о признаиирешения жилищной комиссии незаконным



                                             Дело Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Чехов, Московской области                                                                                "ДД.ММ.ГГГГ

        Чеховский городской суд Московской области в составе:

председательствующего Гурова С.Г.,

с участием адвоката Антонюк А.М.,

при секретаре ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3, ФИО4, ФИО1, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО2 к войсковой части 03863, ФГКЭУ «202 КЭЧ района» Минобороны РФ о признании незаконными действия жилищной комиссии, восстановлении в списке нуждающихся в получении жилого помещения, признании права на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства,

У С Т А Н О В И Л:

Истцы обратились в суд с уточненными исковыми требованиями к ответчикам о признании незаконными действия командира войсковой части, жилищной комиссии войсковой части 03863, по исключению в 2006 году ФИО3 и членов его семьи- ФИО1, ФИО4, несовершеннолетнюю ФИО2 из единого списка очередников войсковой части 03863 на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий), признании ФИО3 и членов его семьи: ФИО4, ФИО1 и несовершеннолетнюю ФИО2 нуждающимися в получении жилого помещения, в избранном месте жительства за пределами военного городка войсковой части 03863 с момента увольнения ФИО3 - с сентября 2005 года.

ФИО7 в судебном заседании в обосновании своих исковых требований пояснил, что проходил военную службу в войсковой части 03863 по контракту, заключенному ДД.ММ.ГГГГ. В период прохождения военной службы, решением жилищной комиссии войсковой части 03863 от ДД.ММ.ГГГГ вместе с семьей в составе 4-х человек (жена, сын и дочь) был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условия, поскольку проживал на территории закрытого военного городка, в квартире площадью 27.3 кв.м. Признание его, и его семьи, нуждающимися, в улучшении жилищных условий, и включения в список лиц, очередников, подтверждается жилищной комиссии войсковой части 03853, протоколом от ДД.ММ.ГГГГ. Он и члены его семьи были включены в список очередников войсковой части 03863 п/о Чернецкое на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) и по состоянию на ноябрь 2004года под № 14. На основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ, имея выслугу лет 24 года, по истечении контракта, он был уволен в запас (подполковником) из рядов Вооруженных сил РФ с оставлением в списке очередников воинской части 03863 на улучшение жилищных условий. При увольнении из вооруженных сил жилое помещение ему и его семье за пределами закрытого военного городка жилое помещение не предоставлялось. По состоянию на январь 2006 года он также находился в списке очередников нуждающихся в получении жилого помещения войсковой части 03863 под № 11. При этом, полагает, что сможет реализовать свои правомочия, на получение квартиры и после окончания военной службы, поскольку законодатель в ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» гарантировал военнослужащим, выполнивших возлагавшиеся на них по контракту обязанности военной службы, предоставление жилых помещений и определил формы обеспечения их жильем (за счет средств федерального бюджета органами исполнительной власти). ДД.ММ.ГГГГ по решению жилищной комиссии войсковой части 03863 (протокол ), после его увольнения, ему и его семье была предоставлена служебная трехкомнатная квартира общей площадью 63,0 кв.м, расположенная на территории закрытого военного городка, с определенным сроком пользования на период до ДД.ММ.ГГГГ. При этом, он был в устной форме информирован, что состоит в списке очередников, нуждающихся в получении жилого помещения, а предоставление служебного жилья является временным, до получения жилого помещения в соответствии с законом. Распоряжением Правительства №\1514 -Р от 04.11.2006 года военный городок-Чехов-7 был исключен из перечня закрытых военных городков. В 2010 году он обратился в суд с иском, о признании незаконным решения жилищной комиссии войсковой части 03863 от ДД.ММ.ГГГГ, в части выделении ему служебной квартиры, с определенным сроком пользования, так как, по истечении нескольких лет, после его увольнения, он и его семья, так и не были обеспечены жилым помещением, по избранному месту жительства. Его требования были обоснованы, поскольку получение служебного жилья не соответствовало Постановлению правительства РФ № 487 «Об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими», так как жилищный договор заключается на срок действия контракта о прохождении военной службы и по окончании срока действия контракта жилищный договор прекращает свое действии. Решение по его заявлению было принято Московским областным судом ДД.ММ.ГГГГ (дело ). Его исковые требования удовлетворены. За ним и его семьей признано право пользования жилым помещением (квартирой), расположенной на территории войсковой части на условиях договора социального найма. В конце января 2011 года ему стало известно, что он был исключен из единого списка лиц нуждающихся в получении жилого помещения, в связи с получением служебной квартиры. Он не был приглашен, и не извещен жилищной комиссией войсковой части 03863, об исключении его из списка очередников, поэтому пришел к выводу, что указанное решение не принималось жилищной комиссии, а состоялось произвольное исключение из списка очередников, и этот список был впоследствии утвержден командиром войсковой части 03863 без соответствующей проверки. Его обращение (в январе 2011 года) к командиру войсковой части, о восстановлении его и членов его семьи в списке очередниковвойсковой части 03863 нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) по состоянию на 2006г под №11, оставлено без удовлетворения, по мотиву, что жилищная комиссия ликвидирована и не действует. Заявление, адресованное в 202 КЭЧ района о восстановлении его в списке очередников, также отклонено, поскольку включение лиц в список нуждающихся в жилплощади и включение в компьютерную базу «УЧЕТ» Министерства обороны осуществляется на основании списка, утвержденного командиром войсковой части, который направляется командованием войсковой части в 202 КЭЧ района. В связи с чем, из списка очередников в результате действий командования войсковой части 03863. и жилищной комиссии, он и его семья были исключены без принятия какого-либо официального решения. Этот вывод усматривается из письменного сообщения 202 КЭЧ района от февраля 2011 года. В письме нет указания, что по данному вопросу состоялось решение жилищной комиссии. Полагаем, что действиями жилищной комиссии войсковой части 03863, командира воинской части и 202 КЭЧ района существенным образом ущемлены его жилищные права. Данных о том, что он дал согласие на увольнение с военной службы без предоставления жилого помещения в избранном месте жительства не имеется. Не имеется также данных, что он и его семья числились только на получение служебного жилья. Считает, что действия ответчиков незаконными, нарушающими гарантированное ему государством право на предоставление жилого помещения при увольнении с Вооруженных сил РФ по договору социального найма в избранном месте жительства.

В соответствии с п.1 ст.15 ФЗ от 27.05.1998 года «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим, увольняемым с военной службы по достижении им предельного возраста пребывания на службе или в связи с организационными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 20 лет и более, предоставление в собственность жилых помещений по избранному постоянному месту жительства в порядке определяемом Федеральными законами или иными нормативными актами. О том, что реализация права на жилище непосредственно связана с реализацией другого закрепленного в Конституции Российской Федерации права - на выбор места жительства (ст. 27), указано в пункте. 3.2 Постановления Конституционного суда РФ/от 05.03.2007года № 5-П, которое его семья и он, не могут реализовать из-за незаконных действий ответчиков. Действия командира войсковой части 03863, жилищной комиссии, которая фактически произвольно, без принятия решения в установленном порядке, и без уведомления меня об этих действиях исключила в 2006 году его и его семью, из единого списка нуждающихся в жилье лиц, не соответствуют закону и правовым актам, регулирующим порядок учета военнослужащих, уволенных с военной службы в запас или отставку. ( утвержденным Постановлением Правительства РФ № 1054 от 06.09.1998г (пп.» г» пункта 7 Правил). Таким нормативным актом является также Приказ Министра обороны РФ от 15.02.2000г № 80, утвердивший инструкцию о порядке обеспечения жилыми помещениями в вооруженных силах РФ и Примерное положение о жилищных комиссиях, которые нарушены ответчиками.

В пункте 25 Инструкции установлено: «Военнослужащие, которые в соответствии со статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" могут обеспечиваться жилыми помещениями по договорам социального найма,признаются нуждающимися в получении жилых помещений по договорам социального найма по основаниям, определенным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. В войсковой части существовал единый список лиц нуждающихся в улучшении жилищных условий. Отдельного списка на получение служебного жилья не имелось.

Согласно пункту 30 Инструкции (Приказ Министра обороны № 80 от 15.02.2000), КЭЧ района вправе возвратить представленные списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) для повторного рассмотрения жилищной комиссиейвоинской части, если в них включены военнослужащие с нарушением жилищного законодательства. Законных оснований для исключения его и членов его семьи из списка лиц у жилищной комиссии войсковой части 03863 не имелось. Повторное рассмотрение вопроса о законных оснований нахождения его в списке лиц нуждающихся в жилом помещении жилищной комиссией с 2006 г по 2010 год не осуществлялось.

Согласно закона ФЗ от 29.12.2004г № 189 «О введении в действие жилищного кодекса Российской Федерации» все граждане принятые на учет до 1 марта 2005г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма сохраняют право стоять на данном учете до получения им жилых помещений по договорам социального найма.

Кроме того, согласно п. 13 Инструкции «военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные, на момент увольнения с военной службы жилыми - помещениями, не могут быть исключены, без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы, и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации».

Таким образом, на момент увольнения с Вооруженных сил РФ, имея выслугу лет 24 года, он и члены его семьи, признаны нуждающимся в улучшении жилищных условий, что подтверждается протоколом заседания жилищной комиссии войсковой части 03863 от 2004года, списком очередников по состоянию на 2006 год, поэтому он в праве быть обеспеченными жильем по договору социального найма, в силу ст. 15 ФЗ « О статусе военнослужащих» по избранному месту жительства в Московской области.

Считает, что изменение статуса квартиры по решению суда, в обособленном военном городке, в котором в настоящее время проживает он, и члены его семьи, не свидетельствует, что федеральные органы исполнительной власти (Министерство обороны) выполнили возложенные на них законодателем обязательства по обеспечению квартиры военнослужащего, при увольнении, в избранном месте жительства. Право на выбор места жительства они были лишены.

Истец - ФИО1, действуя в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО2 в судебном заседании поддержала уточненные исковые требования в полном объеме и подтвердила обстоятельства, изложенные предыдущим истцом.

Представитель истцов в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала и пояснила, что в 2005г. у ФИО3 закончился контракт. Его семье предоставили служебную квартиру, в которой они сейчас проживают. Они считали, что временно занимают эту квартиру и ждали другого жилого помещения, так как сроки в законодательстве о военнослужащих не оговорены. В январе 2006г. ФИО3 находился в списке очередников под номером 11, однако, без его уведомления, ФИО3 исключили из списка. С 2005г. ФИО3 имеет право на жилое помещение - об этом говорит законодательство (закон «О статусе военнослужащих», разъяснение Конституционного суда №5 от 05.04.2007г., Постановление Конституционного суда от 01.11.2007г.). В 2006г. ФИО3 уже не был военнослужащим, однако он имеет право на получение жилого помещения по избранному месту жительства.

Ответчик - представитель в/части 03863 в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме.

ФИО8 в судебное заседание не явился, хотя надлежащим образом был извещен о месте и времени рассмотрения дела, направив в адрес суда заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объеме.

Ответчик - представитель 202 КЭЧ района в судебное заседание не явился, хотя надлежащим образом был извещен о месте и времени рассмотрения дела.

            3-е лицо - представитель органа опеки и попечительства в судебное заседание не явился, хотя надлежащим образом был извещен о месте и времени рассмотрения дела.

            При таких обстоятельствах, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся вышеуказанных лиц.

            Проверив материалы дела, выслушав мнения сторон, адвоката ФИО5, суд находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению.

            Согласно ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

           Судом установлено, что ФИО3 на основании протокола заседания жилищной комиссии войсковой части 03863 от ДД.ММ.ГГГГ(л.д.24) был признан с семьей в составе четырех человек ( сам, супруга, сын, дочь, 1996 г.р.,) нуждающимся в улучшении жилищных условий.

          Согласно решения жилищной комиссии в/ч 03863 от ДД.ММ.ГГГГ (протокол ), после увольнения ФИО3, была предоставлена ему и его семье служебная трехкомнатная квартира, общей площадью 63,0 кв.м., расположенная на территории закрытого военного городка, с определенным сроком пользования на период до ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с п.1 ст. 15 ФЗ от 27.05.1998года «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим, увольняемым с военной службы по достижении им предельного возраста пребывания на службе или в связи с организационными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 20 лет и более, предоставление в собственность жилых помещений по избранному постоянному месту жительства в порядке определяемом Федеральными законами или иными нормативными актами.

Установлено, что реализация права на жилище непосредственно связана с реализацией другого закрепленного в Конституции Российской Федерации права - на выбор места жительства (ст. 27), указано в пункте 3.2 Постановления Конституционного суда РФ/от 05.03.2007года № 5-П, которое ФИО3 и члены его семьи, не могут реализовать из-за незаконных действий командира войсковой части 03863, жилищной комиссии, которые произвольно, без принятия решения в установленном порядке, и без уведомления ФИО3 об этих действиях исключила в 2006 году его и его семью, из единого списка нуждающихся в жилье лиц, не соответствуют закону и правовым актам, регулирующим порядок учета военнослужащих, уволенных с военной службы в запас или отставку (утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (пп.» г» пункта 7 Правил). Таким нормативным актом является также Приказ Министра обороны РФ от 15.02.2000г № 80, утвердивший инструкцию о порядке обеспечения жилыми помещениями в вооруженных силах РФ и Примерное положение о жилищных комиссиях, которые нарушены ответчиками.

В соответствии с п.25 Инструкции установлено, что военнослужащие, которые в соответствии со статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" могут обеспечиваться жилыми помещениями по договорам социального найма,признаются нуждающимися в получении жилых помещений по договорам социального найма по основаниям, определенным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. В войсковой части существовал единый список лиц нуждающихся в улучшении жилищных условий. Отдельного списка на получение служебного жилья не имелось.

Согласно пункту 30 Инструкции (Приказ Министра обороны № 80 от 15.02.2000), КЭЧ района вправе возвратить представленные списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) для повторного рассмотрения жилищной комиссиейвоинской части, если в них включены военнослужащие с нарушением жилищного законодательства. Законных оснований для исключения ФИО3 и членов его семьи из списка лиц у жилищной комиссии войсковой части 03863 не имелось. Повторное рассмотрение вопроса о законных оснований нахождения ФИО3 в списке лиц нуждающихся в жилом помещении жилищной комиссией с 2006 года по 2010 год не осуществлялось.

В соответствии с федеральным законом ФЗ от 29.12.2004г № 189 «О введении в действие жилищного кодекса Российской Федерации» все граждане принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма сохраняют право стоять на данном учете до получения им жилых помещений по договорам социального найма.

Также, согласно п. 13 Инструкции «военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные, на момент увольнения с военной службы жилыми - помещениями, не могут быть исключены, без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы, и обеспечиваются жилыми помещениями, в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации».

Кроме того, на момент увольнения с Вооруженных сил РФ, имея выслугу лет 24 года, ФИО3 и члены его семьи, признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, что подтверждается протоколом заседания жилищной комиссии войсковой части 03863 от 2004 года, списком очередников по состоянию на 2006 год, поэтому ФИО3 имеет право быть обеспеченными жильем по договору социального найма, в силу ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих» по избранному месту жительства в Московской области.

При таких обстоятельствах, иск подлежит удовлетворению в полном объеме.

        При этом, суд принимает признание иска представителем ответчика в/части 03863, поскольку эти действия не противоречат закону, и не нарушают права и законные интересы других лиц.

       Руководствуясь Федеральным Законом №76 от 27.05.1998г. «О статусе военнослужащих», ст. 51 ЖК РФ, ст. ст. 39, 173, 167, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

         Исковые требования ФИО3, ФИО4, ФИО1, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО2 - удовлетворить полностью.

        Признать незаконными действия командира войсковой части, жилищной комиссии войсковой части 03863, по исключению в 2006 году ФИО3 и членов его семьи - ФИО1, ФИО4, несовершеннолетнюю ФИО2 из единого списка очередников войсковой части 03863 на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий).           

        Признать ФИО3 и членов его семьи: ФИО4, ФИО1 и несовершеннолетнюю ФИО2 нуждающимися в получении жилого помещения, в избранном месте жительства за пределами военного городка войсковой части 03863 с момента увольнения ФИО3, то есть с сентября 2005 года.

         Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Чеховский городской суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий                             подпись                                 С.Г. Гуров