РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 07 октября 2011 года с. Чемал Чемальский районный суд Республики Алтай в составе: председательствующего Иваныш И.В., при секретаре Абаниной А.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Казакова Юрия Александровича о признании незаконным отказа Администрации Чемальского района от 31 мая 2011 года № о предоставлении земельного участка, площадью 872 кв.м и обязании администрации Чемальского района совершить действия по определению границ испрошенного земельного участка в соответствии со ст.34 ЗК РФ и решить вопрос о виде права, на котором земельный участок будет предоставлен в пользование Казакову Ю.А., УСТАНОВИЛ: В Чемальский районный суд Республики Алтай поступило заявление Казакова Юрия Александровича о признании незаконным отказа Администрации Чемальского района от 31 мая 2001 года № о предоставлении земельного участка, площадью 872 кв.м и обязании администрации Чемальского района совершить действия по определению границ испрошенного земельного участка в соответствии со ст.34 ЗК РФ и решить вопрос о виде права, на котором земельный участок будет предоставлен в пользование Казакову Ю.А. Заявленные требования мотивированы тем, что 20.05.2011 года Казаков Ю.А. обратился в Администрацию Чемальского района Республики Алтай с просьбой о предоставлении земельного участка размером 872 кв.м. для ведения личного подсобного хозяйства. Указанный земельный участок расположен в <адрес> и является смежным с земельным участком по <адрес> в <адрес>, на котором расположен жилой дом, в котором заявитель проживает совместно с семьей. Участок является свободным от прав третьих лиц и фактически используется семьей заявителя для выращивания сельхозпродукции и фруктов. В соответствие со ст.ст.3,4 Федерального закона РФ «О личном подсобном хозяйстве», п.1,2 ст.34 Земельного кодекса РФ, заявитель считает, что имеет право на получение свободного от прав третьих лиц земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, т.к. проживает в <адрес>, зарегистрирован там. Однако, письмом от 31.05.2011 года №, которое получено 09.06.2011 года, заявителю администрацией Чемальского района отказано в предоставлении этого земельного участка на том основании, что в соответствие с решением Совета депутатов Чемальского района РА от 18.11.2008 года № определен размер участков для ведения личного хозяйства в черте поселений в размере 0,12 га. Заявитель полагает, ему было отказано в предоставлении данного земельного участка незаконно, поскольку указанным нормативным актом определены максимальные нормы предоставления, заявителем же испрошен земельный участок менее указанной нормы, что в свою очередь не противоречит решению совета депутатов Чемальского района от 18.11.2008 года №. В соответствие со ст. 34 ЗК РФ администрация была обязана решить вопрос об изготовлении проекта границ земельного участка и в течение 2-х недель решить вопрос о предоставлении испрашиваемого земельного участка заявителю, поскольку он является сотрудником МЧС, спасателем 1 класса, ветераном труда, проживает в <адрес> с 1998 года и отказ администрации вызван активной гражданской позицией заявителя по защите природных ресурсов в окрестностях <адрес>, что периодически выливается в конфликты с администрацией района. На основании изложенного, заявитель просит признать отказ Администрации Чемальского района от 31.05.2011 года № в предоставлении заявителю земельного участка размером 872 кв.м. -незаконным, т.к. принадлежащий ему участок 1500 кв.м. оформлен под строительство жилого дома, а также обязать администрацию Чемальского района совершить действия по определению границ испрошенного земельного участка в соответствии со ст.34 Земельного кодекса РФ и решить вопрос о виде права, на котором этот участок будет предоставлен в пользование заявителю (аренда, купля продажа). В порядке ст.39 ГПК РФ заявитель уточнил заявление в части требования об обязании администрации Чемальского района совершить действия по определению границ испрошенного земельного участка в соответствии со ст.34 Земельного кодекса РФ и решить вопрос о предоставлении в пользование заявителю указанного земельного участка на праве аренды под личное подсобное хозяйство. В судебном заседании заявитель Казаков Ю.А., его представитель ФИО4, поддержали заявленные требования в полном объеме, просили удовлетворить заявление по его доводам. Представитель администрации Чемальского района РА ФИО1, в судебном заседании возражала против заявленных требований, находит их не подлежащим удовлетворению, поскольку считает, что в земельном кодексе и в законе об лпх нет четкого указания, каким образом должен быть предоставлен земельный участок уполномоченным оранном, в данном случае закон не запрещает проведение аукциона. Администрация высказала свое намерение на межевание земельного участка, при этом ФИО4 не запрещается участвовать в аукционе. Нарушение прав Казакова Ю.А. видит лишь в том, что своевременно ему не направлялись ответы на заявления 2009 года. Просила прекратить производство по гражданскому делу в части требований об обязании администрации Чемальского района совершить действия по определению границ испрошенного земельного участка в соответствии со ст.34 Земельного кодекса РФ и решить вопрос о предоставлении в пользование заявителю указанного земельного участка на праве аренды под личное подсобное хозяйство, поскольку имеется спор о праве, подлежащий рассмотрению в исковом производстве. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявления Казакова Ю.А. по следующим основаниям. Определением Чемальского районного суда РА от 07 октября 2011 года заявление Казакова Юрия Александровича о признании незаконным отказа Администрации Чемальского района от 31 мая 2011 года № о предоставлении земельного участка, площадью 872 кв.м и обязании администрации Чемальского района совершить действия по определению границ испрошенного земельного участка в соответствии со ст.34 ЗК РФ и решить вопрос о виде права, на котором земельный участок будет предоставлен в пользование Казакову Ю.А., в части обязания администрации Чемальского района совершить действия по определению границ испрошенного земельного участка в соответствии со ст.34 ЗК РФ и решить вопрос о предоставлении земельного участка на праве аренды под личное подсобное хозяйство ввиду наличия спора о праве, подлежащего рассмотрению в порядке искового производства. Как установлено в судебном заседании, Казаков Ю.А. обратился в Администрацию Чемальского района РА с заявлением о выделении земельного участка смежного с его земельным участком под личное подсобное хозяйство площадью 872 кв.м. на праве аренды, поскольку проживает в <адрес> с 1998 года. (л.д. 5). 31.05.2011 года за № заместителем главы Администрации Чемальского района РА ФИО5 Казакову Ю.А. дан ответ, в котором указано на то, что Казаков Ю.А. проживающий в <адрес> имеет в собственности земельный участок площадью 1500 кв.м., решением сессии Чемальского района РА от 18.11.2008 года определена максимальная площадь земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства -1200 кв.м., при этом, смежный земельный участок площадью 872 кв.м. занят Казаковым Ю.А. самовольно, произведены хозяйственные постройки. Администрация намерена произвести межевание земельного участка и принять решение в соответствии с действующим законодательством, при этом Казаков Ю.А. может приобрести данный земельный участок по аукционной цене. Кроме того, в указанном ответе приводится довод о безосновательности предоставления Казакову Ю.А. земельного участка и на прекращение с ним переписки по данному вопросу. (л.д. 6). Таким образом, из представленного оспариваемого ответа Администрации Чемальского района судом усматривается разъяснение порядка предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности с изложением обстоятельств, при наличии (отсутствии) которых заявитель вправе претендовать на данный земельный участок. На основании изложенного, суд делает вывод о том, что письмо является ответом на обращение Казакова Ю.А. к администрации МО «Чемальский район», а не отказом в предоставлении земельного участка. Следовательно, при вынесении решения суд оценивает, имелись ли основания для направления ответа указанного содержания заявителю Казакову Ю.А., его обоснованности и соответствия положениям действующего законодательства. В соответствие со ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Таким образом, поскольку Казаков Ю.А. не согласен с ответом заместителя главы ФИО5 от 31 мая 2011 года №, он вправе оспорить действия администрации по направлению ему указанного ответа в соответствие с ч.1 ст.254 ГПК РФ. Из материалов дела следует, что земельный участок, расположенный по адресу: Россия, <адрес> кадастровым номером № назначением объекта: земли населенных пунктов- для строительства жилого дома, площадью 1500 кв.м., принадлежит на праве собственности Казакову Ю.А., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 17 июня 2011 года №. Одним из доводов оспариваемого Казаковым Ю.А. ответа является то обстоятельство, что Казаков Ю.А. проживающий в <адрес> имеет в собственности земельный участок площадью 1500 кв.м.. Вместе с тем, обстоятельство- наличие на праве собственности земельного участка не может служить основанием для отказа в предоставлении на праве аренды земельного участка, поскольку Земельный кодекс РФ указанного основания не содержит. Как следует из заявления Казакова Ю.А., послужившего основанием для направления ему оспариваемого ответа, Казаковым Ю.А. не испрашивается о выделении земельного участка бесплатно в собственность однократно, ограничения по мотиву однократности на выделение которого определены действующим законодательством. Из представленного заявления следует о том, что заявитель испрашивает земельный участок ориентировочной площадью, а также на праве аренды, что в свою очередь позволяет применять к данным правоотношениям ст.22 Земельного кодекса РФ, согласно ч.2 которой указано, что земельные участки, за исключением указанных в п.4 ст.27 настоящего кодекса РФ, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствие с гражданским законодательством и настоящим кодексом. Доказательств того, что испрашиваемый земельный участок изъят из оборота, ввиду чего не может быть предоставлен Казакову Ю.А., суду не представлено. На основании изложенного, суд полагает приведенный довод оспариваемого ответа администрации МО «Чемальский район» о наличии земельного участка в собственности Казакова Ю.А. не соответствующим действующему законодательству. Кроме того, в соответствии со ст. 2 Федерального закона "О личном подсобном хозяйстве" от 07.07.2003 N 112-ФЗ личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства. Согласно ст. 3 Федерального закона "О личном подсобном хозяйстве" от 07.07.2003 N 112-ФЗ право на ведение личного подсобного хозяйства имеют дееспособные граждане, которым земельные участки предоставлены или которыми земельные участки приобретены для ведения личного подсобного хозяйства. При этом, суд учитывает, что гражданам, изъявившим желание вести личное подсобное хозяйство, земельные участки предоставляются в соответствии с Земельным кодексом и Федеральным законом "О личном подсобном хозяйстве" от 07.07.2003 N 112-ФЗ. Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, определен ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации. Ч.4 ст.4 Федерального закона "О личном подсобном хозяйстве" от 07.07.2003 N 112-ФЗ предусматривает, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Предоставление таких земель осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством. В соответствии с п. 3 ст. 33 Земельного кодекса РФ, пределы земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами пользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией. Как следует из содержания решения Совета депутатов Чемальского района РА от 18.11.2008 года №2-60 «О предельных размерах земельных участков» (в редакции решения Совет депутатов Чемальского района от 30 марта 2010 года «О внесении изменений в решение Совета депутатов Чемальского района №2-60 от 18 ноября 2008 года «О предельных размерах земельных участков») предельный максимальный размер земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящейся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного хозяйства в черте поселений определен в размере 0,12 га. В судебном заседании установлено, на территории Чемальского района РА отсутствуют правила землепользования и застройки, включающие в себя порядок их применения, карту градостроительного зонирования, градостроительные регламенты, в которых, как определено статьей 30 Градостроительного кодекса РФ, указываются: виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предельные размеры земельных участков, ограничения использования земельных участков, устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, довод оспариваемого ответа о том, что решением сессии Чемальского района РА от 18.11.2008 года определена максимальная площадь земельного участка для ведения ЛПХ -1200 кв.м. оценивается судом с учетом следующего. Так, ссылка в оспариваемом ответе Администрации МО «Чемальский район» на положения подп. «а» п.2 решения Совета депутатов Чемальского района №2-60 от 18 ноября 2008 года, определяющего максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам для ведения личного подсобного хозяйства в черте поселения, не может быть признана обоснованной, поскольку в заявлении от 20 мая 2011 года Казаков Ю.А. просил орган местного самоуправления предоставить ему земельный участок площадью 872 кв.м. как самостоятельный объект недвижимости. Площадь этого земельного участка не превышает максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам для ведения личного подсобного хозяйства в черте поселения с учетом положений вышеприведенного нормативного акта органа местного самоуправления. Кроме того, ответом заместителя главы администрации муниципального образования «Чемальский район» ФИО5 от 31 мая 2011 года № Казакову Ю.А. разъяснено, что администрацией района принято решение о проведении межевания указанного земельного участка и после проведения его оценки Казаков Ю.А. сможет приобрести данный земельный участок по аукционной цене. Вместе с тем, порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, установлен ст.34 Земельного кодекса РФ. По смыслу п.п. 3,4 ст.34 Земельного кодекса РФ лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка, должно обратиться в исполнительный орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении земельного участка. В этом заявлении должны быть указаны цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. На основании данного заявления орган местного самоуправления выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель же обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка. Кроме того, установленный ст.34 Земельного кодекса РФ порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, императивно не устанавливает проведение торгов (конкурса, аукциона). О проведении торгов (конкурса, аукциона) не говорится и в Федеральном законе от 07.07.2003 года №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве». Следовательно, проводить торги (конкурс, аукцион) при предоставлении гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, не обязательно. Предоставление таких земельных участков гражданам без проведения торгов (конкурсов) производится при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предполагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка. Статья 38 Земельного кодекса РФ регулирует общий порядок приобретения земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договоров аренды таких земельных участков на торгах (конкурсах, аукционах) и при наличии одной заявки не может распространяться на рассматриваемые правоотношения. Как установлено в судебном заседании, и следует в свою очередь из сообщения Администрации МО «Чемальский район» от 29.09.2011 года № заявок от других граждан, кроме Казакова Ю.А., о предоставлении земельного участка площадью 872 кв.м. не поступало. Приведенное в судебном заседании представителем Администрации МО «Чемальский район» обстоятельство, свидетельствующее о том, что в настоящее время подана заявка от 06.10.2011 года не может быть принят судом во внимание как обосновывающее законность направленного 31 мая 2011 года ответа, поскольку дата её подачи не соответствует периоду времени, в течение которого Администрацией МО «Чемальский район» был дан оспариваемый ответ. Ч.5.ст.11 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" предусматривает, что в случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение. Вместе с тем, в судебном заседании не нашло подтверждения то обстоятельство, что Администрацией МО «Чемальского района» многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, поскольку как установлено в судебном заседании Казаков Ю.А. в связи с необходимостью решения вопроса о предоставлении земельного участка, расположенного в <адрес>, и смежного с земельным участком, расположенным по <адрес>, обращался ранее в Администрацию Узнезинского сельского поселения.В администрацию Чемальского района Казаков Ю.А. с приведением указанного основания для предоставления земельного участка обращался лишь 31 мая 2011 года, в связи с чем ему дан оспариваемый ответ. Наличие же заявлений, поданных от имени Казакова Ю.А. представителем ФИО6 12.08.2009 года, 03.03.2009 года не может быть расценено как доказательства того, что имелись основания для применения положений ч.5.ст.11 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", поскольку в нарушение ч.1 ст.249 ГПК РФ суду не представлено доказательств того, что органом местного самоуправления на поставленный в письменном обращении гражданина вопрос многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства. На основании изложенного, у суда отсутствуют основания для вывода о наличии оснований для законного и обоснованного прекращения переписки с Казаковым Ю.А. в контексте приведенной нормы действующего законодательства. Обстоятельство, приводимое Казаковым Ю.А. в обоснование нарушения своего права о том, что земельный участок на протяжении длительного времени используется заявителем для собственных нужд, заявитель неоднократно обращался с заявлениями о предоставлении ему данного земельного участка, при этом Администрацией Чемальского района при отказе на его заявление данное обстоятельство не учтено, не может быть принято судом во внимание, поскольку в судебном заседании было установлено отсутствие доказательств надлежащего выделения земельного участка заявителю на каком-либо праве, поскольку план размещения строений на земельном участке в <адрес> от 26.10.1998 года, акт выбора площадки под застройку от 26.10.2008 года, проектный план границ земельного участка от 10.06.2004 года не могут служить доказательствами предоставления в установленном законодательством порядке земельного участка, испрашиваемого Казаковым Ю.А., на каком-либо праве. При этом, представленная в материалах дела информация ведущего специалиста -эксперта ФИО7 от 07.07.2011 года №, согласно которой в связи с самовольным занятием земельного участка Казаковым Ю.А., в отношении последнего вынесено постановление о привлечении Казакова Ю.А. к административной ответственности, судом не может служить доказательством, подтверждающим факт самовольного захвата земельного участка, поскольку опровергается имеющимся в материалах дела решением заместителя главного государственного инспектора Республики Алтай по использованию и охране земель ФИО8 от 21 июля 2011 года, согласно которого отменено постановление заместителя главного государственного инспектора Чемальского, Шебалинского районов по использованию и охране земель ФИО7 о назначении административного наказания от 01.07.2011 года по делу № в отношении Казакова Ю.А. На основании ст.258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Таким образом, поскольку в судебном заседании установлено нарушение права заявителя на получение законного и обоснованного ответа органа местного самоуправления, уполномоченного в силу действия ст.3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» от 25.10.2001 года №137-ФЗ на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, следовательно, в целях устранения указанного нарушения, суд считает необходимым возложить на Администрацию МО «Чемальский район» обязанность устранить допущенное нарушение. На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление Казакова Юрия Александровича о признании незаконным отказа Администрации Чемальского района от 31 мая 2001 года № о предоставлении земельного участка, площадью 872 кв.м, т.к. принадлежащий участок 1500 кв.м. оформлен под строительство жилого дома, удовлетворить. Признать незаконным отказ Администрации Чемальского района от 31 мая 2011 года № Казакову Юрию Александровичу о предоставлении земельного участка, площадью 872 кв.м, т.к. принадлежащий участок 1500 кв.м. оформлен под строительство жилого дома. Обязать Администрацию МО «Чемальский район» устранить допущенное нарушение в течение трех дней с момента вступления решения суда в законную силу. На решение может быть подана кассационная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в течение 10 дней со дня составления решения в окончательной форме. Федеральный судья - И.В. Иваныш Мотивированное решение изготовлено 12 октября 2011 года