понуждение к заключению договора купли-продажи



Именем Российской Федерации

Решение

(мотивированное)

г. Чехов Московской области                                                   ДД.ММ.ГГГГ

Чеховский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Мирошкина В.В.

при секретаре ФИО2

с участием представителя истца по доверенности ФИО3

и представителя ответчика - администрации Чеховского муниципального района Московской области по доверенности ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Чеховского муниципального района Московской области о признании недействительным решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, обязании принять решение о передаче указанного земельного участка в собственность и понуждении к заключению договора купли-продажи данного земельного участка,

установил:

истец предъявил в суд иск к ответчику, в котором просит признать незаконным (недействительным) решение администрации Чеховского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ за исх. об отказе в предоставлении ему в собственность земельного участка с КН , площадью <данные изъяты> кв.м., находящегося по адресу: <адрес> категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: под размещение магазина, обязать ответчика принять решение о передаче указанного земельного участка в собственность и понудить ответчика заключить договор купли-продажи данного земельного участка.

В судебном заседании в обоснование заявленных исковых требований представитель истца пояснил, что истец ФИО1 владеет на праве собственности нежилым зданием общей площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес>. Под размещение магазина сформирован земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером . ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в администрацию Чеховского муниципального района Московской области с заявлением о приобретении в собственность спорного земельного участка под зданием магазина. ДД.ММ.ГГГГ истцом был представлен в администрацию полный пакет документов, необходимый для оформления прав на указанный земельный участок. Согласно приказу от 30.10.2007 г. Минэкономразвития РФ на заявление истца ДД.ММ.ГГГГ ответчик ответил отказом в приобретении в собственность земельного участка, мотивируя его тем, что отсутствует генеральный план и градостроительный регламент города Чехова. Считает отказ ответчика незаконным.

Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом и федеральным законом. В пункте 5 статьи 36 Земельного Кодекса Российской Федерации усмотрено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявление о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

В соответствии с пунктом 6 статьи 36 Земельного Кодекса Российской фации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

В пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным. Кроме того, в указанном пункте обращается внимание на то, что при рассмотрении споров, связанных с понуждением к заключению договора купли-продажи земельного участка, следует учитывать, что такой договор заключается в порядке, предусмотренном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ не допускается (отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Согласно пункту 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным (законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта. Поскольку Администрация указывает в своем отказе об отсутствии разработанной градостроительной документации, указанное обстоятельство не может являться основанием для отказа в передаче земельного участка в собственность владельца недвижимости.

Представитель ответчика - администрации Чеховского муниципального района Московской области исковые требования не признал по тем основаниям, что согласование выкупа указанного земельного участка не представляется возможным до согласования и утверждения в установленном порядке генплана и градостроительных регламентов, правил землепользования и застройки города Чехова. Кроме того, полагает, что данный спор подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Представитель третьего лица - ФБУ «Кадастровая палата» по Московской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, от представителя третьего лица в адрес с уда поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

При таких обстоятельствах суд определил возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.

Заслушав объяснения представителей сторон и исследовав письменные материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что истец является собственником нежилого здания общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Право собственности истца на указанное здание зарегистрировано в установленном законом порядке (л.д. 24).

Под размещение магазина сформирован земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., который поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: под размещение магазина, что подтверждается выпиской из ЕГРП (л.д. 16), кадастровым паспортом на земельный участок (л.д. 25-27).

Указанный земельный участок был передан ответчиком истцу в аренду до ДД.ММ.ГГГГ г., что подтверждается договором аренды от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.51), выпиской из ЕГРП (л.д.16), дополнительным соглашением к договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.54-57), расчетами арендной платы (л.д.53,58).

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в администрацию Чеховского муниципального района Московской области с заявление о приобретении в собственность земельного участка под зданием магазина (л.д.18).

ДД.ММ.ГГГГ истцом был представлен в администрацию полный пакет документов, необходимый для оформления прав на указанный земельный участок согласно приказу от 30.10.2007 г. Минэкономразвития РФ (л.д. 19).

ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал истцу в приобретении в собственность спорного земельного участка, мотивируя свой отказ отсутствием генерального плана и градостроительного регламента г. Чехова (л.д. 20, 21, 22, 23).

Вместе с тем суд считает данный отказ незаконным, так как согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом и федеральным законом. В пункте 5 статьи 36 ЗК РФ предусмотрено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявление о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

В соответствии с пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Суд считает, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным. Кроме того, при рассмотрении споров, связанных с понуждением к заключению договора купли-продажи земельного участка, следует учитывать, что такой договор заключается в порядке, предусмотренном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

В силу пункта 4 статьи 445 ГК РФ, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

Согласно пункту 4 статьи 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

По мнению суда, необходимо оценивать доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным (законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.

Поскольку ответчик в качестве основания для отказа указывает на отсутствие разработанной градостроительной документации, данное обстоятельство, по мнению суда, не может являться основанием для отказа в передаче земельного участка в собственность владельца недвижимости.

С учётом установленных обстоятельств суд считает, что истец как собственник нежилого здания общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, имеет исключительное право на приватизацию данного земельного участка.

Доводы представителя ответчика о невозможности передаче в собственность (купли-продажи) указанного земельного участка истцу суд считает несостоятельными, поскольку представителем ответчика доказательства, подтверждающие, что испрашиваемый земельный участок изъят или ограничен в обороте, либо имеет запрет на приватизацию, установленную федеральным законом и не может быть предоставлен в собственность истца, суду не представлены, наличие задолженности истца по арендной плате за указанный земельный участок представителем ответчика так же не представлено, в связи с чем суд полагает, что то обстоятельство, как отсутствие разработанной градостроительной документации, не может являться основанием для отказа в передаче указанного земельного участка в собственность истца - как собственника объекта недвижимости.

         В соответствии с пунктом 4 статьи 445 ГК РФ, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

Также суд не может согласиться с доводом представителя ответчика о том, что настоящее дело подлежит рассмотрению и разрешению в порядке арбитражного судопроизводства, так как истец снят с учёта в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 62).

С учётом установленных обстоятельств и приведённых норм действующего в РФ законодательства, суд считает исковые требования истца подлежащими удовлетворению в полном объёме.

На основании изложенного, ст.ст. 445 ГК РФ, 35, 36 ЗК РФ и руководствуясь ст.ст. 56, 57, 67, 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

1. Исковые требования ФИО1 удовлетворить полностью.

2. Признать незаконным (недействительным) решение администрации Чеховского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ за исх. об отказе в предоставлении ФИО1 на праве собственности земельного участка с КН , площадью <данные изъяты> кв.м, находящегося по адресу: <адрес>», категории земель: земли населённых пунктов, с видом разрешённого использования: под размещение магазина.

3. Обязать администрацию Чеховского муниципального района Московской области принять решение о предоставлении ФИО1 на праве собственности земельного участка с КН , площадью <данные изъяты> кв.м, находящегося по адресу: <адрес> категории земель: земли населённых пунктов, с видом разрешённого использования: под размещение магазина и понудить администрацию Чеховского муниципального района Московской области заключить со ФИО1 договор купли-продажи вышеупомянутого земельного участка, для чего в месячный срок со дня вступления в законную силу настоящего решения суда направить ФИО1 проект указанного договора купли-продажи.

Настоящее решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд через Чеховский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий судья                                                           В.В. Мирошкин

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья                                                                                                     В.В. Мирошкин