Решение не обжаловано. Вступило в законную силу.



               дело №2-210/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ         <адрес>

Чемальский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи       Красиковой О.Е.

при секретаре         Тыщенко Т.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора <адрес> в интересах Балахнина Александра Валерьевича к администрации муниципального образования «<адрес> об обязании администрацию муниципального образования «<адрес> предоставить Балахнину Александру Валерьевичу вне очереди жилое помещение по договору социального найма не менее нормы предоставления,

УСТАНОВИЛ:

И.о. прокурора <адрес> Ченчубаев И.М. обратился в <адрес> суд с иском в интересах Балахнина Александра Валерьевича к администрации муниципального образования «<адрес> об обязании администрацию муниципального образования «<адрес>» предоставить Балахнину Александру Валерьевичу вне очереди жилое помещение по договору социального найма не менее нормы предоставления. Требования мотивированы тем, что Балахнин А.В. является лицом из числа детей-сирот. Мать Балахнина А.В. - Балахнина Ирина Петровна умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец - Балахнин Валерий Павлович умер ДД.ММ.ГГГГ. После смерти отца и матери у Балахнина А.В. собственного жилого помещения и имущества не осталось. Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Балахнину А.В. назначен опекун Балахнина Анна Ивановна. Балахниным А.В. ДД.ММ.ГГГГ в жилищную комиссию при администрации <адрес> было направлено заявление о постановке на учет на улучшение жилищных условий и получения субсидии для приобретения жилья. Согласно акта обследования жилищных условий Балахнина А.В. от ДД.ММ.ГГГГ, он нуждался в улучшении жилищных условий и постановке на учет в жилищной комиссии при администрации <адрес>. Распоряжением главы МО «<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в жилищной комиссии администрации МО «Чемальский район» для получения безвозмездной субсидии на приобретения жилья. В состав списка включен Балахнин А.В. ДД.ММ.ГГГГ Балахнин А.В. вернулся в <адрес> из учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы -ФБУ ИК-2, и ДД.ММ.ГГГГ вновь обратился с заявлением в жилищную комиссию МО «<адрес>» о предоставлении жилого помещения. Вместе с тем, в нарушение требований ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ и ст.57 ЖК РФ администрацией МО «<адрес> меры по внеочередному обеспечению Балахнина А.В. жилым помещением не принимаются. Своего жилья на территории <адрес> не имеет, администрация МО «<адрес> жильем до настоящего времени Балахнина А.В. не обеспечила, он вынужден с семьей проживать на съемной квартире, в связи с чем его жилищные права грубо нарушены. В обоснование заявленных требований и.о. прокурора также ссылается на положения ч. 1 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», п. 8 ст. 1 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -РЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями <адрес> по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, а также оплате труда приемных родителей», Постановления Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении положений о предоставлении мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа».

В судебном заседании заместитель прокурора <адрес> Данилова Ю.В., Балахнин А.В. поддержали заявленные требования в полном объеме по доводам, изложенным в иске.

Администрация МО «<адрес>» не направила для участия в деле своего представителя, в соответствии с поступившим в суд заявлением от ДД.ММ.ГГГГ главы <адрес> Шевченко С.З., последний просит рассмотреть дело без участия представителя ответчика, против удовлетворения заявленных требований не возражает.

Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей№ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Абз. 3 п. 1 ст. 8 указанного Федерального закона предусмотрено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Согласно конституционно-правовому смыслу, выявленному в Определении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 250-О-П, абз. 2 п. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.

В соответствии с пунктом 8 статьи 1 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -РЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями <адрес> по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, а также оплате труда приемных родителей» органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства жилой площадью вне очереди.

Постановлением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении положений о предоставлении мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа» утверждено Положение о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы согласно приложению N 6.

Согласно п.2 указанного Положения дети-сироты обеспечиваются жилыми помещениями по месту регистрации и вне очереди в пределах нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования, но не выше установленной нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека.

Пунктом 3 данного Положения предусмотрено, что обеспечение детей-сирот жилыми помещениями осуществляется органами местного самоуправления путем: предоставления субсидии на приобретение или строительство жилья (далее - жилищная субсидия); предоставления жилого помещения по договору социального найма.

В соответствии с пунктами 23 и 24 данного Положения дети-сироты могут обеспечиваться жилыми помещениями по договорам социального найма жилого помещения. Жилое помещение детям-сиротам предоставляется из муниципального жилищного фонда в соответствии с частью 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Также пунктом 24 Положения предусмотрено, что обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма осуществляется органами местного самоуправления районов <адрес> в пределах нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования, но не выше нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека.

Из материалов дела следует, что Балахнин А.В. является лицом из числа детей-сирот, его мать - Балахнина Ирина Петровна умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец - Балахнин Валерий Павлович умер ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Балахнину А.В. назначен опекун Балахнина Анна Ивановна.

Из материалов дела следует, что Балахнин А.В. ДД.ММ.ГГГГ обратился в жилищную комиссию при администрации <адрес> с заявлением о постановке на учет для получения субсидии для приобретения жилья. Согласно акту обследования жилищно-бытовых условий Балахнина А.В. от ДД.ММ.ГГГГ, жилищная комиссия администрации <адрес> пришла к выводу о том, что Балахини А.В. нуждается в улучшении жилищных условий, в постановке на учет в жилищной комиссии.

Распоряжением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -р утвержден список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в органе опеки и попечительства отдела образования администрации <адрес> для постановки на учет жилищной комиссии, как нуждающихся в жилье, в который включен Балахнин Александр Валерьевич.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Балахнин А.В. вернулся в <адрес> из учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы -ФБУ ИК-2, и ДД.ММ.ГГГГ вновь обратился с заявлением в жилищную комиссию МО «<адрес> о предоставлении жилого помещения, однако администрацией МО «<адрес> меры по внеочередному обеспечению Балахнина А.В. жилым помещением не принимаются.

В соответствии со справкой <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ недвижимое имущество за Балахниным А.В. не зарегистрировано. За Балахниным А.В. прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрировано, что подтверждается уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ .

Таким образом, Балахнин А.В. после возвращения из учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, как не имеющий в собственности либо закрепленного за ним жилого помещения, должен был быть обеспечен органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, возникшее у Балахнина А.В. право на внеочередное предоставление жилого помещения по нормам ст. 57 ЖК РФ не реализовано, в связи с чем заявленные требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ (с учетом дополнений, внесенных ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ), прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений.

Основанием для обращения прокурора города в суд в интересах Балахнина А.В. явились результаты проверки по обращению заявителя, в связи с чем судом сделан вывод об обращении прокурора <адрес> РА с исковым заявлением в пределах его полномочий.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования и.о. прокурора <адрес> в интересах Балахнина Александра Валерьевича к администрации муниципального образования «<адрес> об обязании администрацию муниципального образования «<адрес> предоставить Балахнину Александру Валерьевичу вне очереди жилое помещение по договору социального найма не менее нормы предоставления удовлетворить.

Возложить обязанность на администрацию <адрес> предоставить Балахнину Александру Валерьевичу вне очереди жилое помещение по договору социального найма не менее нормы предоставления.

         Решение может быть обжаловано в Верховный Суд <адрес> в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Красикова О.Е.

Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.