дело №2-532/2012 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 26 июля 2012 года с. Чемал Чемальский районный суд Республики Алтай в составе: председательствующего судьи Красиковой О.Е. при секретаре Абаниной А.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Чемальского района Республики Алтай в интересах Шмаковой Анастасии Геннадьевны к Администрации Муниципального образования «Чемальский район» об обязании предоставить Шмаковой А.Г. вне очереди жилое помещение по договору социального найма не менее нормы предоставления, УСТАНОВИЛ: Прокурор Чемальского района Ченчубаев И.М. обратился в Чемальский районный суд с исковым заявлением в интересах Шмаковой Анастасии Геннадьевны к Администрации Муниципального образования «Чемальский район» об обязании предоставить Шмаковой Анастасии Геннадьевне вне очереди жилое помещение по договору социального найма не менее нормы предоставления. Требования мотивированы тем, что Шмакова А.Г. является лицом из числа детей-сирот. Мать Шмаковой А.Г.- ФИО2 решением Чемальского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав. Отец Шмаковой А.Г. - ФИО3 - умер ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением администрации Чемальского района от 30 июля 2007 №250 Шмакова А.Г. определена в школу - интернат <данные изъяты>. Распоряжением главы МО «Чемальский район» от 10 декабря 2007 №434-р Шмакова А.Г. принята на учет в жилищной комиссии администрации МО «Чемальский район» для обеспечения жилым помещением как лицо из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. 22 июня 2009 года Шмакова А.Г. окончила школу - интернат <данные изъяты>. В настоящее время не работает, проживает и своей матери своего жилья не имеет. Администрация МО «Чемальский район» жильем до настоящего времени Шмакову А.Г. не обеспечила. Региональным законодательством обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа жилой площадью по социальным нормам, возложена на органы местного самоуправления. Шмакова А.Г. после окончания образовательного учреждения не обеспечена жилым помещением, в связи с чем, вынуждена проживать в у своей матери. Таким образом, жилищные права Шмаковой А.Г. нарушены. Вместе с тем, в нарушение требований ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ от 21.12.1996г. и ст.57 ЖК РФ администрацией МО «Чемальский район» меры по внеочередному обеспечению Шмакову А.Г. жилым помещением не принимаются. В обоснование заявленных требований прокурор также ссылается на положения ч. 1 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», п. 8 ст. 1 Закона Республики Алтай от 15.06.2006 №28-РЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Алтай по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, а также оплате труда приемных родителей», Постановления Правительства Республики Алтай от 29.12.2006 №316 «Об утверждении положений о предоставлении мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа». В судебном заседании заместитель прокурора Чемальского района Конохович Д.С., поддержал заявленные требования в полном объеме по доводам, изложенным в иске. Шмакова А.Г. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, имеется заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. Ответчик Администрация МО «Чемальский район» в судебное заседание представителя не направил, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, не просили об отложении судебного заседания и о рассмотрении гражданского дела в отсутствие представителя, сведения о причинах неявки суду не сообщались. Изучив материалы дела, заслушав заместителя прокурора Коноховича Д.С. изучив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям. В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Статья 45 Конституции Российской Федерации гласит: государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Согласно ст.52 ЖК РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Абз. 3 п. 1 ст. 8 указанного Федерального закона предусмотрено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Согласно конституционно-правовому смыслу, выявленному в Определении Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 года № 250-О-П, абз. 2 п. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. В соответствии с п. 8 ст. 1 Закона Республики Алтай от 15.06.2006 №28-РЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Алтай по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, а также оплате труда приемных родителей» органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства жилой площадью вне очереди. Постановлением Правительства Республики Алтай от 29.12.2006 №316 «Об утверждении положений о предоставлении мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа» утверждено Положение о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы согласно приложению № 6. Согласно п.2 указанного Положения дети-сироты обеспечиваются жилыми помещениями по месту регистрации и вне очереди в пределах нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования, но не выше установленной нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека. Пунктом 3 данного Положения предусмотрено, что обеспечение детей-сирот жилыми помещениями осуществляется органами местного самоуправления путем: предоставления субсидии на приобретение или строительство жилья (далее - жилищная субсидия); предоставления жилого помещения по договору социального найма. В соответствии с пунктами 23 и 24 данного Положения дети-сироты могут обеспечиваться жилыми помещениями по договорам социального найма жилого помещения. Жилое помещение детям-сиротам предоставляется из муниципального жилищного фонда в соответствии с частью 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации. Также пунктом 24 Положения предусмотрено, что обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма осуществляется органами местного самоуправления районов Республики Алтай в пределах нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования, но не выше нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека. Из материалов дела следует, что Шмакова А.Г. является лицом из числа детей-сирот, ее мать - ФИО2 решением Чемальского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, отец - ФИО3 - умер ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>). Постановлением администрации Чемальского района от 30 июля 2007 №250 Шмакова А.Г. определена в школу - интернат <данные изъяты>. Согласно справке Органа опеки и попечительства отдела образования Администрации Чемальского района Шмакова А.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не имеет закрепленного жилья. Из материалов дела следует, что начальник Отдела образования Администрации Чемальского района ФИО9 обратился в жилищную комиссию при администрации Чемальского района с заявлением о постановке на очередь на приобретения жилья Шмакову А.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Распоряжением главы Чемальского района от 10 декабря 2007 года №434-р утвержден список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в органе опеки и попечительства отдела образования администрации Чемальского района для постановки на учет жилищной комиссии, как нуждающихся в жилье, в который включена Шмакова Анастасия Геннадьевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В судебном заседании установлено, что до 22 июня 2009 года Шмакова А.Г. пребывала в образовательном учреждении - школе-интернате <данные изъяты>. За Шмаковой А.Г. прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрировано, что подтверждается уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. Таким образом, Шмакова А.Г. после пребывания в образовательном учреждении, как не имеющая в собственности либо закрепленного за ней жилого помещения, должна была быть обеспечена органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, возникшее у Шмаковой А.Г. право на внеочередное предоставление жилого помещения по нормам ст. 57 ЖК РФ не реализовано. Доказательств обратного ответчиком суду не представлено, в связи с чем, заявленные требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме. Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ (с учетом дополнений, внесенных ФЗ № 43 от 05.04.2009 года), прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений. Основанием для обращения прокурора в суд в интересах Шмаковой А.Г. явились результаты проверки по обращению заявителя, в связи с чем, судом сделан вывод об обращении прокурора Чемальского района РА с исковым заявлением в пределах его полномочий. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Чемальского района Республики Алтай в интересах Шмаковой Анастасии Геннадьевны к Администрации Муниципального образования «Чемальский район» об обязании предоставить Шмаковой А.Г. вне очереди жилое помещение по договору социального найма не менее нормы предоставления удовлетворить. Возложить обязанность на администрацию МО «Чемальский район» предоставить Шмаковой Анастасии Геннадьевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди жилое помещение по договору социального найма не менее нормы предоставления. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Чемальский районный суд Республики Алтай. Судья О.Е.Красикова Мотивированное решение суда составлено 31 июля 2012 года.