Именем Российской Федерации
Заочное решение
г. Чехов Московской области 17 марта 2011 года
Чеховский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Мирошкина В.В.
при секретаре ФИО2,
с участием представителя истца по поручению - помощника Чеховского городского прокурора Московской области Василевич Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Чеховского городского прокурора Московской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Атак» о приостановлении деятельности до устранения нарушений закона,
установил:
Чеховский городской прокурор Московской области, действуя в защиту неопределённого круга лиц, предъявил в суд иск к ответчику, в котором просит признать деятельность ответчика ООО «Атак» в здании, не введённом в эксплуатацию и расположенном по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, осуществляемую с существенными нарушениями требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства, незаконной и обязать ответчика приостановить осуществление любой деятельности в здании, расположенном по вышеуказанному адресу, до введения объекта по данному адресу в эксплуатацию и устранения нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства и требований пожарной безопасности.
В судебном заседании в обоснование заявленных требований представитель истца пояснила, что Чеховской городской прокуратурой проведена проверка по вопросу эксплуатации торгового центра ООО «Атак» с нарушениями требований действующего законодательства Российской Федерации. В ходе проведения проверки установлено, что постановлением главы Чеховского муниципального района от 12.11.2007 года № 974/14-4 ООО «Атак» предоставлен земельный участок в аренду сроком на 49 лет для размещения торгового центра по <адрес>. Согласно акту проверки городской прокуратуры от 09.02.2010 года ООО «Атак» представляет собой двухэтажное здание общей площадью около <данные изъяты> кв.м, указанное здание располагается на земельном участке общей площадью около <данные изъяты> кв.м. В соответствии с информацией Чеховского отдела Управления Росреестра по <адрес> право собственности на недвижимое имущество - здание по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, не зарегистрировано.
Согласно ч. 1 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, подлежат государственной экспертизе за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с ч. 2 ст. 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство.
Статьей 55 ГрК РФ установлено, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объёме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, смонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учёт построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учёта реконструированного объекта капитального строительства. В разрешении на ввод объекта в эксплуатацию должны быть отражены сведения об объекте капитального строительства в объёме, необходимом для осуществления его государственного кадастрового учёта. Состав таких сведений должен соответствовать установленным в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" требованиям к составу сведений в графической и текстовой частях технического плана.
Согласно информации ГУ Госстройнадзора по Московской области, администрации Чеховского муниципального района, администрации г. Чехова Чеховского муниципального района ответчику ООО «Атак» разрешения на строительство и ввод объекта в эксплуатацию здания по вышеуказанному адресу не выдавались.
Таким образом, эксплуатация здания, не введённого надлежащим образом в эксплуатацию, и осуществление в нём предпринимательской деятельности, являются незаконными и создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.
В соответствии с ч. 2 ст. 37 Федерального Закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности. Пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства. Пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»).
Правила пожарной безопасности в РФ утверждены приказом Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года № 313.
В ходе проведения совместной проверки прокуратуры и ОГПН по Чеховскому району исполнения требований пожарной безопасности в торговом центре ООО «Атак» выявлены многочисленные нарушения требований пожарной безопасности, которые угрожают жизни и здоровью граждан при их нахождении в указанном здании. В этой связи городским прокурором в отношении ответчика возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Прокуратурой совместно с управлением Роспотребнадзора осуществлена проверка, в ходе которой установлены следующие нарушения требований закона.
В силу п. 1 ст. 9 Закона «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место её нахождения (адрес) и режим её работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.
Согласно п. 11 постановления Правительства РФ от 15.08.1997 года № 1036 «Оказание услуг общественного питания» исполнитель обязан довести до сведения потребителей фирменное наименование (наименование) своей организации, место её нахождения (адрес), тип, класс и режим работы, размещая указанную информацию на вывеске.
В нарушении указанных норм в ходе осмотра установлено, что ООО «Атак» открыто для свободного посещения, при входе отсутствует вывеска с информацией для потребителей - фирменное наименование организации, место её нахождения, тип, класс и режим работы.
В соответствии со ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ «О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории
Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила,
утверждённые и введённые в действие федеральным органом исполнительной
власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
08.11.2001 года постановлением № 31 Главного государственного врача РФ введены в действия санитарные правила (далее - Правила).
В ходе проведения проверки в ООО «Атак» выявлены многочисленные нарушения санитарных правил.
Выявленные в ходе проверки нарушения требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства создаёт угрозу безопасности, жизни и здоровью лиц, работающих в здании ООО «Атак», и неопределенного круга лиц - посетителей магазина.
В силу ст.ст. 1, 27 Федерального закона «О прокуратуре РФ» прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.
В полномочия прокурора входит принятие мер по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина.
В соответствии со ст. 150 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) жизнь и здоровье отнесены к нематериальным благам, подлежащим защите в соответствии с ГК РФ.
Согласно ст. 12 ГК РФ в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусмотрено пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причинённый вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
В соответствии с ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре РФ» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу статьи 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из экологических и иных правоотношений.
Вышеуказанные нарушения требований действующего законодательства носят характер серьёзных нарушений, которые представляют угрозу жизни и здоровью граждан, связаны с необходимостью защиты так называемого безгласного интереса, в связи с чем, указанное исковое заявление предъявлено в защиту интересов неопределенного круга лиц и направлено на восстановление положения, существовавшего до нарушения права.
При таких обстоятельствах прокурор считает возможным применить такой способ защиты права как осуществление приостановления деятельности ответчика ООО «Атак» до устранения выявленных нарушений, в связи с чем просит удовлетворить иск в полном объёме.
Представитель ответчика ООО «Атак», надлежащим образом извещённого о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду своевременно не сообщил и не просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
При таких обстоятельствах, суд счёл возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика в порядке заочного производства, против чего представитель истца не возражала.
Заслушав объяснения представителя истца и исследовав письменные материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что Чеховской городской прокуратурой Московской области проведена проверка законности эксплуатации здания торгового центра ООО «Атак».
В ходе проверки было установлено, что постановлением главы Чеховского муниципального района от 12.11.2007 года № 974/14-4 ответчику ООО «Атак» был предоставлен земельный участок в аренду сроком на 49 лет для размещения торгового центра по <адрес> (л.д. 30-37).
Согласно акту проверки Чеховской городской прокуратуры от 09.02.2010 года торговый центр ООО «Атак» представляет собой двухэтажное здание общей площадью около <данные изъяты>.м, указанное здание располагается на земельном участке общей площадью около <данные изъяты> кв.м.
В соответствии с информацией Чеховского отдела Управления Росреестра по Московской области право собственности на недвижимое имущество - здание по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, не зарегистрировано.
Согласно ч. 1 ст. 49 ГрК РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, подлежат государственной экспертизе за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с ч. 2 ст. 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство.
Статьей 55 ГрК РФ установлено, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объёме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, смонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учёт построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учёта реконструированного объекта капитального строительства. В разрешении на ввод объекта в эксплуатацию должны быть отражены сведения об объекте капитального строительства в объёме, необходимом для осуществления его государственного кадастрового учёта. Состав таких сведений должен соответствовать установленным в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" требованиям к составу сведений в графической и текстовой частях технического плана.
Согласно информации ГУ Госстройнадзора по Московской области, администрации Чеховского муниципального района, администрации г. Чехова Чеховского муниципального района ответчику ООО «Атак» разрешения на строительство и ввод объекта в эксплуатацию здания по вышеуказанному адресу не выдавались, что подтверждается письменными материалами настоящего гражданского дела. Доказательств обратного представителем ответчика суду представлено не было.
Таким образом, эксплуатация здания, не введённого надлежащим образом в эксплуатацию, и осуществление в нём предпринимательской деятельности, являются незаконными и создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Установленные нарушения ответчиком требований градостроительного законодательства, по мнению суда, создают угрозу безопасности, жизни и здоровью лиц, работающих в здании ООО «Атак», и неопределенного круга лиц - посетителей магазина.
В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье отнесены к нематериальным благам, подлежащим защите в соответствии с ГК РФ.
Статьёй 12 ГК РФ в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусмотрено пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причинённый вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
Вместе с тем, по мнению суда, истцом не были представлены относимые, допустимые и достаточные в своей совокупности и взаимосвязи доказательства, свидетельствующие о нарушении ответчиком при эксплуатации торгового центра требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства РФ.
Согласно же ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ст. 57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им предоставить дополнительные доказательства. В случае, если предоставление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по ходатайству оказывает содействие в собирание и истребовании доказательств.
С учётом установленных обстоятельств и приведённых норм действующего законодательства суд считает подлежащими частичному удовлетворению заявленные исковые требования Чеховского городского прокурора.
На основании изложенного, ст.ст. 12, 150, 1065 ГК РФ, 49, 51, 55 ГрК РФ и руководствуясь ст.ст. 56, 57, 67, 98, 194-198 и 233-237 ГПК РФ, суд
решил:
1. Исковое заявление Чеховского городского прокурора Московской области, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к ООО «Атак» - удовлетворить частично.
2. Признать деятельность ответчика ООО «Атак» в здании, не введённом в эксплуатацию и расположенном по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, незаконной.
3. Обязать ООО «Атак» приостановить осуществление любой деятельности в здании, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, до введения объекта по данному адресу в эксплуатацию.
4. В удовлетворении остальной части иска отказать.
5. Взыскать с ООО «Атак» государственную пошлину в доход бюджета Чеховского муниципального района Московской области в сумме <данные изъяты>
Ответчик вправе подать в Чеховский городской суд заявление об отмене настоящего заочного решения суда в течение 7 дней со дня вручения ему копии данного решения.
Кроме того, настоящее заочное решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Московский областной суд через Чеховский городской суд в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене данного решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение 10 дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий судья В.В. Мирошкин