанием категории помещения по взрывопожарной и пожарной безопасности, работника, ответственного за пожарную безопасность, инструкции о мерах пожарной безопасности, указатели телефонных вызовов пожарной охраны (п.753 ППБ 01-03), на момент проверки отсутствуют документы о проведении замеров сопротивления изоляции токоведущих жил и контура заземления, в электрическом щите отсутствует схема энергопотребления. На основании ст.45 ГПК РФ, в связи с тем, что деятельность АЗС «Афина» по функционированию с нарушениями требований пожарной безопасности нарушает права неопределенного круга лиц на их пребывание на АЗС в условиях пожарной защищенности, а также ставит жизнь последних под угрозу, прокурор обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного округа лиц.

В соответствие со ст.39 ГПК РФ заместитель прокурора Данилова Ю.В. отказалась в части от исковых требований, определением от ДД.ММ.ГГГГ Чемальского районного суда РА производство по делу в части прекращено на основании ст.220 ГПК РФ.

В судебное заседание ответчик Беставашвили А.А. не явилась, просила о рассмотрении гражданского дела в её отсутствие, с участием представителя ФИО4

В судебном заседании заместитель прокурора частично поддержала исковые требования, просила о возложении обязанности на индивидуального предпринимателя Беставашвили Аделину Анатольевну устранить в срок до ДД.ММ.ГГГГ нарушения требований пожарной безопасности: приложение №3 п.762, 763 ППБ 01-03 обеспечить необходимое количество первичных средств пожаротушения, а именно: огнетушитель воздушно-пенный вместимостью 10 литров или массой огнетушащего вещества 9 кг-1 шт., огнетушитель порошковый передвижной ОП -50-1 шт.,-п.758 ППБ 01-03 оснастить АЗС жесткой буксировочной штангой для экстренной эвакуации горящего транспорта с территории АЗС; п.698 ППБ 01-03 обеспечить АЗС следующей документацией: журналом учета проведения регламентных работ, планом локализации и ликвидации пожароопасных ситуаций, планом схемой ближайших водоисточников, планом эвакуации людей и транспортных средств с территории АЗС, схемой движения автотранспорта на территории АЗС;п.753 ППБ 01-03 на АЗС обеспечить вывеску табличек с указанием категории помещения по взрывопожарной и пожарной безопасности; работника ответственного за пожарную безопасность.

Представитель ответчика ФИО4, действующая на основании доверенности в правом на признание исковых требований, исковые требования прокурора признала, последствия, предусмотренные ст.68, ст.173 ГПК РФ, судом разъяснены, о чем имеется заявление.

В соответствии со ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. При этом, ч.2 ст.68 ГПК РФ предусматривает, что признание стороной обстоятельств, на которых другая основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.

В силу п.3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Согласно п.4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

Заслушав стороны, исследовав представленные сторонами доказательства, судья считает, что признание иска представителем ответчика подлежит принятию, а иск подлежит удовлетворению, так как принятие судом признания иска представителя ответчика не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

На основании изложенного, исковые требования заместителя прокурора Чемальского района РА Даниловой Ю.В., подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. Таким образом, с ответчика подлежит взысканию сумма государственной пошлины в размере 200 рублей доход местного бюджета Муниципального Образования «Чемальский район».

Руководствуясь ст.ст.194-199, 206 ГПК РФ,

РЕШИЛ:                                                                                                                                                                      

Исковые требования прокурора Чемальского района Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Беставашвили Аделине Анатольевне о признании незаконными действия по функционированию АЗС «<данные изъяты>», расположенной по адресу: <адрес> с нарушениями требований пожарной безопасности удовлетворить.

Возложить обязанность на индивидуального предпринимателя Беставашвили Аделину Анатольевну устранить в срок до ДД.ММ.ГГГГ нарушения требований пожарной безопасности:

-приложение №3 п.762, 763 ППБ 01-03 обеспечить необходимое количество первичных средств пожаротушения, а именно: огнетушитель воздушно-пенный вместимостью 10 литров или массой огнетушащего вещества 9 кг-1 шт.,огнетушитель порошковый передвижной ОП -50-1 шт.,

-п.758 ППБ 01-03 оснастить АЗС жесткой буксировочной штангой для экстренной эвакуации горящего транспорта с территории АЗС;

- п.698 ППБ 01-03 обеспечить АЗС следующей документацией: журналом учета проведения регламентных работ, планом локализации и ликвидации пожароопасных ситуаций, планом схемой ближайших водоисточников, планом эвакуации людей и транспортных средств с территории АЗС, схемой движения автотранспорта на территории АЗС;

-п.753 ППБ 01-03 на АЗС обеспечить вывеску табличек с указанием категории помещения по взрывопожарной и пожарной безопасности; работника ответственного за пожарную безопасность.

Взыскать с Беставашвили Аделины Анатольевны государственную пошлину в размере 200 (двухсот) рублей в доход местного бюджета Муниципального Образования «Чемальский район».

На решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Алтай в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                                                                                                        И.В.Иваныш

Мотивированное решение изготовлено 12 апреля 2011 года