РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 22 мая 2012 года с. Чемал Чемальский районный суд Республики Алтай в составе: председательствующего судьи Красиковой О.Е. при секретаре Тыщенко Т.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Чемальского района в интересах несовершеннолетней ФИО2 к Дидеевой Надежде Николаевне об обязании в течение 10 дней с момента вступления в законную силу решения суда представить в орган опеки и попечительства отдела образования администрации МО «Чемальский район» отчет за 2011 год о хранении, об использовании имущества подопечной ФИО2 и об управлении таким имуществом с приложением документов по форме, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 года № 423, УСТАНОВИЛ: Прокурор Чемальского района Чечубаев И.М. в соответствии со ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском в интересах несовершеннолетней ФИО2 к Дидеевой Надежде Николаевне об обязании в течение 10 дней с момента вступления в законную силу решения суда представить в орган опеки и попечительства отдела образования администрации МО «Чемальский район» отчет за 2011 год о хранении, об использовании имущества подопечной ФИО2 и об управлении таким имуществом с приложением документов по форме, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 года №. Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проверки исполнения опекунами требований ч.1 ст. 25 Федерального закона «Об опеки и попечительстве» от 24.08.2008 года №48-ФЗ установлено, что Дидеевой Н.Н. не предоставлен отчет о хранении, об использовании имущества подопечных и об управлении имуществом подопечных с приложением документов за 2011 год. Постановлением главы администрации МО «Чемальский район» от ДД.ММ.ГГГГ № Дидеева Н.Н. назначена опекуном над несовершеннолетней ФИО2 Этим же постановлением главы администрации МО «Чемальский район» Дидеевой Н.Н. назначена выплата денежных средств на содержание, находящейся под опекой ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ. Договор об осуществлении опеки между опекуном Дидеевой Н.Н. органом опеки и попечительства отдела образования администрации МО «Чемальский район» не заключался. В нарушение требований закона опекун Дидеева Н.Н. не представила в орган опеки и попечительства администрации МО «Чемальский район» отчеты установленной формы о хранении, об использовании имущества подопечных и об управлении таким имуществом за 2011 год ни в установленный законом срок, ни до настоящего времени. Непредставление Дидеевой Н.Н. отчета о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении таким имуществом за 2011 год является препятствием к реализации органом опеки и попечительства своих обязанностей по осуществлению контроля за сохранностью и использованием имущества несовершеннолетнего, находящегося под опекой, которое в силу ч.2 ст. 24 Федерального закона «Об опеки и попечительстве», Положения об отделе образования администрации МО «Чемальский район», возложено на органы опеки и попечительства. Интересы несовершеннолетней ФИО2 в данном случае сводятся к соблюдению установленных на федеральном и региональном уровне норм законодательства об опеки и попечительстве опекуном, а бездействие опекуна Дидеевой Н.Н. может повлечь за собой нарушение имущественных прав подопечной и противоречит ее интересам. В обоснование требований прокурор ссылается наст. ст. 30, 45 ГПК РФ, ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре РФ», ст. ст. 129, 222 ГК РФ, ст. 12 ГК РФ, ст.ст. 24, 25 Федерального закона «Об опеки и попечительстве», ч.7 ст. 148.1 СК РФ. В судебном заседании заместитель прокурора Чемальского района Данилова Ю.В. поддержала исковые требования в полном объеме, по доводам, изложенным в исковом заявлении. Ответчик Дидеева Н.Н. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается уведомлением о вручении заказного письма. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, органа опеки и попечительства отдела образования администрации МО «Чемальский район» Шукайлова С.А. поддержала заявленные исковые требования в полном объеме, пояснила, что ответчик назначена опекуном над несовершеннолетней ФИО2, однако до настоящего времени отчет за 2011 год о хранении, об использовании имущества подопечной и об управлении таким имуществом в орган опеки и попечительства отдела образования администрации МО «Чемальский район» ею не представлен. Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательств в совокупности, приходит к следующему. В соответствии с ч.7 ст. 148.1 СК РФ имущественные права и обязанности опекуна или попечителя определяются гражданским законодательством, а также Федеральным законом «Об опеке и попечительстве». Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 24.04.2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с установлением и прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами. Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органы опеки и попечительства осуществляют свои права и исполняют свои обязанности в соответствии с нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов. Органы местного самоуправления муниципальных образований (в том числе органы местного самоуправления поселений), на территориях которых отсутствуют органы по опеке и попечительству, образованные в соответствии с настоящим Федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации могут наделяться полномочиями по опеке и попечительству. В силу п. 2, 3 ч. 1 ст. 7 вышеназванного Федерального закона основными задачами органов опеки и попечительства для целей настоящего Федерального закона являются: надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане; контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с п.п.4, 11 ч.1 ст. 8 указанного Федерального закона, к полномочиям органов опеки и попечительства относятся: осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане; оказание содействия опекунам и попечителям, проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества. В силу ст. 1 ст. 24 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» надзор за деятельностью опекунов и попечителей осуществляется органами опеки и попечительства по месту жительства подопечных. Часть 2 ст. 24 указанного Федерального закона закрепляет обязанность органов опеки и попечительства осуществлять в порядке и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, проверку условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, определяемых в соответствии с частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона. Согласно ч. 1 - 5 ст. 25 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» от 24.08.2008 года №48-ФЗ опекун или попечитель ежегодно не позднее 1 февраля текущего года, если иной срок не установлен договором об осуществлении опеки или попечительства, представляет в орган опеки и попечительства отчет в письменной форме за предыдущий год о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного с приложением документов (копий товарных чеков, квитанций об уплате налогов, страховых сумм и других платежных документов). Отчет опекуна или попечителя должен содержать сведения о состоянии имущества и месте его хранения, приобретении имущества взамен отчужденного, доходах, полученных от управления имуществом подопечного, и расходах, произведенных за счет имущества подопечного. В отчете опекуна или попечителя также должны быть указаны даты получения сумм со счета подопечного и даты произведенных за счет этих сумм затрат для нужд подопечного. Отчет опекуна или попечителя утверждается руководителем органа опеки и попечительства. По утверждении отчета опекуна или попечителя орган опеки и попечительства исключает из описи имущества подопечного пришедшие в негодность вещи и вносит соответствующие изменения в опись имущества подопечного. Отчет опекуна или попечителя хранится в личном деле подопечного. Правила ведения личных дел подопечных, форма отчета опекуна или попечителя устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 года №423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» утверждены: Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах; Правила осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; Правила заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного; Правила создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье; Правила осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей; Правила ведения личных дел несовершеннолетних подопечных; форма отчета опекуна или попечителя о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и об управлении таким имуществом. Так, из материалов дела установлено, что согласно постановлению Администрации Чемальского района РА от ДД.ММ.ГГГГ №, Дидеева Н.Н. назначена опекуном над несовершеннолетней ФИО2 с назначением выплаты денежных средств с ДД.ММ.ГГГГ. Судом из докладной записки заместителя прокурора Чемальского района Даниловой Ю.В. от ДД.ММ.ГГГГ №, пояснений представителя органа опеки и попечительства Шукайловой С.А., установлено, что опекун несовершеннолетней ФИО2 ответчик Дидеева Н.Н. в срок до ДД.ММ.ГГГГ не представила в орган опеки и попечительства отдела образования администрации МО «Чемальский район» отчет за 2011 год о хранении, об использовании имущества подопечной ФИО2 и об управлении таким имуществом с приложением документов (копий товарных чеков, квитанций об уплате налогов, страховых сумм и других платежных документов) по форме, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 года № 423. Обратного стороной ответчика не представлено. Из материалов дела также установлено, что в адрес опекуна Дидеевой Н.Н. за № от ДД.ММ.ГГГГ направлялось письмо о необходимости предоставить в орган опеки и попечительства отчет за 2011 год о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного в срок до ДД.ММ.ГГГГ, однако на момент рассмотрения дела в судебном порядке указанная обязанность опекуном не исполнена. ФЗ «Об опеке и попечительстве» регулирует отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами (ст. 1). Ответчик в силу закона исполняет обязанности опекуна несовершеннолетней ФИО2, в том числе и обязанность, установленную ст. 25 ФЗ «Об опеке и попечительстве», по предоставлению отчета о хранении, использовании имущества подопечного. В связи с изложенным, поскольку ответчиком вышеуказанные нормы действующего законодательства не соблюдены, суд считает срок, указанный в исковом заявлении, разумным и достаточным для исполнения. На основании вышеизложенного, исковые требования прокурора суд считает подлежащими удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Чемальского района в интересах несовершеннолетней ФИО2 к Дидеевой Надежде Николаевне об обязании в течение 10 дней с момента вступления в законную силу решения суда представить в орган опеки и попечительства отдела образования администрации МО «Чемальский район» отчет за 2011 год о хранении, об использовании имущества подопечной ФИО2 и об управлении таким имуществом с приложением документов по форме, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 года № 423 удовлетворить. Возложить обязанность на Дидееву Надежду Николаевну в течение 10 (десяти) дней с момента вступления в законную силу решения суда предоставить в орган опеки и попечительства отдела образования администрации МО «Чемальский район» отчет за 2011 год о хранении, об использовании имущества подопечной ФИО2 и об управлении таким имуществом с приложением документов (копий товарных чеков, квитанций об уплате налогов, страховых сумм и других платежных документов) по форме, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 года № 423. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Чемальский районный суд Республики Алтай. Судья О.Е. Красикова Мотивированное решение суда составлено 28 мая 2012 года.