Именем Российской Федерации
Решение
г. Чехов Московской области 12 октября 2010 года
Чеховский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Мирошкина В.В.
при секретаре Зайцевой Г.И.,
с участием представителя истца по поручению - помощника Чеховского городского прокурора Московской области Василевич Г.В.
и представителя ответчика по доверенности ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Чеховского городского прокурора Московской области, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации СП <данные изъяты> муниципального района о принятии мер по постановке на учёт бесхозяйного гидротехнического сооружения,
установил:
истец, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, предъявил в суд уточнённый иск к ответчику об обязании его в срок до ДД.ММ.ГГГГ обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области с заявлением о принятии на учёт бесхозяйного гидротехнического сооружения - плотины, находящейся на территории СП <данные изъяты> муниципального района Московской области, на реке Катешовке, притоке реки Люторки, в районе д<адрес>, по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет обязать ответчика обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на вышеуказанную плотину.
В судебном заседании представитель истца в обоснование заявленного требования пояснила, что Чеховской городской прокуратурой в ДД.ММ.ГГГГ году была проведена проверка состояния законности в сфере охраны водных объектов от загрязнения, безопасности ГТС. Проверкой установлено, что на территории СП <данные изъяты> муниципального района находится бесхозяйная водопроводная плотина на реке Катешовке, притоке реки Люторки, в районе д. <адрес>. Данная плотина введена в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ Согласно акту обследования гидротехнического сооружения Южного отдела ГУ «Мособлводхоз» Федерального агентства водных ресурсов (Росводресурсы) от ДД.ММ.ГГГГ плотина находится в неудовлетворительном состоянии, соответствующем неудовлетворительному уровню безопасности. Данная ситуация может привести к чрезвычайной ситуации, особенно в период паводка, которая может повлечь человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительным материальным потерям и нарушение условий жизнедеятельности людей, изменение экологической обстановки, утрате народнохозяйственного, в том числе рекреационного значения водоема.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
В силу ст. 27 Водного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов в области водных отношений кроме полномочий собственника, предусмотренных ч. 1 настоящей статьи, относится установление правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований, для личных и бытовых нужд: владение, пользование, распоряжение такими водными объектами; осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий; осуществление мер по охране таких водных объектов; установление ставок платы за пользование такими водными объектами, порядка расчета и взимания этой платы.
В соответствии с подпунктами 26 и 31 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселений относится осуществление в пределах, установленных водным законодательством РФ, полномочий собственника водных объектов, информирование населения об ограничениях их использования; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
Согласно подпункту 16 п. 2 ст. 50 вышеприведённого Закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ в собственности муниципальных образований могут находиться пруды, обводненные карьеры на территории поселения.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и ликвидации; организовать эксплуатацию гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации.
Согласно ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учёт орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Однако ответчиком при наличии информации о неудовлетворительном состоянии бесхозяйного гидротехнического сооружения, явной необходимости приведения гидротехнического сооружения района в надлежащее состояние, поскольку без осуществления регулярной эксплуатации сооружений, техническое состояние их ухудшается и может привести к авариям, следствием которых будет негативное воздействие на окружающую среду и прилегающие народнохозяйственные объекты, при наличии положений закона о том, что на бесхозяйную недвижимость может возникнуть только право муниципальной собственности, мер по совершению действия по обращению бесхозяйного гидротехнического сооружения в муниципальную собственность и определению эксплуатирующей организации данного сооружения принято не было.
Представитель ответчика администрации СП <данные изъяты> не возражал против удовлетворения заявленных уточнённых исковых требований.
Представитель третьего лица ГУ <данные изъяты> надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не известил, не просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
При таких обстоятельствах суд также счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя третьего лица.
Заслушав объяснения представителей сторон и исследовав письменные материалы дела, суд считает заявленные уточнённые исковое требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Чеховской городской прокуратурой в ДД.ММ.ГГГГ году была проведена проверка состояния законности в сфере охраны водных объектов от загрязнения, безопасности ГТС. Проверкой установлено, что на территории СП <данные изъяты> муниципального района находится бесхозяйная водопроводная плотина на реке Катешовке, притоке реки Люторки, в районе <адрес> Данная плотина введена в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ Согласно акту обследования гидротехнического сооружения Южного отдела ГУ «Мособлводхоз» Федерального агентства водных ресурсов (Росводресурсы) от ДД.ММ.ГГГГ плотина находится в неудовлетворительном состоянии, соответствующем неудовлетворительному уровню безопасности. Данная ситуация может привести к чрезвычайной ситуации, особенно в период паводка, которая может повлечь человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительным материальным потерям и нарушении условий жизнедеятельности людей, изменении экологической обстановки, утрате народнохозяйственного, в том числе рекреационного значения водоема, что подтверждается актом № обследования гидротехнического сооружения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7-11).
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Согласно ст. 27 Водного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов в области водных отношений кроме полномочий собственника, предусмотренных ч. 1 настоящей статьи, относится установление правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований, для личных и бытовых нужд: владение, пользование, распоряжение такими водными объектами; осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий; осуществление мер по охране таких водных объектов; установление ставок платы за пользование такими водными объектами, порядка расчета и взимания этой платы.
В соответствии с подпунктами 26 и 31 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселений относится осуществление в пределах, установленных водным законодательством РФ, полномочий собственника водных объектов, информирование населения об ограничениях их использования; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
Согласно подпункту 16 п. 2 ст. 50 вышеприведённого Закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ в собственности муниципальных образований могут находиться пруды, обводненные карьеры на территории поселения.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и ликвидации; организовать эксплуатацию гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации.
Согласно ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учёт орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Собственник плотины не установлен (л.д. 7).
В соответствии с ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из экологических правоотношений.
Прокурор, реализуя предоставленные ему ч. 1 ст. 45 ГПК РФ полномочия, обращается в суд в порядке искового производства в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, поскольку деятельностью ответчика нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, создается опасность её загрязнения, нарушаются экологические права граждан на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
На основании изложенного, ст. 42 Конституции РФ, Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ст. 27 Водного кодекса РФ, Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Федерального закона от 21.07.1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», ст. 225 ГК РФ и руководствуясь ст.ст. 56, 57, 67, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
1. Исковое заявление Чеховского городского прокурора Московской области - удовлетворить полностью.
2. Обязать администрацию СП <данные изъяты> муниципального района Московской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области с заявлением о принятии на учёт бесхозяйного гидротехнического сооружения - плотины, находящейся на территории СП «<данные изъяты> муниципального района Московской области, на реке Катешовке, притоке реки Люторки, в районе <адрес>.
3. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учёт обязать администрацию СП <данные изъяты> обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на плотину, находящуюся на территории СП <данные изъяты> муниципального района Московской области, на реке Катешовке, притоке реки Люторки, в районе <адрес>.
Настоящее решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд через Чеховский городской суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий судья В.В. Мирошкин