дело №2-165/11 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 11 апреля 2011 года с. Чемал Чемальский районный суд Республики Алтай в составе: председательствующего судьи Красиковой О.Е. при секретаре Тыщенко Т.М. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Горно-Алтайска в интересах ГУ «Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних детей» Республики Алтай к Манеевой Алене Владимировне о взыскании в пользу ГУ «Республиканский социально-реабилитационный Центр для несовершеннолетних детей» Республики Алтай стоимости затрат на питание детей в размере 26812,64 рублей, УСТАНОВИЛ: Прокурор г. Горно-Алтайска обратился в Чемальский районный суд с исковым заявлением в интересах ГУ «Республиканский социально-реабилитационный Центр для несовершеннолетних детей» Республики Алтай к Манеевой Алене Владимировне о взыскании в пользу ГУ «Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних детей» стоимости затрат на питание детей в размере 26812,64 рублей. Требования мотивированы тем, что ответчица является матерью ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отца у детей не имеется. В связи с уклонением ответчицы от родительских обязанностей, Манеева А.В. не работала, злоупотребляла спиртными напитками, ее дети по направлению отдела по делам несовершеннолетних <адрес> были помещены в ГУ «Республиканский социально-реабилитационный Центр для несовершеннолетних детей», где пребывали с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Стоимость питания на одного ребенка в ГУ «РСРЦН» за 1 день в 2010 году составила 118,64 рублей, в связи с чем стоимость затрат на питание детей составила 26812,64 рублей. В соответствии со ст. 63 СК РФ родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей, они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Однако в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ забота о ФИО1 и ФИО2, в том числе их обеспечение продуктами питания, производилась ГУ «РСРЦН», в связи с чем учреждение понесло расходы на их приобретение. В судебном заседании заместитель прокурора Чемальского района Данилова Ю.В., действующая на основании поручения прокурора г. Горно-Алтайска, поддержала заявленные требования в полном объеме, по доводам, изложенным в исковом заявлении. Ответчица Манеева А.В. исковые требования не признала, пояснила, что дети находились в ГУ «РСРЦН» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, кроме того, за время отсутствия детей в семье ФИО10 находился на стационарном лечении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ГУЗ «Республиканский кожно-венерологический диспансер», затем около месяца находился в летнем лагере «Манжерок», ФИО11 находился на санаторно-курортном лечении в <данные изъяты> со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. ГУ «Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних детей» не направил для участия в деле своего представителя, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. Проверив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела в совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требования по следующим основаниям. В судебном заседании установлено, что ФИО1 и ФИО2, матерью которых является ответчица Манеева А.В., находились в ГУ «Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних детей» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Согласно имеющимся в материалах дела актам от ДД.ММ.ГГГГ о помещении несовершеннолетнего в социальное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, составленного инспектором ПДН ОВД по <адрес> и оперативным дежурным ОВД по <адрес>, несовершеннолетние ФИО1 и ФИО2 находились в социально-опасном положении, их мать злоупотребляет спиртными напитками, ведет аморальный образ жизни, ненадлежащее исполняет обязанности по воспитанию, содержанию и обучению детей, в связи с чем было постановлено поместить ФИО1 и ФИО2 в ГУ«Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних детей». Из имеющегося в материалах дела ходатайства и.о. директора ГУ «РСРЦН» ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что последняя ходатайствует перед Соц. защитой <адрес> приостановить выплату детского пособия Манеевой А.В. на несовершеннолетних, т.к. с момента поступления в Центр дети находятся на полном государственном обеспечении. Из имеющегося в материалах дела ходатайства директора ГУ «РСРЦН» ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что последняя ходатайствует перед Соц. защитой <адрес> восстановить выплату детского пособия Манеевой А.В. на несовершеннолетних, т.к. несовершеннолетние возвращены в родную семью матери Манеевой А.В. с ДД.ММ.ГГГГ. Судом установлено, что в период нахождения детей в ГУ «РСРЦН»: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 находился на стационарном лечении в ГУЗ «Республиканский кожно-венерологический диспансер», что подтверждается справкой №, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился в летнем лагере «Манжерок», что следует из сообщения директора ГУ «РСРЦН» № от ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 находился на санаторно-курортном лечении в <данные изъяты>, что подтверждается имеющимся в амбулаторной карте ФИО1 обратным талоном. По нормам обеспечения питания детей, оставшихся без попечения родителей, по Республиканскому социально-реабилитационному центру для несовершеннолетних стоимость питания одного ребенка в день на 2010 год составила 118,64 рублей. Согласно Устава ГУ «Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних детей» Республики Алтай, основным предметом деятельности учреждения является оказание социальной помощи безнадзорным и беспризорным детям в возрасте от 3 до 18 лет с отклонениями в развитии, с различными формами дезадаптации, девиантным поведением, детям-инвалидам (без психических расстройств), проживающим в семьях социального риска, подкинутым, заблудившимся, утратившим родственные и другие социально-позитивные связи, отказавшимся жить в семье и учреждениях общественного воспитания, оставшимся без попечения, постоянного места жительства и средств существования, нуждающимся в социально-психологической реабилитации и адаптации. Согласно ст. 38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Основные гарантии прав и законных интересов ребенка в Российской Федерации и отношения, возникающие в связи с их реализацией, урегулированы ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». В соответствии с п.2 ст. 5 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации относятся реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), безнадзорных детей, детей-инвалидов, организация и обеспечение отдыха и оздоровления детей (за исключением организации отдыха детей в каникулярное время). В силу ст. 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. Как следует из материалов дела, несовершеннолетние ФИО1 и ФИО2 находились в ГУ «Республиканский социально-реабилитационный Центр для несовершеннолетних детей» Республики Алтай ввиду уклонения матери Манеевой А.В. от воспитания детей, защиты их прав и интересов, в связи с чем несовершеннолетние ФИО1 и ФИО2 попадают под понятие детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии со ст. 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении профессионального образования - предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся по очной форме обучения в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости. Согласно ст.5 данного Федерального Закона, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Таким образом, в силу вышеуказанных положений закона, финансовое обеспечение гарантий для детей, оставшихся без попечения родителей, установленных указанным законом, должно осуществляться за счет бюджетов субъектов Российской Федерации, предоставление бесплатного питания детям, оставшимся без попечения родителей, является обязанностью субъектов Российской Федерации и должно производиться за счет их бюджетов. При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что ни ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ни ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ни другими нормативными актами, регулирующими рассматриваемые правоотношения, не предусмотрена возможность взыскания с родителя ребенка, оставшегося без попечения, средств, затраченных на его питание. С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что оснований для взыскания с ответчицы Манеевой А.В. в пользу ГУ «Республиканский социально-реабилитационный Центр для несовершеннолетних детей» Республики Алтай денежных средств, затраченных на питание несовершеннолетних детей, не имеется, поскольку обязанность бюджета субъектов Российской Федерации по несению расходов по обеспечению бесплатного питания детей, оставшихся без попечения родителей, прямо предусмотрена Федеральным законом, в связи с чем исковые требования прокурора г. Горно-Алтайска являются необоснованными и удовлетворению не подлежат. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Отказать в удовлетворении исковых требований прокурора г. Горно-Алтайска в интересах ГУ «Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних детей» Республики Алтай к Манеевой Алене Владимировне о взыскании в пользу ГУ «Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних детей» Республики Алтай стоимости затрат на питание детей в размере 26812,64 рублей. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья Красикова О.Е. Мотивированное решение суда составлено 18 апреля 2011 года.