Решение обжаловано представителем. Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РА от 07.09.2011 решение оставленно без изменения.



                                                                                                                    Дело №2-643/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

7 июля 2011 года                                                                                                     с. Чемал

                                                                                             

Чемальский районный суд Республики Алтай в составе:

председательствующего                           Иваныш И.В.,

при секретаре                                     Абаниной А.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Лемесевой Елизаветы Васильевны о признании неправомерными действия должностного лица, межрайонного отдела «Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Республике Алтай, выразившееся в отказе в осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости -земельный участков, образованных путем раздела земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> и обязании Межрайонного отдела №2 Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Республике Алтай осуществить кадастровый учет земельных участков, образованных путем раздела земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

В Чемальский районный суд Республики Алтай поступило заявление Лемесевой Елизаветы Васильевны о признании неправомерными действия должностного лица, межрайонного отдела «Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Республике Алтай, выразившегося в отказе в осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости -земельных участков, образованных путем раздела земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> и обязании Межрайонного отдела №2 Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по <адрес> осуществить кадастровый учет земельных участков, образованных путем раздела земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> В обоснование заявления приведены следующие доводы. Решением № 06/11 - 124 от 01 февраля 2011 года межрайонным отделом № 2 ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Республике Алтай, отказано в осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости: земельных участков образованных путем раздела земельного участка с кадастровым номером: , имеющим адресный ориентир: <адрес>, принадлежащего Лемесевой Е.В. на праве собственности (свидетельство о государственной регистрации права Серия ) на основании п. 2 ч. 2 ст. 27 Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 2007 г, N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", а именно в связи с отсутствием необходимых для кадастрового учета документов по форме либо содержанию не соответствующих требованиям настоящего Федерального закона. С данным решением в части (абзац 2-й), где межрайонный отдел № 2 ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Республике Алтай, ссылается на отсутствие реквизитов об утверждении схемы планировки земельных участков, под дачное строительство, и отсутствие документа (постановления) которым она была утверждена заявитель Лемесева Е.В., не согласна, поскольку нормативно-правовыми актами Российской Федерации установлено, что использование сельскохозяйственных земель возможно в следующих формах: для ведения сельскохозяйственного производства, под крестьянское (фермерское) хозяйство, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество, дачное строительство. Согласно п. 4 ст. 11.4 ЗК РФ, раздел земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, осуществляется в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Однако, земельный участок по адресу: <адрес>, не принадлежит какому- либо объединению граждан, а является собственностью одного физического лица, при этом Земельный кодекс Российской Федерации не запрещает иметь физическому лицу в собственности земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием под дачное строительство. Собственник вправе разделить делимый земельный участок на несколько земельных участков из одного. При этом первоначальный участок прекращает свое существование. Раздел земельного участка возможен при условии его делимости, т.е. с образованием каждой из его частей самостоятельного земельного участка с тем же разрешенным режимом использования (ст.6 ЗК РФ). Одно из важнейших условий делимости земельного участка сформулировано в ст.1182 ГК РФ и состоит оно в том, что при разделе каждая его часть должна соответствовать минимальным нормам предоставления участков соответствующего целевого назначения; менее этих норм деление не допускается (неделимые земельные участки). Согласно закону Республики Алтай «Об установлении предельных размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства» № 15-9 от 12.11.2003г., для земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием под дачное строительство установлены следующие размеры: - 0,07 га - 0,25 га. Как видно из межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного в результате выполнения кадастровых работ, все вышеперечисленные условия для осуществления раздела земельного участка с кадастровым номером: , по адресу: <адрес>, заявителем Лемесевой Е.В.. были соблюдены. Таким образом, Заявитель Лемесева Е.В., считает, требования межрайонного отдела № 2 ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Республике Алтай, необоснованными, должностным лицом созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод в результате, чего заявитель не может воспользоваться своим правом на раздел земельного участка и постановкой вновь образованных объектов недвижимости на кадастровый учет как того требует законодательство Российской Федерации. На основании изложенного, заявитель просит признать действия должностного лица и межрайонного отдела № 2 ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Республике Алтай, выразившиеся в отказе в осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости: земельных участков образованных путем раздела земельного участка с кадастровым номером: , по адресу: <адрес>, неправомерными, обязать межрайонный отдел № 2 ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Республике Алтай поставить на кадастровый учет земельные участки, образованные путем раздела земельного участка с кадастровым номером: по адресу: <адрес>

Определением Чемальского районного суда РА от 24 июня 2011 года о привлечении заинтересованного лица к участию в деле привлечена инженер 1 категории федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Республике Алтай Лямкина О.В., должностное лицо, принявшее оспариваемое решение об отказе в осуществлении кадастрового учета.

Заявлением от 27.06.2011 года изменен предмет заявления, согласно которого заявитель просит признать решение, действия органа ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Республике Алтай и межрайонного отдела № 2 ФГУ«Земельная кадастровая палата» по Республике Алтай, выразившиеся в отказе в осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости: земельных участков образованных путем раздела земельного участка с кадастровым номером: , по адресу: <адрес> неправомерными, обязать ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Республике Алтай и межрайонный отдел № 2 ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Республике Алтай поставить на кадастровый учет земельные участки, образованные путем раздела земельного участка с кадастровым номером: . по адресу: Россия <адрес> Дополнительно указано, что решение № 06/11 - 124 от 01 февраля 2011 года межрайонного отдела № 2 ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Республике Алтай об отказе в осуществлении кадастрового учета, выдано заявителю Лемесевой Е.В. с нарушением, так как согласно п. 2 ч. 2 ст. 27 ФЗ №-221 от 24 июля 2007г. "О государственном кадастре недвижимости", вышеуказанное решение также должно было содержать рекомендации о доработке представленных документов, что в данном решении отсутствует. Кроме того, в соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону. Таким образом, заявитель Лемесева Е.В. считает, что раздел вышеуказанного земельного участка регулируется общими принципами ЗК РФ, а именно собственник вправе разделить делимый земельный участок, находящийся у него на праве собственности, на несколько земельных участков, следовательно, должностным лицом созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, в результате чего Лемесева Елизавета Васильевна не может воспользоваться своим правом на раздел земельного участка и постановкой вновь образованных объектов недвижимости на кадастровый учет как того требует законодательство Российской Федерации.

В судебное заседание заявитель Лемесева Е.В. не явилась, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в её отсутствие с участием представителя Голубевой Е.И.

Заинтересованное лицо инженер 1 категории федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Республике Алтай Лямкина О.В. не явилась, извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в её отсутствие в связи с невозможностью явки в суд по причине болезни без предоставления оправдательных документов.

Представитель Лемесевой Е.В. Голубева Е.И., действующая на основании доверенности, поддержала заявленные требования с учетом изменений предмета заявления, по доводам, изложенным в заявлении. Дополнительно суду сообщила, что в исковом заявлении от 28.06.2011г., ошибочно указаны ссылки на ст. 1182 ГК РФ и п.2 ст.6 ЗК РФ, однако суть от этого не меняется, т.е. собственник вправе разделить делимый земельный участок, находящийся у него на праве собственности, на несколько земельных участков с соблюдением требований закона. Требования к образуемым и измененным земельным участкам установлены в ст. 11.9 ЗК РФ и Лемесевой Е.В. при разделе земельного участка находящегося у нее в собственности, как видно из межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного в результате выполнения кадастровых работ, соблюдены. Пояснила о своем несогласии с доводами представителя ФГУ «ЗКП» ФИО6, изложенными в письменных возражениях от 04.07.2011г.,, считает, что по её мнению, в ст. 8 ФЗ № 66 указывается на то, что граждане вправе вести дачное хозяйство в индивидуальном порядке, или же в случаях, если они ведут дачное хозяйство на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, они вправе пользоваться объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования. В статье 78 ЗК РФ, указанной межрайонным отделом № 2 ФГУ «ЗКП» по РА в части 4 возражения от 04.07.2011г., законодатель определил, для каких целей могут использоваться земли сельскохозяйственного назначения, при этом он не указал, что данный перечень является исчерпывающим. Так в ЗК РФ используется термин «дачное строительство», а ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» термин «дачное хозяйство». Кроме того, ЗК РФ не запрещает иметь физическому лицу в собственности земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для дачного строительства. По мнению представителя заявителя, не применима в решение спорного вопроса о постановке на кадастровый учет вновь образованных земельных участков, ссылка межрайонного отдела № 2 ФГУ «ЗКП» по РА на ФЗ от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», так как в настоящее время земельный участок с кадастровым номерам: , принадлежащий на праве собственности Лемесевой Е.В.. имеет категорию земель: земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием - для дачного строительства. Согласно п. 6. ст. 27 ЗК РФ «Оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Образование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения регулируется настоящим Кодексом и Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Согласно п. 7 ст. 27 ЗК РФ п. 6 данной статьи не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями. В соответствии с п. 2 ст. 11.9. ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, и другими федеральными законами. Согласно закону Республики Алтай «Об установлении предельных размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства в Республике Алтай» № 15-9 от 12.11.2003г., для земельных участков с разрешенным использованием под дачное строительство установлены следующие размеры: - 0,07 га - 0,25 га. Представитель отмечает, что ФЗ № 66„ не регулирует раздел земельных участков находящихся в собственности граждан с разрешенным использованием - для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства и т.п., при этом Законодатель в ст. 31 ФЗ № 66, указывает, что «оборот садовых, огородных и дачных земельных участков регулируется гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным законодательством». Таким образом, считает, что межрайонный отдел № 2 ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Республике Алтай ошибочно применяет ФЗ № 66, так как данный закон регулирует отношения садоводческих, огороднических, дачных объединений граждан, при этом проект планировки территории садоводческого (дачного) объединения граждан, должен предоставляться таким обществом при первоначальном формировании (предоставлении) земельных участков для дачного хозяйства из земель находящихся в государственной, муниципальной собственности. Земельный участок же по адресу: <адрес> не принадлежит какому-либо объединению граждан, а является собственностью физического лица и заявитель ведет дачное хозяйство в индивидуальном порядке, это её право установлено в ст. 8 ФЗ № 66. Заявитель считает, что раздел принадлежащего ей на праве собственности земельного участка в связи с отсутствием в законодательстве конкретной нормы права, призванной урегулировать сложившиеся отношения должен регулироваться общими принципами Земельного кодекса и Гражданского кодекса Российской Федерации.

Представитель заинтересованного лица ФГУ «Земельная кадастровая палата» ФИО7 возражал против удовлетворения заявленных требований, мотивируя, что к правоотношениям, возникшим между ФГУ «ЗКП» и заявителем, не подлежат применению ст.1182 ГК РФ, т.к. данная норма регулирует правоотношения между наследниками в случае раздела имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности, и п.2 ст.6 ЗК РФ, т.к. признана утратившей силу по истечению 90 дней после дня официального опубликования Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 141-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования земельных отношений», т.е. с 1 ноября 2008 года.

Требования к образуемым и измененным земельным участкам установлены статьей 11.9 ЗК РФ, в том числе и по соблюдению усыновленных предельных (минимальных и максимальных) размеров образуемых земельных участков.

Кроме того, указал, что земельный участок с кадастровым номером был образован путем выдела земельного участка в счет земельной доли. Впоследствии, разрешенное использование земельного участка на основании заявления собственника по решению органа местного самоуправления было изменено «на ведение дачного хозяйства», в связи с чем земельный участок не был сформирован и предоставлен в соответствии с Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее - Закон о дачах). В то же время, Закон о дачах регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами, в частности, садоводства, и устанавливает правовое положение садоводческих некоммерческих объединений (товариществ), порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности их членов.

Из анализа норм ст.2,3,32 Закона о дачах сделан вывод о том, что организация территории садоводческого (дачного) объединения осуществляется в соответствии с утвержденным администрацией местного самоуправления проектом планировки территории садоводческого (дачного) объединения, являющимся юридическим документом, обязательным для исполнения всеми участниками освоения и застройки территории садоводческого (дачного) объединения.

Однако, в состав документов приложения к межевому плану заявителем вместо копии проекта планировки территории дачного объединения включена копия Схемы планировки земельных участков под дачное строительство, которая не имеет реквизитов об eё утверждении, наименования органа (лица), утвердившего её (либо Акта соответствующего органа об утверждении).

Согласно п. 23 и 27 Требований к подготовке межевого плана, утв.Приказом Министерства экономического развития РФ от 24 ноября 2008 г. N412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположении границ земельных участков": в случаях, предусмотренных федеральными законами, для подготовки межевого плана используются:

1) документы градостроительного зонирования (правила землепользования и застройки);

2) нормативные правовые акты, устанавливающие предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков;

3) документация     по планировке территории (проекты межевания территории);

  1. утвержденные органами местного самоуправления схемы расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий;
  2. утвержденные в установленном порядке проекты границ земельных участков, проекты организации и настройки территорий садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, проекты перераспределения      сельскохозяйственных угодий и иных земель сельскохозяйственного назначения.

Если при подготовке межевого плана использованы документы, указанные, в подпунктах 4, 5, 7 и пункта 23 и пункте 24 Требований, копии таких документов включаются в состав Приложения. Вместо проектов организации и застройки территорий садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, а также проектов перераспределения сельскохозяйственных угодий и иных земель сельскохозяйственного назначения в состав Приложения могут быть включены извлечения из данных документов либо копии их отдельных составных частей, и том числе фрагменты графических изображений и т.д.

Кроме того, из Схемы планировки земельных участков следует, что в результате раздела земельного участка с кадастровым номером образуется несколько земельных участков, планируемых к использованию для ведения дачного хозяйства и земельный участок «Общего пользования» - посредством которого обеспечивается доступ к образуемым земельным участкам, предназначенным для ведения дачного хозяйства. В то же время согласно статье 1 Закона о дачах: имущество общего пользования - имущество (в том числе земельные участки), предназначенное для обеспечения в пределах территории садоводческого, огородническою или дачного некоммерческою объединении потребностей членов такого некоммерческого объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей (дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и т.п.

То есть образование земельного участка «общего пользования» возможно только в пределах дачного некоммерческого объединения граждан и он не может принадлежать на каком-либо праве гражданину.

Как следует из заявления, земельный участок с кадастровым номером принадлежит на праве собственности физическому лицу (что, по мнению заявителя, и дает ему право разделить принадлежащий ему на праве собственности земельный участок по своему усмотрению без проектной документации, установленной ст. 32 Закона о дачах), некоммерческое объединение граждан не создано.

Кроме того, возможность ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства в индивидуальном порядке установлена статьей 8 Закона о дачах. При этом ведение дачного хозяйства в индивидуальном порядке предусмотрено только на территории дачного некоммерческого объединения граждан.

Согласно статье 1 Закона о дачах дачный земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля). В то же время статьей 31 Закона о дачах установлено, что оборот садовых, огородных и дачных земельных участков регулируется гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным законодательством. Таким образом, земельный участок с кадастровым номером является дачным участком и его оборот осуществляется в соответствие со ст. 31 Закона о дачах. Согласно п. 1 ст. 78 Земельного кодекса РФ не предусматривает использование земель сельскохозяйственного назначения гражданами для ведения дачного хозяйства. В то же время п. 2 ст. 81 Земельного кодекса РФ установлено, что порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан. Кроме того, представитель отмечает, ФЗ от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного строительства, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями. Оборот указанных земельных участков регулируется ЗК РФ.

Правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков и долей в праве обшей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации. Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 1 статьи 13 указанного закона участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей для создания либо расширения личного подсобного хозяйства или крестьянского (фермерского) хозяйства, а также для передачи земельного участка в аренду или распоряжения им иным образом, если это не нарушает требований статьи 4 настоящего Федерального закона. Пунктом 1 статьи 4 этого закона установлено, что минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями земельного законодательства. Не допускается совершение сделок с земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, если в результате таких сделок образуются новые земельные участки, размеры и местоположение которых не соответствуют требованиям, установленным настоящей статьей. Статьей 2 Закона Республики Алтай от 14 мая 2007 г. N 12-РЗ "Об особенностях регулирования правоотношений в области оборота земель сельскохозяйственного назначения в Республике Алтай установлено, что минимальный размер образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения - 1 гектар. Таким образом, земельные участки, выделенные в счет земельной доли (земельных долей) в соответствии с Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не могут использоваться гражданами для ведения дачного хозяйства.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления.

Статья 254 ГПК РФ предусматривает, что гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Из материалов дела правоустанавливающих документов следует, что земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, был выделен из земель сельскохозяйственного назначения для ведения личного подсобного хозяйства и поставлен на кадастровый учет, о чем свидетельствуют протокол собрания крестьянского (фермерского) хозяйства <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ и кадастровый паспорт от ДД.ММ.ГГГГ .

В последующем, на основании договора мены от ДД.ММ.ГГГГ указанный земельный участок приобретен в собственность ФИО2. Согласно уведомления о государственном учете изменений объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ ведущего специалиста-эксперта Чемальского отдела Управления Росреестра по Республике Алтай ФИО8 на основании постановления администрации Чемальского района РА от ДД.ММ.ГГГГ «Об изменении разрешенного использования» изменены характеристики в государственном кадастре недвижимости в части вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , имеющего адресный ориентир <адрес>, на основании ст.16 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости от 24.07.2007 №221-ФЗ. Как следует из кадастровой выписки от ДД.ММ.ГГГГ о земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>, категории земель- земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения дачного строительства.

На основании договора дарения земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в реестре ДД.ММ.ГГГГ, номер регистрации: , указанный земельный участок приобретен в собственность заявительницей Лемесевой Елизаветой Васильевной, о чем имеется запись в Едином государственном реестре права недвижимости и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ , что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности .

Из межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный номер , подготовленного <данные изъяты> в связи с образованием двадцати двух земельных участков по результатам проведения кадастровых работ по разделению земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, следует, что из земельного участка с кадастровым номером , путем его раздела образуются земельные участки:

-ЗУ1=700 кв.м.,

- :ЗУ2=700 кв.м,

- :ЗУ3=700 кв.м,

-:ЗУ4=700 кв.м,

-:ЗУ5=701 кв.м,

-:ЗУ6=701 кв.м,

-:ЗУ7=700 кв.м,

-:ЗУ8=700 кв.м,

-:ЗУ9=700 кв.м,

-ЗУ10=706 кв.м,

-ЗУ11=1323 кв.м,

-:ЗУ12=711 кв.м,

-:ЗУ13=700 кв.м,

-:ЗУ14=700 кв.м,

-:ЗУ15=700 кв.м,

-:ЗУ16=700 кв.м,

-:ЗУ18=700 кв.м,

-:ЗУ19=700 кв.м,

-:ЗУ20=700 кв.м,

-:ЗУ21=700 кв.м,

-:ЗУ22=2500 кв.м.

Лемесева Е.В. обратилась с заявлением о постановке вышеназванных земельных участков на кадастровый учет. Решением № 06/11-124 от 01.02.2011 года межрайонным отделом 32 ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Республике Алтай отказано в осуществлении кадастрового учета в связи с тем, что необходимый для кадастрового учета документ (Межевой план) по форме и содержанию не соответствует требованиям настоящего федерального закона (Приказ «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной форме извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков» от ДД.ММ.ГГГГ , отсутствуют реквизиты об утверждении документов: схемы планировки земельных участков, под дачное строительство, и каким документом они были утверждены. Кроме того, значение площади исходного образуемого земельного участка -:ЗУ120=700 кв.м, а по результатам межевания значение площади равно 700, 5172 кв.м., значение площади исходного земельного участка - равно 17838 кв.м, а значение суммарной площади образуемых земельных участков -17843 кв.м., что превышает значение площади исходного земельного участка. В качестве основания для отказа в осуществлении кадастрового учета указан пункт 2 части 2 статьи 27 Закона о государственном кадастре недвижимости. Судом не оценивается часть отказа в постановке на кадастровый учет значение площади исходного образуемого земельного участка -:ЗУ120=700 кв.м, а по результатам межевания значение площади равно 700, 5172 кв.м., значение площади исходного земельного участка - равно 17838 кв.м, а значение суммарной площади образуемых земельных участков -17843 кв.м., что превышает значение площади исходного земельного участка, поскольку в указанной части, как установлено из пояснений представителя заявителя Голубевой Е.И., данный отказ не оспаривается.

На основании пункта 2 части 2 статьи 27 Закона о государственном кадастре недвижимости орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.

Суд находит вывод об отсутствии необходимого для осуществления кадастрового учета документа, основанным на нормах действующего законодательства.

Согласно статье 2 Закона о дачах предусматривает, что настоящий Федеральный закон использует нормы других отраслей права, комплексно регулирует отношения, возникающие и связи с ведением гражданами садоводства огородничества и дачного хозяйства, и устанавливает правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих Объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности их членов. Земельные отношения, возникающие в связи с созданием садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений, а также и связи с деятельностью таких объединений, настоящий Федеральный закон регулирует в той мере, в какой они не урегулированы законодательством Российской Федерации. Настоящий Федеральный закон применяется по отношению ко всем садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, создаваемым на территории Российской Федерации, а также по отношению к ранее созданным садоводческим, огородническим и дачным товариществам и садоводческим, огородническим и дачным кооперативам.

Статьей 3 этого закона установлено, что правовое регулирование ведения гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства осуществляется в соответствие с Конституцией Российской Федерации, гражданским, земельным, градостроительным, a административным, уголовным и иным законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статья 8 указанного закона предусматривает ведение садоводства, огородничества или дачного хозяйства в индивидуальном порядке.

Из анализа приведенных норм, судом сделан вывод о том, что под действие данного закона подпадает и ведение гражданами дачного хозяйства в индивидуальном порядке, т.е. вне рамок деятельности дачного некоммерческого объединения.

В судебном заседании установлено, что Лемесева Е.В. произвела раздел принадлежащего ей земельного участка, который имеет вид разрешенного использования: под дачное строительство.

Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Как следует из п. 2 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», за исключением случаев, указанных в пункте 4 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.

Согласно статье 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пункте 4 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.

Пунктом 4 названной статьи предусмотрено, что раздел земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, осуществляется в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. При разделе такого земельного участка могут быть образованы один или несколько земельных участков, предназначенных для ведения гражданином садоводства, огородничества или дачного строительства либо относящихся к имуществ у общего пользования. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).

Согласно ст.32 Закона о дачах разработка проектов организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения осуществляется в соответствии с установленными земельным и градостроительным законодательством правилами землепользования и застройки, системой государственных градостроительных нормативов и правил.

Системный анализ всех вышеперечисленных норм позволяет сделать вывод о том, что имеющийся в собственности у Лемесевой Е.В. земельный участок может быть использован только в соответствии с разрешенным использованием, то есть под дачное строительство. Это означает, что раздел данного земельного участка возможен только с соблюдением правил, установленных пунктом 4 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации и только для использования созданных участков для дачного строительства.

Согласно ч.ч.2,3 ст.209 Гражданского кодекса РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

С учетом изложенного, Лемесева Е.В. имеет право произвести раздел собственного земельного участка с кадастровым номером . Однако данный раздел должен производиться либо в соответствии с проектом организации и застройки территории, либо в соответствии с другим, устанавливающим распределение земельных участков, документом, с учетом размеров установленных градостроительным регламентом и земельным законодательством.

Согласно части 3 статьи 1 Закона о государственном кадастре недвижимости государственный кадастровый учет недвижимого имущества - это действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе. В соответствии со статей 16 названного Закона кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования, либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

Согласно п. 23 и 27 Требований к подготовке межевого плана, утв.Приказом Министерства экономического развития РФ от 24 ноября 2008 г. N412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположении границ земельных участков": в случаях, предусмотренных федеральными законами, для подготовки межевого плана используются, в числе прочих, утвержденные в установленном порядке проекты границ земельных участков, проекты организации и застройки территорий садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, проекты перераспределения сельскохозяйственных угодий и иных земель сельскохозяйственного назначения.

Если при подготовке межевого плана использованы документы, указанные, в подпунктах 4, 5, 7 и пункта 23 и пункте 24 Требований, копии таких документов включаются в состав Приложения. Вместо проектов организации и застройки территорий садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, а также проектов перераспределения сельскохозяйственных угодий и иных земель сельскохозяйственного назначения в состав Приложения могут быть включены извлечения из данных документов либо копии их отдельных составных частей, и том числе фрагменты графических изображений и т.д.

Представленная суду схема планировки земельных участков под дачное строительство, расположенных по адресу: <адрес>, не имеет реквизитов, свидетельствующих об её утверждении уполномоченным органом, в связи с этим суд делает вывод о том, что такое разделение земельного участка, используемого под дачное строительство, ничем не обосновано.

Поскольку раздел земельного участка с кадастровым номером произведен заявителем без соблюдения норм ст.11.4 ЗК РФ и Требований к подготовке межевого плана, утв.Приказом Министерства экономического развития РФ от 24 ноября 2008 г. N412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположении границ земельных участков", в осуществлении кадастрового учета вновь образованных земельных участков отказано правомерно.

С учетом этого, суд не находит оснований для вывода о нарушении законных прав и интересов Лемесевой Е.В., поскольку она не лишена возможности произвести раздел принадлежащего ей земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства и осуществить их кадастровый учет в установленном порядке.

Довод представителя заинтересованного лица о том, что разделение земельного участка произведено в нарушение требований действующего законодательства об обороте земель сельскохозяйственного назначения, судом не может быть принят во внимание, поскольку данное основание не является основанием для отказа в постановке на кадастровый учет, изложенным в оспариваемом решении. Кроме того, как установлено судом, изменение разрешенного использования разделяемого земельного участка было произведено, как следует из уведомления о государственном учете изменений объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ ведущего специалиста-эксперта Чемальского отдела Управления Росреестра по Республике Алтай ФИО8 на основании постановления администрации Чемальского района РА от ДД.ММ.ГГГГ «Об изменении разрешенного использования» изменены характеристики в государственном кадастре недвижимости в части вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 04:05:010303:152, имеющего адресный ориентир <адрес>, на основании ст.16 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости от 24.07.2007 №221-ФЗ, данный факт в рамках заявленных исковых требований не оспаривается, равно как и отсутствуют сведения о том, что изменение разрешенного использования признано незаконным.

Судом принято во внимание то обстоятельство, что в нормативных актах действующего законодательства отсутствует единообразие в регулировании правоотношений, возникающих при осуществлении «дачного хозяйства» и «дачного строительства», в связи с чем судом при принятии решения нормы закона о дачах, как регулирующего сходные правоотношения, применены по аналогии закона.

Руководствуясь ст.194-199, 258 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Заявление Лемесевой Елизаветы Васильевны о признании неправомерными решения, действия органа Федерального Государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Республике Алтай и межрайонного отдела «Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Республике Алтай, выразившихся в отказе в осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости -земельный участков, образованных путем раздела земельного участка с кадастровым номером , по адресу: <адрес> и обязании Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Республике Алтай поставить на кадастровый учет земельные участки, образованные путем раздела земельного участка с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в течение 10 дней со дня составления решения в окончательной форме.

Федеральный судья -       И.В. Иваныш

Мотивированное решение изготовлено 12 июля 2011 года