дело №2-27/11
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ с. Чемал
Чемальский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Красиковой О.Е.
при секретаре Тыщенко Т.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Филипповой Ольги Сергеевны к сельской администрации МО «Чемальское сельское поселение», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай о признании действительным договора купли-продажи, включении в наследственную массу квартиры, признании права собственности на квартиру, признании недействительным свидетельство о государственной регистрации права на квартиру, аннулировании в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о регистрации права собственности на квартиру,
УСТАНОВИЛ:
Филиппова О.С. в лице представителя Ушатовой М.А. обратилась в Чемальский районный суд к сельской администрации МО «Чемальское сельское поселение», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай с исковым заявлением о признании действительным договора купли-продажи (купчая) от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Коротенко Екатериной Геннадьевной и Зяблицевым Сергеем Владимировичем, удостоверенного нотариусом Чемальского района Республики Алтай; включении в состав наследства после смерти Зяблицева Сергея Владимировича <адрес>, общей площадью 44,1 кв.м, расположенную по адресу: <адрес>; признании право собственности на данную квартиру, признании недействительным свидетельства о государственной регистрации права МО «Чемальское сельское поселение» на данную квартиру, аннулировании записи № о праве собственности муниципального образования «Чемальское сельское поселение» на данную квартиру. Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ умер отец истицы Зяблицев С.В., после его смерти открылось наследство, состоящее из жилой <адрес>, расположенной в <адрес>, данная квартира принадлежала наследодателю на основании договора купли-продажи (купчей) от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Коротенко Е.Г. и Зяблицевым С.В., договор был удостоверен нотариусом. В права наследования после смерти наследодателя вступила его мать Зяблицева Т.А., которая умерла ДД.ММ.ГГГГ. После смерти Зяблицевой Т.А. истица путем обращения к нотариусу вступила в права наследования. При обращении к нотариусу для получения свидетельства о праве на наследство, выяснилось, что Зяблицева Т.А., вступив в права наследования после смерти своего сына Зяблицева С.В,. не оформила право собственности на спорную квартиру. В обоснование требований истица ссылается на ст. ст. 12, 1142, 1146, 1152, 1153 ГК РФ.
В судебное заседание истица Филиппова О.С. не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, ее представитель Ушатова М.А. поддержала заявленные требования в полном объеме, по доводам, изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснив, что договор купли-продажи квартиры является заключенным, поскольку соблюдена форма договора, в договоре четко определен предмет договора, продавец Рябова (Коротенко) Е.Г. поясняла, что договор был исполнен, денежные средства от Зяблицева С.В. ею получены.
Представитель сельской администрации МО «Чемальское сельское поселение» Кондратьева М.Б. оставила разрешение данного спора на усмотрение суда, пояснив, что спорная квартира была передана в муниципальную собственность Чемальского сельского поселения, долгое время в спорной квартире никто не проживал, образовалась задолженность по коммунальным услугам.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя для участия в судебном заседании не направило, в суд факсимильной связью поступило заявление представителя Рыбаковой Е.В. об исключении Управления Россреестра по РА из числа ответчиков.
Третьи лица - Рябова (Коротенко) Е.Г., нотариус нотариального округа г.Новосибирска Меньщикова Е.В. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ Рябова Е.Г. не возражала против удовлетворения заявленных требований. Нотариус нотариального округа г.Новосибирска Меньщикова Е.В. направила в суд заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, оценив доказательства в совокупности, приходит к следующему.
В судебном заседании установлено следующее.
Наследодатель Зяблицев Сергей Владимирович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. Истица Филиппова (до брака Зяблицева) Ольга Сергеевна является дочерью умершего Зяблицева С.В., что подтверждается свидетельством о рождении от ДД.ММ.ГГГГ.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между Коротенко Екатериной Геннадьевной (продавец) и Зяблицевым Сергеем Владимировичем (покупатель) заключен договор купли-продажи (купчая) <адрес>, расположенной в <адрес>, согласно п.2.3 данного договора, покупатель передал продавцу 30000 рублей ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выписки из реестра нотариальных действий за март 1999 года, договор купли-продажи вышеуказанной квартиры зарегистрирован нотариусом Чемальского нотариального округа, номер регистрационного действия - 129 от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ Рябова (Коротенко) Е.Г. пояснила, что ею действительно был заключен с Зяблицевым С.В. договор купли-продажи квартиры, по договору она получила деньги за квартиру, претензий не имеет.
Из справки Чемальского производственного участка ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» Филиала по Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что <адрес> в <адрес>, числится материалах ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» за Зяблицевым Сергеем Владимировичем на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, из вышеизложенного следует, что между Рябовой (Коротенко) Е.Г. и Зяблицевым С.В. достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора купли-продажи квартиры, обязательства по сделке сторонами исполнены, денежные средства переданы покупателем продавцу, покупатель принял указанную квартиру, претензий друг к другу стороны не имели, в связи с чем договор купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ является заключенным и оснований для отказа в удовлетворении исковых требований о признании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ действительным и включении квартиры в состав наследства, оставшегося после смерти Зяблицева С.В., у суда не имеется, соответственно они подлежат удовлетворению.
Согласно пункту 2 статьи 218 ГК Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В силу п. 1 ст. 1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.
В соответствии со ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя. Внуки наследодателя и их потомки наследуют по праву представления.
Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось (пункт 2 статьи 1152 ГК Российской Федерации).
Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство (пункт 1 статьи 1153 ГК Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что после смерти наследодателя Зяблицева Сергея Владимировича ДД.ММ.ГГГГ, его мать Зяблицева Тамара Андреевна ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в течение шести месяцев после смерти наследодателя, обратилась с заявлением к нотариусу г. Новосибирска о принятии наследства на имущество, которое принадлежат наследодателю, в чем бы таковое не заключалось и где бы не находилось, тем самым вступив в права наследования. Зяблицевой Т.А. было выдано свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ умерла Зяблицева Тамара Андреевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ, после смерти которой Филиппова О.С. ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлением к нотариусу г.Новосибирска о принятии наследства на имущество Зяблицевой Т.А., которое принадлежат наследодателю, в чем бы таковое не заключалось и где бы не находилось, тем самым вступив в права наследования. Филипповой О.С. было выдано свидетельство о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, иных наследников Зяблицевой Т.А. по закону судом не установлено.
При изложенных выше обстоятельствах и положений закона, суд приходит к выводу о том, что требования Филипповой О.С. о признании за ней права собственности на спорную квартиру подлежат удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что в настоящее время собственником <адрес> в <адрес> является МО «Чемальское сельское поселение», право собственности на которое возникло на основании решения о передаче муниципального имущества МО «Чемальский район» в муниципальную собственность Чемальского сельского поселения №1-337 от 04.04.2007 года, акта приема-передачи муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ.
В п.12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года № «О судебном решении» разъяснено, что поскольку по искам о признании разрешается вопрос о наличии или отсутствии того или иного правоотношения либо отдельных прав и обязанностей участвующих в деле лиц, суд при удовлетворении иска обязан в необходимых случаях указать в резолютивной части решения на те правовые последствия, которые влечет за собой такое признание.
Поскольку требования истицы о признании за ней право собственности на спорную квартиру подлежат удовлетворению, суд считает возможным признать недействительными и аннулировать запись № о праве собственности муниципального образования «Чемальское сельское поселение» на <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>, произведенную в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, требования о признании недействительным свидетельства о государственной регистрации права МО «Чемальское сельское поселение» на <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ, не могут быть удовлетворены, поскольку свидетельство о государственной регистрации права не влечет правовых последствий возникновения права.
Не могут быть удовлетворены и исковые требований заявленные к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай, поскольку в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение. Государственный регистратор не является ответчиком по таким искам, однако может быть привлечен к участию в таких делах в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора. При этом государственный регистратор обязан внести запись в ЕГРП на основании судебного акта независимо от его участия в деле. Таким образом, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай не являтся надлежащим ответчиком по делу.
На основании ст.17 Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», основанием для государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество, равно как и перехода права собственности, являются судебные решения, свидетельствующие о праве собственности на объекты недвижимости.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Филипповой Ольги Сергеевны к сельской администрации МО «Чемальское сельское поселение», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай о признании действительным договора купли-продажи, включении в наследственную массу квартиры, признании права собственности на квартиру, признании недействительным свидетельство о государственной регистрации права на квартиру, аннулировании в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о регистрации права собственности на квартиру удовлетворить частично.
Признать действительным договор купли-продажи (купчая) от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Коротенко Екатериной Геннадьевной и Зяблицевым Сергеем Владимировичем, удостоверенным нотариусом Чемальского района Республики Алтай.
Включить в состав наследства после смерти Зяблицева Сергея Владимировича <адрес>, общей площадью 44,1 кв.м, расположенную по адресу: <адрес>.
Признать право собственности на <адрес>, общей площадью 44,1 кв.м, расположенную по адресу: <адрес>, в порядке наследования за:
Филипповой Ольгой Сергеевной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, паспорт 50 04 610514, выдан ДД.ММ.ГГГГ ОВД <адрес>, зарегистрированной по адресу: <адрес> молодежи, №, <адрес>.
Признать недействительной и аннулировать запись № о праве собственности муниципального образования «Чемальское сельское поселение» на <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>, произведенную в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении исковых требований Филипповой Ольги Сергеевны к сельской администрации МО «Чемальское сельское поселение», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай о признании недействительным свидетельства о государственной регистрации права МО «Чемальское сельское поселение» на <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай о признании действительным договора купли-продажи, включении в наследственную массу квартиры, признании права собственности на квартиру, аннулировании в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о регистрации права собственности на квартиру отказать.
Решение суда является основанием для регистрации права собственности за Филипповой Ольгой Сергеевной на <адрес>, общей площадью 44,1 кв.м, расположенную по адресу: <адрес>, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Чемальский районный суд Республики Алтай.
Судья Красикова О.Е.
Копия верна: судья
Мотивированное решение уда составлено ДД.ММ.ГГГГ.