Именем Российской Федерации Заочное решение г. Чехов Московской области ДД.ММ.ГГГГ Чеховский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Мирошкина В.В. при секретаре ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по уточнённому иску ФИО1 к Министерству обороны РФ и ГУ «Войсковая часть 21045» об обязании путём капитального ремонта привести жилое помещение в соответствии с проектной документацией, признании жилого помещения непригодным для проживания и освобождении от оплаты коммунальных услуг, установил: истец предъявил в суд с уточнённый иск к ответчикам, в котором просит обязать их путём капитального ремонта привести его жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в соответствие с проектной документацией и нормальными условиями проживания, признать указанное жилое помещение непригодным для проживания и освободить от оплаты коммунальных услуг за пользование данным жилым помещением с ДД.ММ.ГГГГ. В судебном заседании в обоснование уточнённых исковых требований истец пояснил, что он является пенсионером по выслуге лет, уволен в запас по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, приказом начальника связи Вооружённых Сил Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ. При увольнении, в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) ему было предоставлено во владение и пользование жилое помещение войсковой частью 21045 по адресу: <адрес>, согласно договору социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ. Квартира расположена на мансардном этаже пятиэтажного кирпичного дома. В процессе проживания в данном жилом помещении им были выявленные следующие дефекты: протекание кровли, промерзание стен, появление грибка на стенах, температурный баланс не соответствует требованиям санитарных норм, что очень негативно сказывается на проживании в данном жилом помещении. Направление в адрес наймодателя - войсковую часть 21045 обоснованных жалоб, результатов не дали. Мер по устранению данных дефектов принято не было. ДД.ММ.ГГГГ от жильцов мансардного этажа была направлена жалоба военному прокурору Чеховского гарнизона на действия должностных лиц войсковой части 21045, связанная с неисполнением обязанностей по надлежащему содержанию общего имущества, т.е. жилого многоквартирного дома по вышеуказанному адресу. В ходе проведённой прокурорской проверки установлено, что жилой <адрес>, построен согласно договору подряда № от ДД.ММ.ГГГГ, заключённому между Министерством обороны РФ в лице войсковой части 92860 (заказчик) и ОАО «494 УНР» (подрядчик). ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с разрешением № № на ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ, подписанным войсковыми частями 92860 и 21045, войсковая часть 21045 с ДД.ММ.ГГГГ является балансодержателем данного жилого дома. При этом установлено, что командиром войсковой части 21045 в ДД.ММ.ГГГГ г. в нарушение ст. 26 Федерального закона «О статусе военнослужащих», п. 28 Положения «Квартирно-эксплуатационной службы и квартирном довольствии Советской Армии и Военно-Морского Флота», соответствующая проверка качества выполненных строительных работ при приёме жилого дома в эксплуатацию, должным образом организована не была, в результате чего квартиры мансардного этажа указанного дома, а именно: №№ 20, 21, 22, 23, 43, 45, 46, 66, 67, 69, были приняты в эксплуатацию с имеющимися строительными дефектами. В марте 2010 года по поручению военной прокуратуры Чеховского гарнизона в рамках проводимой прокурорской проверки специалисты Центра финансирования специальных программ МО РФ провели обследование мансардного этажа <адрес>, в ходе которого были зафиксированы имеющиеся в нём неустранимые строительные дефекты, выявленные ранее (акт от ДД.ММ.ГГГГ, составленный комиссией в составе представителей ОАО «494 УНР», войсковых частей 92860 и 21045), о чём было вынесено соответствующее представление в адрес начальника Главного квартирно-эксплуатационного управления МО РФ. В ходе прокурорской проверки ДД.ММ.ГГГГ была проведена независимая экспертиза экспертом ЗАО «Независимое агентство строительных экспертиз» ФИО3 в присутствии представителя прокуратуры. Было установлено, что кровля выполнена со значительными нарушениями строительных норм и более дешёвыми строительными материалами, при строительстве потолочных перекрытий (вместо наружных трехслойных кирпичных стен изготовили деревянный каркас и обшили гипсокартонными листами без утеплителя, внутренние несущие стены, согласно данным проекта должны быть выполнены из бетона кл. В20 толщ. 160 мм, а также керамического пустотелого кирпича - выполнены из керамзитобетонных пустотелых блоков толщ. 90 мм, оконные проемы оборудованы оконными рамами с двойным остекленением вместо положенного тройного, подключение к системе вентиляции не произведено. По результатам, проведенной экспертизы было вынесено экспертное заключение, в котором квартиры, расположенные на мансардном этаже, в том числе и его, признаны непригодными для проживания людей, по причине недоброкачественного строительства, отступления от проектной документации. В соответствии со ст. 65 ЖК РФ и заключенным договором социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ Министерство Обороны РФ в лице войсковой части 21045, как наймодатель, обязано было передать ему жилое помещение, отвечающее требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным нормальным условиям проживания. Кроме того, наймодатель обязан: обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества, а также принимать участие в надлежащем содержании общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаём жилое помещение. В ДД.ММ.ГГГГ г. по данному вопросу он обращался в Министерство обороны РФ, однако вопрос установленным порядком разрешен до сих пор не был. Таким образом, действия Министерства обороны РФ и войсковой части 21045, связанные с предоставлением ему жилого помещения: <адрес> на мансардном этаже <адрес>, в состоянии, не отвечающем требованиям, предъявляемым к нормальным условиям проживания, являются незаконными. Бездействием Министерства обороны РФ нарушено его конституционное право на жилище ст. 40 Конституции РФ, в одно из условии реализации которого в соответствии со ст. 2 ЖК РФ входит обеспечение государственными органами соответствия жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. На основании изложенного просит удовлетворить его исковые требования в полном объёме. Представители ответчиков - Министерства обороны РФ и ГУ «ВЧ 21045», надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд своевременно не известили и не просили о рассмотрении дела в их отсутствие. При таких обстоятельствах суд счёл возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие не явившихся представителей ответчиков в порядке заочного производства, против чего истец не возражал. Заслушав объяснения истца и исследовав письменные материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующим выводам. Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в военную прокуратуру Чеховского гарнизона обратились с письменной жалобой жильцы мансардного этажа <адрес>, в том числе и истец ФИО1, проживающий по адресу: <адрес>, на действия должностных лиц войсковой части 21045, связанные с неисполнением обязанностей по надлежащему содержанию общего имущества названного многоквартирного дома и передачей ему жилого помещения, не отвечающего нормальным условиям проживания. В своей жалобе истец и другие жильцы также просили провести по изложенным им фактам прокурорскую проверку, что подтверждается объяснением истца и материалами как настоящего дела, так и гражданского дела №. Проведённой прокурорской проверкой установлено, что жилой <адрес> построен в рамках исполнения договора подряда № от ДД.ММ.ГГГГ, заключённого между Министерством обороны РФ в лице войсковой части 92860 (заказчик) и ОАО «УНР» (подрядчик). ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с разрешением на ввод объекта в эксплуатацию № № В, извещением от ДД.ММ.ГГГГ № об оплате стоимости работы и актом ввода в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ, подписанным войсковыми частями 92860 и 21045, указанный дом принят последней в эксплуатацию. В соответствии с перечисленными документами войсковая часть 21045 с ДД.ММ.ГГГГ является балансодержателем данного жилого дома. Указанные обстоятельства подтверждаются материалами прокурорской проверки, в том числе и документами по застройке указанного жилого дома (л.д. 9-12, 18-24, 25-63 данного гражданского дела и л.д. 16-25, 35-44, 49-52 гр. дела №). Судом установлено, что в нарушение ст. 26 ФЗ «О статусе военнослужащих», п. 28 Положения о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советской Армии и Военно-Морского Флота, соответствующая проверка качества выполненных строительных работ при приёме жилого дома должным образом организована не была, в результате чего квартиры мансардного этажа указанного дома были приняты в эксплуатацию с имеющимися строительными дефектами. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 и Министерство Обороны РФ в лице в/часть 21045 заключили договор социального найма № жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. С этого времени Министерство Обороны РФ в лице в/части 21045 стала наймодателем упомянутого жилого помещения, а ФИО1 его нанимателем (л.д. 9-12). В дальнейшем имеющиеся в занимаемой ФИО1 квартире строительные дефекты обусловили направление им и другими жильцами указанного дома в адрес командира в/части 21045 обоснованных жалоб, которые в установленном законом порядке разрешены не были. В связи с этим военной прокуратурой Чеховского гарнизона приняты меры прокурорского реагирования, в соответствии с ФЗ "О прокуратуре РФ" в ДД.ММ.ГГГГ года были внесены представления с требованиями устранить нарушения жилищных прав граждан на проживание и пользование помещениями жилого <адрес> (л.д. 27-34 гр. дела №). В соответствии с п. 7 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Федеральный орган исполнительной власти создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации. В состав комиссии включаются представители этого федерального органа исполнительной власти. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного федерального органа исполнительной власти. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации. В состав комиссии включаются представители этого органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций. К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса. Судом установлено, что в установленном законом порядке многоквартирный жилой <адрес> аварийным и подлежащим сносу или реконструкции признан не был, в связи с чем требование истца о признании его квартиры непригодной для проживания подлежит отказу в удовлетворении. Судом установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ года комиссией в составе представителей ОАО «494 УНР», войсковых частей 92860 и 21045 был произведен осмотр мансардного этажа <адрес>, в ходе которого зафиксированы имеющиеся дефекты ограждающих конструкций и кровли указанного этажа (л.д. 17 гр. дела 2-11462/11). Судом также установлено, что по результатам осмотра было принято решение об устранении выявленных недостатков на мансардном этаже дома, со сроком исполнения не позже ДД.ММ.ГГГГ. При этом к установленному сроку работы выполнены не были, вследствие чего в осенне-зимний период ДД.ММ.ГГГГ годов для нанимателей квартир, расположенных на данном этаже наступили негативные последствия, в виде несоответствия температурного режима в жилых помещениях санитарным нормам, образования грибка на стенах, промерзании стен, протекания кровли. Каких-либо действенных мер по приведению в надлежащее состояние жилого помещения ФИО1 войсковой частью 21045 до настоящего времени предпринято не было. Также ДД.ММ.ГГГГ ГУ Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" проводилась проверка использования, содержания, технической эксплуатации жилищного фонда помещений жилого <адрес>, в том числе и <адрес>, по результатам которой выявлены грубые нарушения (л.д.35-37 гр. дела №). Судом установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ года по поручению военной прокуратуры Чеховского гарнизона в рамках проводимой прокурорской проверки специалисты Центра финансирования специальных программ МО РФ провели обследование мансардного этажа <адрес>, в ходе которого зафиксированы имеющиеся в нём не устранённые строительные дефекты (л.д. 18-24). По результатам проведённой проверки военным прокурором Чеховского гарнизона в адрес начальника Главного КЭУ МО РФ внесено соответствующее представление. Также в ходе прокурорской проверки ДД.ММ.ГГГГ была проведена независимая экспертиза экспертом ЗАО «Независимое агентство строительных экспертиз» ФИО3 в присутствии представителя прокуратуры. Было установлено, что при обследовании мансардного этажа названного дома соответствующими специалистами выявлены нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а также требований СНиП. До настоящего времени ранее выявленные строительные дефекты и нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения по мансардному этажу <адрес>, и в частности по <адрес>, не устранены. При этом ФИО1 каких-либо действий по приведению своего жилого помещения в непригодное для проживания состояние не совершал, использовал его в соответствии с его предназначением. По результатам, проведённой экспертизы было вынесено экспертное заключение, в котором квартиры, расположенные на мансардном этаже, в том числе и квартира истца, признаны непригодными для проживания людей, по причине недоброкачественного строительства, отступления от проектной документации. Достигнуть выполнения требований нормативно-технической документации (СНиП и ГОСТ) без производства капитального ремонта с отселением жителей из квартир мансардного этажа <адрес> невозможно (л.д. 25-63). В соответствии со ст. 65 ЖК РФ и заключённым договором социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ Министерство обороны РФ в лице войсковой части 21045, как наймодатель, обязано было передать ФИО1 жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, отвечающее требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным нормальным условиям проживания. Кроме того, наймодатель обязан осуществлять капитальный ремонт данного жилого помещения, обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества, а также принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение. Согласно Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, к общему имуществу многоквартирного жилого дома относятся помимо прочего крыша, ограждающие несущие конструкции (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции). Судом установлено, что жилой <адрес> в муниципальную собственность от Министерства обороны РФ либо от соответствующих войсковых частей не передавался. Выявленные нарушения строительных норм и правил, требуют мер по капитальному ремонту как мансардного этажа жилого дома, что также установлено и в силу ст.ст. 13 и 61 ГПК РФ подтверждается вступившим в законную силу заочным решением Чеховского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 218-222 гр. дела №), так и <адрес>, занимаемой истцом по договору социального найма, что относится к ведению Минобороны РФ в лице ВЧ 21045. Таким образом, действия Министерство обороны РФ и ВЧ 21045, связанные с предоставлением истцу жилого помещения в состоянии, не отвечающем требованиям, предъявляемым к нормальным условиям проживания, а также их бездействие по поддержанию общего имущества -ограждающих конструкций, стен и крыши мансардного этажа указанного дома в надлежащем состоянии, являются незаконными. Бездействием ответчиков нарушено конституционное право истца на жилище, в одно из условий реализации которого в соответствии со ст. 2 ЖК РФ входит обеспечение государственными органами соответствия жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Как следствие, подлежит удовлетворению уточнённое требование истца об обязании ответчиков путём капитального ремонта привести его жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в соответствие с проектной документацией и нормальными условиями проживания. Вместе с тем требование истца об освобождении его от оплаты коммунальных услуг за пользование предоставленным ему жилым помещением с ДД.ММ.ГГГГ не подлежит удовлетворению, та как не основано на законе. В силу ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В соответствии со ст. 57 ГПК РФ, доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств. Представителями ответчиков суду не были представлены относимые, допустимые и достаточные в своей совокупности и взаимосвязи доказательства в опровержение доводов истца, признанных судом обоснованными. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 13, 56, 57, 61, 67, 194-198 и 233-237 ГПК РФ, суд решил: 1. Уточнённые исковые требования ФИО1 удовлетворить частично. 2. Обязать Министерство обороны РФ и ГУ «Войсковая часть 21045» путём капитального ремонта привести жилое помещение ФИО1 - <адрес> в соответствие с проектной документацией и нормальным условиям проживания. 3. В удовлетворении остальной части иска ФИО1 отказать. Ответчики вправе подать в Чеховский городской суд заявление об отмене настоящего заочного решения суда в течение 7 дней со дня вручения им копии данного решения. Кроме того, настоящее заочное решение может быть обжаловано сторонами в Московский областной суд через Чеховский городской суд в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиками заявления об отмене данного решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение 10 дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. Председательствующий судья В.В. Мирошкин