О ПРИНЯТИИ МЕР О ПОСТАНОВКЕ НА УЧЕТ



Именем Российской Федерации

Заочное решение

г. Чехов Московской области ДД.ММ.ГГГГ

Чеховский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Мирошкина В.В.

при секретаре ФИО2,

с участием представителя истца по поручению - помощника Чеховского городского прокурора Московской области ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Чеховского городского прокурора Московской области, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации СП «Стремиловское» и ООО «Ленинское знамя» о принятии мер по постановке на учёт бесхозяйного гидротехнического сооружения,

установил:

Чеховский городской прокурор Московской области, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, предъявил в суд уточнённый иск к соответчикам об обязании администрации СП «Стремиловское» Чеховского муниципального района Московской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области с заявлением о принятии на учёт бесхозяйного гидротехнического сооружения - плотины на реке Лопасне, в районе д. Солодовка Чеховского района Московской области и обязании администрации СП «Стремиловское» по истечении года со дня постановки указанной бесхозяйной недвижимой вещи на учёт обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на данную плотину.

В судебном заседании представитель истца в обоснование иска пояснила, что Чеховской городской прокуратурой в 2010 году была проведена проверка состояния законности в сфере охраны водных объектов от загрязнения, безопасности ГТС. Проверкой установлено, что на территории СП «Стремиловское» Чеховского муниципального района находится бесхозяйная водопроводная плотина на реке Лопасне, в районе <адрес> Чеховского района Московской области. Данная плотина введена в эксплуатацию в 1972 г. Согласно акту обследования гидротехнического сооружения южного отдела ГУ «Мособлводхоз» Федерального агентства водных ресурсов (Росводресурсы) от 08.09.2010 г. плотина находится в неудовлетворительном состоянии, соответствующем неудовлетворительному уровню безопасности, поскольку плотина разрушена и в современном состоянии способствует размыву русла реки Лопасни в нижнем бьефе. В момент обследования водоподъёмная бетонная плотина разрушена, подпор отсутствовал. Поток реки Лопасни проходил через проран между правобережным деформированным сопрягающим устоем и подмытым правым берегом реки. Данная ситуация может привести к чрезвычайной ситуации, особенно в период паводка, которая может повлечь человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, привести к значительным материальным потерям и нарушению условий жизнедеятельности людей, изменению экологической обстановки, утрате народнохозяйственного, в том числе рекреационного значения водоёма.

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Согласно ст. 27 Водного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов в области водных отношений кроме полномочий собственника, предусмотренных ч. 1 настоящей статьи, относится установление правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований, для личных и бытовых нужд: владение, пользование, распоряжение такими водными объектами; осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий; осуществление мер по охране таких водных объектов; установление ставок платы за пользование такими водными объектами, порядка расчета и взимания этой платы.

В соответствии с подпунктами 26 и 31 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселений относится осуществление в пределах, установленных водным законодательством РФ, полномочий собственника водных объектов, информирование населения об ограничениях их использования; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

Согласно подпункту 16 п. 2 ст. 50 вышеприведённого Закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ в собственности муниципальных образований могут находиться пруды, обводненные карьеры на территории поселения.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и ликвидации; организовать эксплуатацию гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации.

Согласно ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учёт орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд

Однако ответчиком при наличии информации о неудовлетворительном состоянии бесхозяйного гидротехнического сооружения, явной необходимости приведения гидротехнического сооружения района в надлежащее состояние, поскольку без осуществления регулярной эксплуатации сооружений, техническое состояние их ухудшается и может привести к авариям, следствием которых будет негативное воздействие на окружающую среду и прилегающие народнохозяйственные объекты, при наличии положений закона о том, что на бесхозяйную недвижимость может возникнуть только право муниципальной собственности, мер по совершению действия по обращению бесхозяйного гидротехнического сооружения в муниципальную собственность и определению эксплуатирующей организации данного сооружения принято не было.

Представители соответчиков администрации СП «Стремиловское» и ООО «Ленинское знамя», надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки своевременно суд не известили и не просили о рассмотрении дела в их отсутствие.

При таких обстоятельствах суд с учётом правовой позиции Пленума Верховного Суда РФ, изложенной в п. 6 постановления от 24.03.2005 года № 5, счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей соответчиков в порядке заочного судопроизводства, против чего представитель истца не возражала.

Представитель третьего лица ГУ Федерального агентства водных ресурсов Росводоресурсы «Мособлводхоз», надлежащим образом извещённого о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд своевременно не известил и не просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

При таких обстоятельствах с учётом правовой позиции Пленума Верховного Суда РФ, изложенной в п. 6 постановления от 24.03.2005 года № 5, суд также счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя третьего лица.

Заслушав объяснения представителя истца и исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд находит заявленные уточнённые исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что Чеховской городской прокуратурой Московской области в 2010 году была проведена проверка состояния законности в сфере охраны водных объектов от загрязнения, безопасности ГТС. Проверкой установлено, что на территории СП «Стремиловское» Чеховского муниципального района Московской области находится бесхозяйная водопроводная плотина на реке Лопасне, в районе <адрес> Чеховского района Московской области. Данная плотина введена в эксплуатацию в 1972 г. Согласно акту обследования гидротехнического сооружения южного отдела ГУ «Мособлводхоз» Федерального агентства водных ресурсов (Росводресурсы) от 08.09.2010 г. плотина находится в неудовлетворительном состоянии, соответствующем неудовлетворительному уровню безопасности. Данная ситуация может привести к чрезвычайной ситуации, особенно в период паводка, которая может повлечь человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, привести к значительным материальным потерям и нарушению условий жизнедеятельности людей, изменению экологической обстановки, утрате народнохозяйственного, в том числе рекреационного, значения водоёма, что подтверждается актом № 186/4 обследования гидротехнического сооружения от 08.09.2010 г. (л.д. 7-13).

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Согласно ст. 27 Водного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов в области водных отношений кроме полномочий собственника, предусмотренных ч. 1 настоящей статьи, относится установление правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований, для личных и бытовых нужд: владение, пользование, распоряжение такими водными объектами; осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий; осуществление мер по охране таких водных объектов; установление ставок платы за пользование такими водными объектами, порядка расчета и взимания этой платы.

В соответствии с подпунктами 26 и 31 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселений относится осуществление в пределах, установленных водным законодательством РФ, полномочий собственника водных объектов, информирование населения об ограничениях их использования; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

Согласно подпункту 16 п. 2 ст. 50 вышеприведённого Закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ в собственности муниципальных образований могут находиться пруды, обводненные карьеры на территории поселения.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и ликвидации; организовать эксплуатацию гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации.

Согласно ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учёт орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Собственник плотины на реке Лопасне, <адрес> Чеховского района Московской области не установлен (л.д. 23).

В соответствии с ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из экологических правоотношений.

Прокурор, реализуя предоставленные ему ч. 1 ст. 45 ГПК РФ полномочия, обращается в суд в порядке искового производства в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, поскольку деятельностью ответчика нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, создается опасность её загрязнения, нарушаются экологические права граждан на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

На основании изложенного, ст. 42 Конституции РФ, Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ст. 27 Водного кодекса РФ, Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Федерального закона от 21.07.1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», ст. 225 ГК РФ и руководствуясь ст.ст. 56, 57, 67, 194-198 и 233-237 ГПК РФ, суд

решил:

1. Уточнённые исковые требования Чеховского городского прокурора Московской области удовлетворить полностью.

2. Обязать администрацию СП «Стремиловское» Чеховского муниципального района в срок до 01.01.2011 г. обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области с заявлением о принятии на учёт бесхозяйного гидротехнического сооружения - плотины на реке Лопасне, в районе <адрес> Чеховского района Московской области.

3. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учёт обязать администрацию СП «Стремиловское» Чеховского муниципального района Московской области обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на плотину на реке Лопасне, в районе <адрес> Чеховского района Московской области.

Соответчики вправе подать в Чеховский городской суд заявление об отмене настоящего заочного решения суда в течение 7 дней со дня вручения им копии данного решения.

Кроме того, настоящее заочное решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Чеховский городской суд в течение 10 дней по истечении срока подачи соответчиками (одним из них) заявления об отмене данного решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение 10 дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий судья В.В. Мирошкин