Решение не обжаловано.Вступило в законную силу.



дело №2-411/12

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 июня 2012 года         с. Чемал

Чемальский районный суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи              Красиковой О.Е.

при секретаре         Тыщенко Т.М.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Абрамова Эдуарда Ивановича о признании неправомерным отказ Сельской администрации Узнезинского сельского поселения внести изменения в генеральный план <адрес> Узнезинского сельского поселения - нанести на генеральный план <адрес> Узнезинского сельского поселения земельный участок с кадастровым номером , площадью 2144 кв.м, расположенный в <адрес> и нанесении на генеральный план <адрес> Узнезинского сельского поселения хозяйственный проезд к земельному участку; возложении обязанности на Сельскую администрацию Узнезинского сельского поселения внести изменения в генеральный план <адрес> Узнезинского сельского поселения - нанести на генеральный план <адрес> Узнезинского сельского поселения земельный участок с кадастровым номером , площадью 2144 кв.м, расположенный в <адрес> и нанесении на генеральный план <адрес> Узнезинского сельского поселения хозяйственный проезд к земельному участку от дороги <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

Абрамов Эдуард Иванович обратился в Чемальский районный суд с заявлением о признании неправомерным отказ Сельской администрации Узнезинского сельского поселения внести изменения в генеральный план <адрес> - нанести на генеральный план земельный участок с кадастровым номером , площадью 2144 кв.м, расположенный в <адрес> и нанесении на генеральный план хозяйственный проезд к земельному участку; возложении обязанности на Сельскую администрацию Узнезинского сельского поселения внести изменения в генеральный план - нанести на генеральный план <адрес> земельный участок с кадастровым номером <адрес>, площадью 2144 кв.м, расположенный в <адрес> и нанесении на генеральный план хозяйственный проезд к земельному участку от дороги <адрес>. Требования мотивированы тем, что заявителю на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , площадью 2144 кв.м, расположенный в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратился в сельскую администрацию Узнезинского сельского поселения с заявлением о внесении в генеральный план <адрес> его участка в связи с уточнением его границ, а также просил нанести на генеральный план хозяйственный проезд к земельному участку от дороги <адрес>. Сельская администрация Узнезинского сельского поселения отказала в изготовлении градостроительного плана земельного участка для жилищного строительства в связи с тем, что в соответствии с утвержденным планом Узнезинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ территория, на которой расположен земельный участок относится к общественно-деловой зоне. Отказ во внесении изменении в генеральный план, а именно нанести земельный участок заявителя нарушает его права как собственника на данный земельный участок, затрудняет владение, пользования и распоряжение указанным недвижимым имуществом.

В судебном заседании Абрамов Э.И. поддержал заявленные требования по доводам и основаниям, изложенным в заявлении, пояснив, что отсутствие в генеральном плане <адрес> Узнезинского сельского поселения его земельного участка и хозяйственного проезда к нему, предоставленного прежнему собственнику для индивидуального жилищного строительства, нарушает его права, в том числе на возведение строения.

Сельская администрации Узнезинского сельского поселения не направила для участия в деле своего представителя, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Изучив материалы дела, заслушав заявителя, оценив, имеющиеся по делу доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

В силу п.7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», дела по жалобам содержащихся под стражей подозреваемых и обвиняемых, а также лиц, осужденных к лишению свободы, на действия администрации следственных изоляторов или исправительных учреждений, связанные с ненадлежащими условиями содержания (например, необеспечение осужденных надлежащей медицинской помощью), а также на решения о применении администрацией следственных изоляторов или исправительных учреждений мер дисциплинарного взыскания рассматриваются по правилам главы 25 ГПК РФ.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии с пунктами 1, 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом. При удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия.

Из имеющегося в материалах дела решения Чемальского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ по делу по иску Абрамова Эдуарда Ивановича к сельской администрации Узнезинское сельское поселение, администрации Чемальского района, ФГУ «Земельная кадастровая палата» Республике Алтай о снятии с кадастрового учета и отмене государственной регистрации земельного участка площадью 5018 кв.м с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, обязании главы Узнезинской сельской администрации согласовать и подписать акт местоположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> о признании незаконным и отмене постановления администрации Чемальского района от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении размера площади ранее учтенного земельного участка», следует, что земельный участок с кадастровым номером был предоставлен ФИО3 под строительство индивидуального жилого дома и надворных построек на основании постановления администрации Эликманарского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ «Об отводе земельного участка под строительство индивидуального жилого дома и надворных построек в <адрес> земельный участок находится по адресу: <адрес>, основание: постановление администрации Узнезинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ между ФИО3 и Абрамовым Э.И. заключен договор купли-продажи данного земельного участка, как указано выше, право собственности Абрамова Э.И. зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, запись о регистрации .

Из имеющегося в материалах дела свидетельства о государственной регистрации права, выданного ДД.ММ.ГГГГ, повторно в связи с уточнением границ, Абрамов Э.И. является собственником земельного участка с кадастровым номером площадью 1244 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>

В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка площадью 1244 кв.м, расположенного в <адрес> с кадастровым номером от ДД.ММ.ГГГГ, датой внесения номера в государственный кадастр недвижимости - ДД.ММ.ГГГГ, категория земель - земли населенных пунктов; разрешенное использование - для строительства жилого дома, правообладателем земельного участка в кадастровом паспорте указан Абрамов Э.И.

Из материалов дела следует, что Абрамов ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением к главе администрации Узнезинского сельского поселения, из которого следует, что он просит предусмотреть в разрабатываемом генеральном плане межхозяйственный проезд, противопожарный проезд к принадлежащему ему земельном участку, расположенному в <адрес>.

Также заявитель Абрамов Э.И. ДД.ММ.ГГГГ обратился к главе администрации Узнезинского сельского поселения с заявлением о нанесении его земельного участка на генеральный план, а также нанесение на генеральный план хозяйственный проезд к земельному участку; ДД.ММ.ГГГГ Абрамов Э.И. обратился с заявлением о нанесении на генеральный план земельного участка, принадлежащему ему на праве собственности в <адрес>

Согласно ответу главы администрации Узнезинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ в адрес Абрамова Э.И., в соответствии с утвержденным Генеральным планом Узнезинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ , территория на которой расположен земельный участок с кадастровым номером , расположенный в <адрес> относится к общественно-деловой зоне, в связи с этим изготовление градостроительного плана земельного участка для жилищного строительства не представляется возможным.

В судебном заседании были исследованы материалы прокурорской проверки по заявлению Абрамова Э.И. от ДД.ММ.ГГГГ, в котором заявитель указывает, в том числе и на неправомерность действий администрации Узнезинского сельского поселения по не внесению его земельного участка и хозяйственного проезда к нему в генеральный план.

Из имеющегося в материалах прокурорской проверки ответа главы администрации Узнезинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ в адрес прокуратуры Чемальского района усматривается, что земельный участок с кадастровым номером не указан в утвержденном генеральном плане МО «Узнезинское сельское поселение».

Суд полагает, что действия сельской администрации Узнезинского сельского поселения по невнесению земельного участка с кадастровым номером , принадлежащего Абрамову Э.И. на праве собственности в генеральный план МО «Узнезинское сельское поселение» являются незаконными по следующим основаниям.

В силу ч.ч. 1, 2 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

Земли, указанные в части 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Согласно ч. 1 ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.

Согласно статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная деятельность - это деятельность по развитию территории, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства.

Статей 8 ГрК РФ предусмотрено, что в области градостроительной деятельности к полномочиям органов местного самоуправления поселений относятся, в том числе, подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений.

Такими документами являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов (статья 18 ГрК РФ).

Положениями статье 23 ГрК РФ законодатель обозначил правовые особенности генерального плана поселения и генерального плана городского округа, которые в соответствии с нормами п. п. 2 и 3 ч. 1 ст. 18 Кодекса являются основными документами территориального планирования муниципальных образований.

В ч. 3 ст. 23 ГрК РФ законодатель обозначил состав генерального плана из четырех документов: - один в текстовом формате (положение о территориальном планировании); - три в виде установленных категорий карт (карты планируемого размещения объектов местного значения, границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов) в составе поселения или городского округа, а также функциональных зон поселения или городского округа).

Согласно ч. 5 ст. 35 ГрК РФ общественно-деловые зоны предназначены для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельности, объектов среднего профессионального и высшего профессионального образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, объектов делового, финансового назначения, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан.

При этом часть 6 указанной статьи включает в перечень объектов капитального строительства, разрешенных для размещения в общественно-деловых зонах, и жилые дома.

Таким образом, действующее законодательство предусматривает возможность нахождения жилых домов в общественно-деловых зонах.

В соответствии с пунктом 1 и 3 статьи 24 ГрК РФ генеральный план поселения, в том числе внесение изменений в него, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения.

В соответствии с частью 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план поселения утверждается представительным органом местного самоуправления поселения.

В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение генеральных планов поселения относится к вопросам местного значения поселения.

В соответствии со статьей 2 Закона решение по вопросам местного значения принимается органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления и является муниципальным правовым актом, обязательным для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающим либо изменяющим общеобязательные правила или имеющим индивидуальный характер.

Генеральный план поселения после его утверждения муниципальным правовым актом нормативного характера приобретает силу указанного акта и устанавливает общеобязательные правила, действующие на территории муниципального образования.

В соответствии с частями 16, 17, 18 статьи 24 Градостроительного кодекса РФ органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, заинтересованные физические и юридические лица вправе обращаться к главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа с предложениями о внесении изменений в генеральный план.

Внесение изменений в генеральный план осуществляется в соответствии с настоящей статьей и статьями 9 и 25 настоящего Кодекса. Внесение в генеральный план изменений, предусматривающих изменение границ населенных пунктов в целях жилищного строительства или определения зон рекреационного назначения, осуществляется без проведения публичных слушаний.

Подготовка генерального плана поселения, генерального плана городского округа осуществляется применительно ко всей территории такого поселения или такого городского округа.

В судебном заседании установлено, что земельный участок с кадастровым номером , категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для строительства жилого дома, площадью 2144 кв.м, расположенный в <адрес> относится к общественно-деловой зоне <адрес>.

В соответствии с ч. 6 ст. 67 ФЗ от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ширина проездов для пожарной техники должна составлять не менее 6 метров.

Кроме того, суд учитывает положения, содержащиеся в п. 8, 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которым к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В соответствии с правилами пожарной безопасности ППБ 01-03 и с требованиями ФЗ от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» к земельному участку с кадастровым номером , площадью 2144 кв.м, расположенный в <адрес> должен быть хозяйственный проезд от дороги Чемал-Аскат содержаться в генеральном плане Узнезинского сельского поселения.

Таким образом, сведения о земельном участке с кадастровым номером , площадью 2144 кв.м, расположенный в <адрес>, принадлежащем Абрамову Э.И. и хозяйственном проезде к земельному участку от дороги Чемал-Аскат должны содержаться в генеральном плане Узнезинского сельского поселения.

Соответственно Сельской администрацией Узнезинского сельского поселения незаконно отказано Абрамову Э.И. во внесении изменений в генеральный план <адрес> сельского поселения - нанесении на генеральный план <адрес> сельского поселения земельного участка с кадастровым номером , площадью 2144 кв.м, расположенный в <адрес> б/н и хозяйственного проезда к земельному участку от дороги Чемал-Аскат.

С учетом положений ч.1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Однако, суду не представлено доказательств законности принятого решения со стороны Узнезинской сельской администрации.

В соответствие со ст.258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

На основании изложенного, поскольку в судебном заседании установлено нарушение права заявителя как собственника на реализацию правомочий по свободному распоряжению принадлежащим имуществом, следовательно, в целях устранения указанного нарушения, суд считает необходимым возложить на Сельскую администрацию Узнезинского сельского поселения внести изменения в генеральный план <адрес> Узнезинского сельского поселения - нанести на генеральный план <адрес> Узнезинского сельского поселения земельный участок с кадастровым номером , площадью 2144 кв.м, расположенный в <адрес> и нанесении на генеральный план <адрес> Узнезинского сельского поселения хозяйственный проезд к земельному участку от дороги <адрес>, в течение двух месяцев с момента вступления настоящего решения суда в законную силу, считая указанный срок достаточным для реализации возложенной обязанности уполномоченным органом.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, ст. 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить заявления Абрамова Эдуарда Ивановича о признании неправомерным отказ Сельской администрации Узнезинского сельского поселения внести изменения в генеральный план <адрес> Узнезинского сельского поселения - нанести на генеральный план <адрес> Узнезинского сельского поселения земельный участок с кадастровым номером , площадью 2144 кв.м, расположенный в <адрес> и нанесении на генеральный план <адрес> Узнезинского сельского поселения хозяйственный проезд к земельному участку; возложении обязанности на Сельскую администрацию Узнезинского сельского поселения внести изменения в генеральный план с<адрес> Узнезинского сельского поселения - нанести на генеральный план <адрес> Узнезинского сельского поселения земельный участок с кадастровым номером , площадью 2144 кв.м, расположенный в <адрес> и нанесении на генеральный план с. Аскат Узнезинского сельского поселения хозяйственный проезд к земельному участку от дороги <адрес>.

Признать незаконным отказ Сельской администрации Узнезинского сельского поселения внести изменения в генеральный план <адрес> Узнезинского сельского поселения - нанести на генеральный план <адрес> Узнезинского сельского поселения земельный участок с кадастровым номером , площадью 2144 кв.м, расположенный в <адрес> и нанесении на генеральный план <адрес> Узнезинского сельского поселения хозяйственный проезд к земельному участку.

Обязать Сельскую администрацию Узнезинского сельского поселения внести изменения в генеральный план <адрес> Узнезинского сельского поселения - нанести на генеральный план <адрес> Узнезинского сельского поселения земельный участок с кадастровым номером , площадью 2144 кв.м, расположенный в <адрес> и нанесении на генеральный план <адрес> Узнезинского сельского поселения хозяйственный проезд к земельному участку от дороги <адрес> в течение двух месяцев с момента вступления настоящего решения суда в законную силу.

В суд и заявителям должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Чемальский районный суд Республики Алтай.

Судья Красикова О.Е.

Мотивированное решение суда составлено 13 июня 2012 года.