дело № 2-104/11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ с. Чемал
Чемальский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Красиковой О.Е.
при секретаре Тыщенко Т.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Чемальского района в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к МОУ «Узнезинская СОШ» о возложении обязанности оборудовать предметный кабинет учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, дооборудовать спортивный городок с элементами полосы препятствий, а также стрелковый тир либо место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер) до 01.09.2011 года,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Чемальского района обратился в Чемальский районный суд в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению «Узнезинская СОШ» о возложении обязанности оборудовать предметный кабинет учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, дооборудовать спортивный городок с элементами полосы препятствий, а также оборудовать стрелковый тир либо место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер) до 01.09.2011 года. Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки соблюдения требований законодательства о воинской обязанности и военной службе в образовательной деятельности МОУ «Узнезинская СОШ» было установлено, что в МОУ «Узнезинская СОШ» не оборудован предметный кабинет учебными и наглядными пособиями, спортивный городок частично оснащен элементами полосы препятствий, отсутствует стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер). Прокурор полагает, что отсутствие в МОУ «Узнезинская СОШ» необходимой материально-технической базы, оснащения образовательного процесса, а также оборудованных помещений в соответствии с утвержденной программой, предусматривающей обучение граждан начальным знаниям в области обороны, делает невозможным полноценное обучение учащихся и их подготовку по основам военной службы, а также решение задач, на достижение которых направлен образовательный процесс в рамках обязательной подготовки граждан к военной службе, а именно: формирование морально - психологических и физических качеств гражданина, необходимых для прохождения военной службы; воспитание патриотизма, уважения к историческому и культурному прошлому России и ее Вооруженным Силам; изучение учащимися основных положений законодательства Российской Федерации в области обороны государства, о воинской обязанности и воинском учете, обязательной и добровольной подготовке к военной службе, о прохождении военной службы по призыву и в добровольном порядке (по контракту), о пребывании в запасе, о правах, обязанностях, ответственности военнослужащих и граждан, находящихся в запасе, чем нарушаются интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц. В обоснование заявленных требований прокурор ссылается на положения ч. 7 ст. 14 Закона Российской Федерации №3266-1 от 10.07.1992 года «Об образовании»; ч. 1 ст. 13 Федерального Закона №53-ФЗ от 28.03.1998 года «О воинской обязанности и военной службе»; п. 5 Постановления Правительства РФ от 31.12.1999 года №1441 «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе»; п. 11, 13, 14 Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах, утвержденной приказом министра обороны Российской Федерации №96, Минобрнауки №134 от 24.02.2010 года. Руководствуясь ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, с учетом положений ст. 1 Федерального Закона «Об обороне» 31 мая 1996 года N 61-ФЗ, обратился в суд с вышеуказанными требованиями, просил удовлетворить.
В судебное заседание прокурор Чемальского района не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Представители ответчика МОУ «Узнезинская СОШ» директор МОУ «Узнезинская СОШ» Яндикова М.В., Четвернина А.И., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, а также представитель администрации МО «Чемальский района», привлеченной определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Четвернина А.И., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, заявленные требования не признали и возражали против их удовлетворения. В обоснование возражений, которые в том числе содержатся в письменном отзыве администрации МО «Чемальский район», указывается, что на то, что прокурор не обосновал, чем нарушаются интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц. Получение обучающимися начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан, их подготовка по основам военной службе в учреждениях среднего (полного) общего образования осуществляется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности». Учебные предметы федерального компонента представлены в двух уровнях - базовом, который ориентирован на формирование общей культуры, и профильном, который выбирается из личных склонностей, потребностей учащихся и ориентирован на его подготовку к последующему профессиональному образованию. Обучение в МОУ «Узнезинская СОШ» проводится на базовом уровне, федеральный стандарт соблюдается. Федеральным компонентом стандарта среднего (полного) общего образования по ОБЖ, и утвержденном на его основе обязательной программе при обучении ОБЖ на базовом уровне не предусмотрены элементы начальной военной подготовки. В законодательстве не предусмотрена обязанность образовательных учреждений по выполнению мероприятий, указанных в иске. Инструкция от 24.02.2010 года №96/134 содержит лишь рекомендательные нормативы материально-технического оснащения образовательных учреждений для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы, в связи с чем, вывод о недостаточности имеющейся учебной материальной базы в Узнезинской СОШ для обучения ОБЖ на базовом уровне необоснован. Занятия в Узнезинской СОШ проводятся в разных кабинетах по ОБЖ и другим предметам, т.к. отсутствует кабинетная система, что допускается СанПиН 2.4.2.1178-02. Не установлены нормативными актами требования к необходимости комплектации оборудования спортивного городка с полосой препятствий и стрелкового тира, стрелковый тир и спортивный городок с элементами полосы препятствий необходим лишь на профильном уровне. Учащиеся на базовом уровне получают теоретические знания, а реализуют их на учебных сборах, которые организуются Военным Комиссариатом. Стрельбы проводятся на учебных сборах, и это обязанность военкоматов.
Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства в совокупности, приходит к следующему.
В соответствие со ст. 11 Федерального закона от 28 марта 1998г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает, в том числе, получение начальных знаний в области обороны, подготовку по основам военной службы в образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального военного профессионального и среднего профессионального образования.
Согласно ч.7 ст.14 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» начальные знания об обороне государства, о воинской обязанности граждан и приобретение обучающимися навыков в области гражданской обороны, а также подготовка обучающихся - граждан мужского пола, не прошедших военной службы, по основам военной службы предоставляются молодежи в образовательных учреждениях, в том числе, среднего (полного) общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в порядке, предусмотренном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Порядок обязательной подготовки граждан к военной службе определен Положением о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, которое утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1999г. №1441 (далее - Положение).
Пунктами 25, 26, 27 Положения установлены основные полномочия Министерства обороны Российской Федерации, Министерства образования Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Так, в соответствие с п.26 Положения, Министерство образования Российской Федерации по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации разрабатывает табели снабжения образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования вооружением, техникой и имуществом, программы подготовки граждан по военно-учетным специальностям.
Согласно п.2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1999г. №1441 Министерство обороны Российской Федерации обязано принять необходимые нормативные правовые акты, регулирующие вопросы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе.
Во исполнение требований вышеуказанного постановления Правительства Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации и Министерством образования Российской Федерации издан совместный приказ №96/134 от 24.02.2010г., которым утверждена Инструкция об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы (далее - Инструкция).
В соответствии с пунктами 11, 13 Инструкции, руководители образовательных учреждений, в том числе:
- организуют обучение граждан в образовательном учреждении начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы;
- обеспечивают материально-техническое оснащение образовательного учреждения для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы;
- организуют работу в образовательном учреждении по военно-патриотическому воспитанию граждан.
Обучение граждан начальным знаниям в области обороны, и их подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях осуществляются в соответствие с федеральными государственными образовательными стандартами: в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» - в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования; в рамках дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» - в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования.
В судебном заседании установлено, что требования, установленные Положением о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1999г. №1441; совместного приказа №96/134 от 24.02.2010г. Министерства обороны Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации; Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы исполняются ответчиком ненадлежащим образом.
Доводы ответчика, обоснованные ссылками на федеральные государственные образовательные стандарты среднего (полного) общего образования по основам безопасности жизнедеятельности, суд признает необоснованными. Поскольку представленные суду учебный план МОУ Узнезинская СОШ» на 2010-2011 г.г., образовательная программа МОУ «Узнезинская СОШ, утвержденная приказом директора школы от ДД.ММ.ГГГГ, составлены без учета совместного приказа №96/134 от 24 февраля 2010 года Министерства обороны Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации, которым утверждена Инструкция об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы.
Так, пункт 14 Инструкции указывает, на то что, в образовательных учреждениях создается и постоянно совершенствуется учебно-материальная база в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Учебно-материальная база включает в себя: предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер).
В материалах дела имеется информация отдела образования администрации Чемальского района РА за подписью и.о. начальника отдела образования Вакулевой Н.И. о том, что тир отсутствует во всех школах Чемальского района. Данное обстоятельство выявлено в рамках проведенной Прокуратурой Чемальского района проверки на предмет организации работы по военно-патриотическому воспитанию учащихся и не отрицалось в судебном заседании ответчиком. Директором МОУ «Узнезинская СОШ» Яндиковой М.В. был представлен план по приобретению учебно-методических пособий и оборудования граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы, где приобретение электронного стрелкового тренажера запланировано только на 2012 год.
В силу части 3 ст. 32 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств; привлечение для осуществления деятельности предусмотренной уставом образовательного учреждения, дополнительных источников финансовых и материальных средств.
В соответствие с пунктами 1.1., 1.3., 1.4. Устава МОУ «Узнезинская СОШ», утв. Постановлением главы Чемальского района от ДД.ММ.ГГГГ № муниципальное общеобразовательное учреждение «Узнезинская СОШ» является муниципальным общеобразовательным учреждением; учредителем школы является исполнительно-распорядительный орган муниципального образования «Чемальский район» -администрация Чемальского района; МОУ «Узнезинская СОШ является юридическим лицом, имеет в оперативном управлении обособленное имущество, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности.
При вышеизложенных обстоятельствах, требований закона, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора о возложении обязанности на МОУ «Узнезинская СОШ» оборудовать стрелковый тир либо место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер), поскольку отсутствие стрелкового тира или места для стрельбы (электронный стрелковый тренажер) исключает возможность стрелковой подготовки молодежи.
В соответствие с ч.2 ст.206 ГПК РФ предусматривается, что в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. С учетом обстоятельств дела, характера рассматриваемого спора, суд считает срок, в течение которого обязанность по оборудованию в МОУ «Узнезинская СОШ» стрелкового тира либо места для стрельбы (электронный стрелковый тренажер) должна быть исполнена ответчиками до 01.09.2011 года, достаточным.
Вместе с тем, требования прокурора о возложении обязанности дооборудовать спортивный городок с элементами полосы препятствий, оборудовать предметный кабинет учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, суд находит необоснованными по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что в МОУ «Узнезинская СОШ» оборудован спортивный городок с 9 элементами полосы препятствий, имеется лабиринт, турники, бревно, стена и другие элементы полосы препятствий, отсутствуют окоп и траншея. Предъявляя требования о дооборудовании спортивного городка, прокурор не ссылается на нормативно-правовые акты, которые закрепляют требования к элементам полосы препятствий спортивного городка. Таким образом, поскольку в образовательном учреждении имеется спортивный городок, а требования к элементам полосы препятствий спортивного городка не закреплены в нормативно-правовых актах, суд отказывает в удовлетворении требований дооборудовать спортивный городок.
Также судом установлено, что в МОУ «Узнезинская СОШ» имеется следующее материально-техническое обеспечение по предмету ОБЖ, а именно: учебники «Основы безопасности жизнедеятельности»; методические пособия: «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряде соединений и военных частей», «100 вопросов и ответов о прохождении военной службы солдатами и сержантами по призыву и контракту»; учебные пособия: «Бронетанковая техника и противотанковое средство», «Ордена и медали», «Стрелковое оружие, гранаты, огнеметы»; фотовыставка «Военная служба по контракту»; противогазы; учебные гранаты; макет автомата «Калашникова»; учебно-наглядное электронное пособие: с 5-11 классы; стенд по «Чрезвычайным ситуациям», что подтверждается информацией о материально-техническом обеспечении по предмету «ОБЖ» директора школы от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно справки от ДД.ММ.ГГГГ в бюджет МО «Узнезинская СОШ» на 2011 год заложены денежные средства в размере 5900 рублей на приобретение наглядных пособий по предмету ОБЖ.
В судебном заседании установлено, что в МОУ «Узнезинская СОШ» отсутствует кабинетная система, занятие по предметам ОБЖ проводятся в разных кабинетах ввиду того, что технические характеристики здания школы не позволяют иметь в школе учебные кабинеты по конкретным предметам, что следует из технического паспорта здания школы.
Согласно информации о классах-комплектах МОУ «Узнезинская СОШ» от ДД.ММ.ГГГГ, представленной директором школы, в данном образовательном учреждении 74 обучающихся, в 8 классе - 5, в 9 классе - 5, в 10 классе - 3. В силу положений п. 2.3.9. СанПиН 2.4.2.1178-02. 2.4.2. Гигиена детей и подростков. Учреждения общего среднего образования. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 25.11.2002, в сельском общеобразовательном учреждении при малой наполняемости классов допускается использование учебных кабинетов по 2 дисциплинам.
Таким образом, судом установлено, что в МОУ «Узнезинская СОШ» имеется материально-техническое обеспечение по предмету ОБЖ, Инструкция от 24.02.2010 года №96/134 содержит лишь рекомендательные нормативы материально-технического оснащения образовательных учреждений для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной служб, в связи с чем сделать вывод о недостаточном материально-техническом обеспечении школы по предмету ОБЖ, не представляется возможным. При таких обстоятельствах, а также с учетом того, что оборудование предметного кабинета не представляется возможным ввиду технических характеристик здания школы, заявленные требования об оборудовании предметного кабинета учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения не могут быть удовлетворены.
Доводы представителей ответчика и третьего лица о том, что прокурор не имел права обращаться в суд с вышеуказанными исковыми требованиями, суд находить необоснованными.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и в защиту интересов Российской Федерации.
Государственный суверенитет и территориальная целостность Российской Федерации обеспечиваются различными организационно-правовыми средствами и мероприятиями, в числе которых, воинская обязанность. Закрепление федеральным законодательством положений об обязательной подготовке граждан к военной службе обусловлено конституционной обязанностью граждан Российской Федерации защищать свое государство, нести военную службу. Достижение указанной цели возможно только при совершении ряда последовательных действий, в числе которых является обязательная моральная и физическая подготовка молодежи к военной службе. Отсутствие в образовательных учреждениях необходимого оснащения, а именно, стрелкового тира или места для стрельбы (электронного стрелкового тренажера) исключает возможность приобретения обучающимися навыков в области гражданской обороны, что в свою очередь нарушает интересы государства.
В соответствие со ст.1 Федерального закона от 17.01.1992 года №2202-1 «О Прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. При этом, в силу ст.22 названного закона прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, выделения специалистов для выяснения возникающих вопросов, проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращением, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.
Таким образом, соблюдение законодательства о воинской обязанности в деятельности муниципального образовательного учреждения «Узнезинская СОШ» в части обеспечения обучающихся соответствующими социально-экономическими условиями для получения начальных знаний в области обороны, может являться предметом прокурорского надзора, что, в свою очередь, позволяет прокурору обратиться за защитой интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц в судебном порядке.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, 206 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Чемальского района в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к МОУ «Узнезинская СОШ» о возложении обязанности оборудовать предметный кабинет учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, дооборудовать спортивный городок с элементами полосы препятствий, а также оборудовать стрелковый тир либо место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер) до 01.09.2011 года удовлетворить частично.
Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «Узнезинская СОШ» оборудовать стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер) в срок до 01.09.2011 года.
В удовлетворении исковых требований прокурора Чемальского района в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к МОУ «Узнезинская СОШ» о возложении обязанности оборудовать предметный кабинет учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, дооборудовать спортивный городок с элементами полосы препятствий отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Красикова О.Е.
Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.