Дело № 2-677/2011 РЕШЕНИЕ 19 июля 2011 года с.Чемал Чемальский районный суд Республики Алтай в составе: председательствующего Иваныш И.В., при секретаре Табадаковой М.В. рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Чемальского района в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к администрации МО «Чемальский район» о признании бездействия по непредставлению информации о наличии вакантных рабочих мест в ГУ « Центр занятости населения Чемальского района» за период январь-июнь 2011 года незаконным, обязании предоставить информацию о наличии вакантных рабочих мест за период январь-июнь 2011 года, УСТАНОВИЛ: Заместитель прокурора Данилова Ю.В. обратилась в Чемальский районный суд Республики Алтай в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц с исковым заявлением к администрации МО «Чемальский район» о признании бездействия администрации МО «Чемальский район» по непредставлению информации о наличии рабочих мест в ГУ «Центр занятости населения Чемальского района» за период январь-июнь 2011 года незаконным, обязании предоставить информацию о наличии вакантных рабочих мест за период январь-июнь 2011 года. Исковые требования мотивированы тем, что по результатам проверки прокуратуры района о занятости населения выявлены существенные нарушения требований указанного законодательства. В соответствии с ч.3 ст.37 Конституции РФ каждый имеет право на защиту от безработицы. В силу ст.2 Трудового кодекса РФ исходя из общеправовых принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией РФ основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними трудовых отношений признаются: свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности; защита от безработицы и содействие в трудоустройстве. Статьей 22 Трудового кодекса РФ установлено, что работодатель обязан, в том числе соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров. Согласно ч.2 ст.5 ФЗ «О занятости населения Российской Федерации» государственная политика в области содействия занятости населения направлена, в том числе на развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда; обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости; создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы; поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы; объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения; координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью но другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции; координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения. В силу ч.1 ст. 12 ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» к гарантиям государства в реализации прав граждан на труд относятся, в том числе защита от безработицы; бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости; информирование о положении на рынке труда. Частью 1 ст.25 ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» установлено, что работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения. Согласно ч.3 ст.25 ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости, в том числе информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей). Вместе с тем в нарушение требований ч.3 ст.25 ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» администрация МО «Чемальский район» не представила в ГУ «Центр занятости населения Чемальского района» информацию о наличии вакантных рабочих мест за январь- июнь 2011 года. Руководствуясь ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, ст.ст.1, 21 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор обратился в суд, поскольку неисполнение работодателями требований законодательства о занятости населения влечет нарушение прав и свобод неопределенного круга лиц, т.к. численность граждан, признанных в установленном законом порядке безработными, в ГУ «Центр занятости населения Чемальского района» постоянно меняется. Кроме того, бездействием администрации МО «Чемальский район» нарушаются предусмотренные законом права граждан, признанных безработными, на трудоустройство и защиту от безработицы, что является недопустимым. Отсутствие в ГУ «Центр занятости населения Чемальского района» информации о наличии вакантных мест у работодателей лишает граждан, признанных безработными, права на возможное трудоустройство и реализацию права на труд. Кроме того, ссылаясь на ч.ч.1, 2 ст.7 Конституции РФ, ст. 6 ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» прокурор указывает на то, что в целях единства правового применения федерального законодательства прокурор вправе обратиться в суд за защитой интересов Российской Федерации. Неисполнение предусмотренной законом обязанности по предоставлению информации о наличии вакантных рабочих мест работодатель - администрация МО «Чемальский район» нарушает интересы Российской Федерации в целом, поскольку тем самым игнорируются организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы. В судебном заседании заместитель прокурора Чемальского района РА Конохович Д.С. поддержал исковые требования в полном объеме, по доводам, в нем изложенным, дополнительно указав, что настаивает на исковых требованиях о предоставлении сведений в ГУ РА «Центр занятости населения Чемальского района» за прошедший период, поскольку указанное учреждение уполномочено, помимо прочего, на ведение статистической информации о наличии вакантных рабочих мест за прошедший период. Кроме того, указал, что обязанность работодателей по предоставлению сведений в ГУ РА «Центр занятости населения Чемальского района» не зависит от наличия или отсутствия вакансий у данного работодателя, поскольку из смысла ст.25 ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» вытекает, что указанные сведения должны предоставляться ежемесячно, т.е. вне зависимости от наличия вакансий либо в отсутствие таковых. В ходе предварительного судебного заседания представитель ответчика Четвернина А.И. против заявленных исковых требований возражала, суду пояснила, что в представляемой ею организации-администрации МО «Чемальский район» вакантные рабочие места отсутствуют, обязанность предоставления сведений о наличии вакантных мест в организации возлагается на организацию-работодателя лишь в случае наличия таковых. Таким образом, обязанность администрации по предоставлению сведений в порядке ч.3 ст.25 ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» не возникла. Представитель ответчика администрации МО «Чемальский район» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, не просил об отложении судебного заседания, об уважительности причин неявки сведений не представил, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, ГУ РА «Центр занятости населения Чемальского района» представил заявление о рассмотрении гражданского дела в отсутствие представителя, в связи с чем, на основании ст.167 ГПК РФ, суд определил о рассмотрении гражданского дела в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле. Суд, выслушав заместителя прокурора Коноховича Д.С., исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, приходит к следующему. Так, из материалов дела следует, что согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц № от ДД.ММ.ГГГГ, Администрация Чемальского района зарегистрирована в качестве юридического лица. Согласно представленного ГУ РА «Центр занятости населения Чемальского района» в Прокуратуру Чемальского района списка предприятий, работодателей, которые за период с 01.01.2011 года по 16.06.2011 года не выполняют обязанность по предоставлению сведений в уполномоченный орган, в числе таковых значится и ответчик-администрация Чемальского района. Из преамбулы Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 01.07.2011) «О занятости населения в Российской Федерации» (далее Закона о занятости) следует, что настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы. Таким образом, предметом его регулирования являются общественные отношения в сфере занятости, т.е. деятельности граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящей им, как правило, заработок, трудовой доход (ст.1 Закона о занятости). Частью 1 ст.25 Закона о занятости установлено, что работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения. Согласно ч.3 ст.25 Закона о занятости населения работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости, в том числе информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей). Из смысла указанной нормы закона вытекает, что возложение обязанности ежемесячного предоставления сведений о наличии вакантных мест в организации направлено на обеспечение равенства доступа к труду всех потенциальных работников, что в свою очередь согласуется с нижеприведенными конституционными принципами. Так, Конституция Российской Федерации, провозглашая целью политики Российской Федерации как правового демократического государства с социально ориентированной рыночной экономикой создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1), гарантирует гражданам как свободу труда и право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, так и право на защиту от безработицы (статья 37, части 1 и 3) и право на социальное обеспечение (статья 39, часть 1). Таким образом, толкование конкретной нормы в контексте норм основного закона государства позволяет сделать вывод о том, что установление законодателем в норме специального законодательства о безработице обязанности по предоставлению сведений о наличии вакантных мест направлено на обеспечение занятости населения, т.е. возможности работодателя предоставить работнику конкретное свободное рабочее место. На основании изложенного, суд делает вывод о том, что в положении данной нормы закона отсутствует указание, обязывающее работодателей подавать сведения при отсутствии вакантных рабочих мест (должностей). Аналогичный вывод находит свое отражение и в Определении ВАС РФ от 17.06.2011 года №ВАС-4908/11 по делу А32-4645/2010-51/157-76 АЖ.. Согласно ст.56 ГПК РФ каждая из сторон обязана оказать те обстоятельства, на которые ссылается в обоснование своих требований и возражений. Вместе с тем, суду истцом не представлено доказательств о наличии вакантных мест в указанной организации, о которых в уполномоченный орган не предоставлены соответствующие сведения, равно как и не представлено сведений о том, что вакантные рабочие места существовали у ответчика в оспариваемый период времени. Кроме того, суд считает, что предоставление сведений в уполномоченный орган о существовавших вакансиях на приведенный в исковом заявлении период, не может обеспечить защиты чьих-либо нарушенных прав и обязанностей, поскольку не порождает правовых последствий для лиц, обращающихся в ГУ РА «Центр занятости населения Чемальского района», т.к. отсутствуют сведения о том, что данные вакансии сохранены, имеется возможность для их замещения потенциальными работниками. На основании изложенного, с учетом того, что из смысла закона не следует о необходимости предоставления сведений работодателем-администрацией МО «Чемальский район» в ГУ РА «Центр занятости населения Чемальского района» при отсутствии вакантных рабочих мест, а также при отсутствии доказательств об их наличии, суд приходит к выводу, что отсутствуют основания для признания незаконным бездействия администрации МО «Чемальский район по непредставлению информации о наличии вакантных рабочих мест в ГУ « Центр занятости населения Чемальского района» за период январь-июнь 2011 года незаконным, обязании предоставить информацию о наличии вакантных рабочих мест за период январь-июнь 2011 года, а, следовательно, для удовлетворения исковых требований заместителя прокурора Чемальского района РА. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования заместителя прокурора Чемальского района в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к администрации МО «Чемальский район» о признании бездействия по непредставлению информации о наличии вакантных рабочих мест в ГУ « Центр занятости населения Чемальского района» за период январь-июнь 2011 года незаконным, обязании предоставить информацию о наличии вакантных рабочих мест за период январь-июнь 2011 года, оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Алтай в течение 10 дней с момента составления в окончательной форме. Судья: И.В.Иваныш Мотивированное решение изготовлено 25 июля 2011 года