Решение не обжаловано. Вступило в законную силу.



РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 мая 2011 г.                                                                                                       с.Чемал

Чемальский районный суд Республики Алтай в составе

председательствующего                                                                              И.В.Иваныш

при секретаре                                                                                                А.Б.Абаниной

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Чемальского района Республики Алтай в интересах Синюкиной Людмилы Николаевны к Администрации муниципального образования «Чемальский район» о возложении обязанности предоставить Синюкиной Людмиле Николаевне вне очереди жилое помещение по договору социального найма не менее нормы предоставления,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Чемальского района обратился в Чемальский районный суд Республики Алтай с исковым заявлением в интересах Синюкиной Людмилы Николаевны к Администрации муниципального образования «Чемальский район» о возложении обязанности предоставить Синюкиной Людмиле Николаевне вне очереди жилое помещение по договору социального найма не менее нормы предоставления, мотивируя тем, что Синюкина Людмила Николаевна является лицом из числа детей-сирот. Мать Синюкиной Л.Н.- ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец- ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ. После смерти родителей у Синюкиной Л.Н. собственного жилья не имеется. Постановлением администрации МО «Чемальский район» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ года рождения была определена в учреждение общественного воспитания, школа интернат <адрес>. Распоряжением главы МО «Чемальский район» от ДД.ММ.ГГГГ утвержден список детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в жилищной комиссии администрации МО «Чемальский район» для получения безвозмездной субсидии на приобретение жилья. В состав списка включена и Синюкина Л.Н., 1992 г.р. В 2009 году Синюкина Л.Н. окончила учебное учреждение -ПУ <данные изъяты>, в с.Чемал не имеет возможности вернуться, поскольку своего жилья не имеет на территории Чемальского района, администрация Чемальского района до настоящего времени Синюкину Л.Н. не обеспечила жилым помещением. Директором Профессионального училища <данные изъяты> края своевременно направлены в отдел образования администрации Чемальского района РА сведения о выпускнице Синюкиной Л.Н. В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан в случае, если по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам они не могут сами обратиться в суд. Синюкина Л.Н. является лицом из числа детей-сирот, и нуждается в особой помощи и поддержке со стороны государства. После выпуска из ПУ<данные изъяты> Синюкина Л.Н. не работает, не имеет средств к существованию. В связи с этим Синюкина Л.Н. не имеет денежных средств для обращения за правовой помощью, а основания для ее бесплатного получения отсутствуют. Синюкина Л.Н. просит оказать содействие в защите ее права на жилье. Возможности самостоятельно отстаивать свои права в судебном порядке заявительница не имеет. На основании изложенного, обосновывая исковые требования ст.40 Конституции РФ, ч.1 ст.1, п.3 ст.2 Жилищного кодекса РФ, ст.52 ЖК РФ, п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, ст. 8,10 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», п.2-3, п.23,24 Положения о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном помещении, утв. Постановлением Правительства РА №316 от 29.12.2006 года, заместитель прокурора Данилова Ю.В. в интересах Синюкиной Л.Н. просит обязать администрацию муниципального образования «Чемальский район» предоставить Синюкиной Людмиле Николаевне вне очереди жилое помещение по договору социального найма не менее нормы предоставления.

В порядке ст.39 ГПК РФ заместитель прокурора Данилова Ю.В. уточнила предмет иска, просит обязать Администрацию МО «Чемальский район» во исполнение переданных им Законом Республики Алтай от 15.06.2006 года №28-РЗ «О наделении органов местного самоуправления Республики Алтай по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, а также по оплате труда приемных родителей» полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства жилой площадью вне очереди, предоставить Синюкиной Л.Н. вне очереди жилое помещение по договору социального найма не менее нормы предоставления до 01.09.2011 года.

На основании определения Чемальского районного суда РА от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Министерство финансов РА. Посредством факсимильной связи представлено мнение представителя Министерства финансов РА, с указанием на то обстоятельство, что во исполнение Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» принят Закон РА от 14.02.2006 года №16-РЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления в Республике Алтай учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и определения общей площади предоставляемого жилого помещения», где ст.1,2 определено, что учет граждан носит заявительный характер, осуществляется с соблюдением гласности путем обсуждения решений по данному вопросу с участием заинтересованных лиц на заседаниях жилищной комиссии, состав и положение о которой утверждаются органами местного самоуправления, а также в связи с тем, что очередность принятия гражданина на учет, в отношении которого соответствующими органами местного самоуправления принято положительное решение, определяется по дате и времени подачи заявления со всеми указанными в части 4 статьи 2 закона документами. Кроме того, п.15 Положения о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, утв. Постановлением Правительства РА №316 от 29.12.2006 года указано на то, что лицо, имеющее право на получение жилищной субсидии и изъявившее желание на её получение, или его законный представитель, обращается с личным заявлением соответствующего содержания в орган местного самоуправления, ответственный за учет граждан.

На основании вышеизложенного, считают, что ни федеральное законодательство, ни законодательство субъекта РФ, не содержит указания по определению преимуществ по получению жилищной субсидии среди льготной категории граждан-детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем нарушений прав истицы не усматривается.

В судебном заседании заместитель прокурора Данилова Ю.В. поддержала исковые требования в полном объеме по доводам искового заявления.

Истец Синюкина Л.Н., ответчик администрация МО «Чемальский район», представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, Министерство финансов РА, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

На основании ст.167 ГПК РФ, суд определил о рассмотрении искового заявления в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Суд, выслушав заместителя прокурора, исследовав материалы дела, оценив доказательства в совокупности, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора на основании нижеследующего.

Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, в возрасте до 23 лет установлены нормами Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Статьей 1 указанного закона определяется, что под лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, следует понимать лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Из материалов личного дела Синюкиной Л.Н. следует, что оба родителя Синюкиной Людмилы Николаевны -ФИО3 и ФИО2, умерли, что подтверждается свидетельством о смерти ФИО2 I- от ДД.ММ.ГГГГ, и ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем Синюкина Л.Н. на основании постановления Администрации Чемальского района от ДД.ММ.ГГГГ последняя была определена в детское учреждение общественного воспитания. По окончании <данные изъяты> Синюкиной Л.Н. получено свидетельство от ДД.ММ.ГГГГ

Статья 40 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на жилище.

Пунктами 1 и 2 части 2 ст.57 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства).

Аналогичная норма закреплена в ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (ред. от 22.08.2004), которая определяет, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Таким образом, Синюкина Л.Н. 1992 г.р., является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Из уведомления Управления Росреестра по Республике Алтай об отсутствии в едином государственном реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ , следует, что сведения о правах на недвижимое имущество Синюкиной Л.Н. отсутствуют. Из отметки в паспорте Синюкиной Л.Н.следует, что она зарегистрирована по месту нахождения учреждения общественного воспитания «<данные изъяты> До помещения в учреждении общественного воспитания Синюкина Л.Н. также собственного жилья не имела, что подтверждается актом обследования жилищно-бытовых условий несовершеннолетнего. (л.д.56-57)

На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии у Синюкиной Л.Н. собственного (закрепленного) жилья, следовательно, на нее распространяются гарантии, предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам, отнесенным к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.

Согласно пункта 8 статьи 1 Закона Республики Алтай от 15.06.2006 №28-РЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Алтай по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, а также оплате труда приемных родителей» органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства жилой площадью вне очереди.

Таким образом, региональным законодательством обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа жилой площадью по социальным нормам, возложена на органы местного самоуправления.

Постановлением Правительства Республики Алтай от 26.12.2006 №316 "Об утверждении положений о предоставлении мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа" утверждено Положение о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Пунктом 3 данного Положения предусмотрено, что обеспечение детей-сирот жилыми помещениями осуществляется органами местного самоуправления путем: предоставления субсидии на приобретение или строительство жилья (далее - жилищная субсидия); предоставления жилого помещения по договору социального найма.

В соответствии с пунктами 23 и 24 данного Положения дети-сироты могут обеспечиваться жилыми помещениями по договорам социального найма жилого помещения. Жилое помещение детям-сиротам предоставляется из муниципального жилищного фонда в соответствии с частью 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Также пунктом 24 Положения предусмотрено, что обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма осуществляется органами местного самоуправления районов Республики Алтай в пределах нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования, но не выше нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека.

При этом, согласно п.2 указанного Положения предусматривается, что дети-сироты обеспечиваются жилыми помещениями по месту регистрации и вне очереди в пределах нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования, но не выше установленной нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека.

Как следует из распоряжения администрации Чемальского района от ДД.ММ.ГГГГ , согласно утвержденного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в жилищной комиссии для получения безвозмездной субсидии на приобретение жилья - номер очереди Синюкиной Л.Н. -. При этом, судом установлено, что при постановке на учет в органе местного самоуправления, в качестве нуждающейся в жилом помещении, Синюкиной Л.Н. не был достигнут возраст 23 года.

Доводы представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, Министерства финансов РА, о том, что права истицы на внеочередное предоставление жилья не нарушены, поскольку она поставлена на учет нуждающихся лиц в улучшении жилищных условий, а, следовательно, с учетом положений Закона РА №16-РЗ, имеет право на получение жилья исходя из установленной очередности в льготном списке указанной категории граждан, суд считает несостоятельным на основании нижеследующего.

Как следует из буквального толкования ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане данной категории являются исключением из правила о предоставлении жилья в порядке очередности и обеспечиваются жильем вне очереди. Таким образом, законом право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилого помещения не поставлено в зависимость от обеспечения жильем впереди стоящих других очередников. Нарушенное право на обеспечение жилым помещением подлежит защите независимо от списка очередников. Иные лица, если их права нарушены, также не лишены права защитить свои права в судебном порядке, в т.ч. и по нижеизложенным основаниям.

На основании ч.1 ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита нарушенных его прав и свобод. Согласно ст. 10 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (ред. от 22.08.2004), судебная защита является одной из мер государственной поддержки как детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, так и лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Право обращения за судебной защитой имеют сами дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители и прокурор.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ (с учетом дополнений, внесенных ФЗ № 43 от 05.04.2009 г.), прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

Основанием для обращения прокурора города в суд в интересах Синюкиной Л.Н. явились результаты проверки по обращению заявительницы, и выявленные в связи с нею нарушения социальных прав Синюкиной Л.Н., в связи с чем судом сделан вывод об обращении прокурора Чемальского района РА с исковым заявлением в в пределах его полномочий.

Поскольку срок, предложенный заместителем прокурора для восстановления нарушенного права Синюкиной Л.Н. на обеспечение её жильем, суд считает достаточным, то приходит к выводу о возложении обязанности на Администрацию муниципального образования «Чемальский район» во исполнение переданных Законом Республики Алтай от 15.06.2006 года №28-РЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Алтай по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, а также оплате труда приемных родителей» полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, либо по месту жительства жилой площадью вне очереди, предоставить Синюкиной Людмиле Николаевне вне очереди жилое помещение по договору социального найма не менее нормы предоставления до 01.09.2011 года.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокурора Чемальского района Республики Алтай в интересах Синюкиной Людмилы Николаевны к Администрации муниципального образования «Чемальский район» об обязании Администрации муниципального образования «Чемальский район» во исполнение переданных Законом Республики Алтай от 15.06.2006 года №28-РЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Алтай по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, а также оплате труда приемных родителей» полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, либо по месту жительства жилой площадью вне очереди, предоставить Синюкиной Людмиле Николаевне вне очереди жилое помещение по договору социального найма не менее нормы предоставления до 01.09.2011 года удовлетворить.

Возложить обязанность на Администрацию муниципального образования «Чемальский район» во исполнение переданных Законом Республики Алтай от 15.06.2006 года №28-РЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Алтай по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, а также оплате труда приемных родителей» полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, либо по месту жительства жилой площадью вне очереди, предоставить Синюкиной Людмиле Николаевне вне очереди жилое помещение по договору социального найма не менее нормы предоставления до 01.09.2011 года.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней с момента его составления в окончательной форме в Верховный Суд Республики Алтай с подачей жалобы через Чемальский районный суд Республики Алтай.

    

Судья                                                                                             И.В.Иваныш          

Мотивированное решение изготовлено 20 мая 2011 года