решение о признании отказа в регистрации незаконным, обязании провести регистрационные действия



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 октября 2011 года                                                                                                          г. Чехов

Чеховский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Геберт Н.В.

при секретаре Балашовой И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фурсовой Е.В, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании отказа незаконным, об обязании проведения государственной регистрации договора аренды,

УСТАНОВИЛ:

Фурсова Е.В. обратилась в суд с уточненными исковыми требованиями к ответчику о признании незаконным отказа ответчика произвести государственную регистрацию договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка площадью <данные изъяты> с КН , расположенного по адресу: <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ года; и об обязании ответчика произвести государственную регистрацию данного договора аренды земельного участка по вышеуказанному адресу, заключенного между нею и администрацией Чеховского района.

В судебном заседании истица уточненные исковые требования поддержала и в их обоснование пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ между нею и администрацией Чеховского муниципального района был заключен договор аренды земельного участка площадью <данные изъяты> по вышеуказанному адресу. При этом ей было выдано постановление Главы администрации Чеховского района от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении ей в аренду вышеуказанного земельного участка сроком на 5 лет и о заключении договора аренды. После сбора всех документов, в апреле 2011 года она обратилась к ответчику с заявлением о государственной регистрации права договора аренды на вышеуказанный земельный участок. Сначала, ДД.ММ.ГГГГ, ответчик приостановил государственную регистрацию договора аренды, предложив ей устранить недостатки, а именно представить сведения о соблюдении процедуры публичности, сроком на 1 месяц. После этого она представила справку из администрации Чеховского района, а так же распечатку из официального сайта Администрации Чеховского муниципального района о соблюдении правил публичности. Однако ответчик ДД.ММ.ГГГГ отказал ей в регистрации вышеназванного договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, по тем основаниям, что ею не соблюдена процедура публичности. На регистрацию договора аренды она представила все документы: заявление, кадастровый паспорт земельного участка, кадастровую выписку, договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ, постановление Главы администрации Чеховского района от ДД.ММ.ГГГГ, справку администрации Чеховского района, согласие супруга на заключение договора аренды. В связи с чем, считала отказ ответчика от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, поскольку процедура публичности была соблюдена, в интернете на сайте администрации Чеховского района было опубликовано объявление о торгах. Она пользуется земельным участком площадью <данные изъяты> в д. Новоселки, предоставленным ей Администрацией Чеховского района на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, она за свой счет сделала там дорогу, участок находится вблизи реки, приезжали экологи и никаких нарушений не нашли. Участок находится в пределах деревни, это земли населенных пунктов. Она заявление не публиковала.

Представитель ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - УФСГРКиК по Московской области) по доверенности ФИО9 в судебном заседании исковые требования не признал, при этом пояснил, что действительно к ним обратилась истица для государственной регистрации сделки, а именно договора аренды. Постановлением Главы администрации Чеховского района от ДД.ММ.ГГГГ истице был предоставлен в аренду земельный участок для ведения садоводства. В качестве основания для регистрации был заявлен договор аренды. Согласно вышеуказанного постановления вышеуказанный земельный участок предоставляется в аренду в соответствии со ст. 34 ЗК РФ - порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, не связанных со строительством. Имеется разъяснение, что садовый участок - это участок для выращивания плодовых, овощных культур с правом возведения жилого строения. Согласно ФЗ № 122-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной регистрации прав…» на земельном участке, предназначенном для ведения садоводства, предусмотрено право собственности на созданный объект недвижимого имущества. Вместе с тем, согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ граждане имеют право на регистрацию по месту жительства на земельных участках, расположенных на землях населенных пунктов. Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель находящихся в государственной или муниципальной собственности предусмотрен ст. 30 ЗК РФ. В соответствии с данной статьей продажа земельных участков осуществляется на аукционах. Порядок проведения торгов, конкурсов оговорен в том же Земельном кодексе РФ в ст. 38, 38 прим.1 ст. 38 прим. 2. В составе документов, которые представила истица для регистрации права, отсутствуют сведения о проведении торгов. Считают, доводы истицы необоснованными и не подтвержденными никакими нормами действующего законодательства, в связи с чем просили в иске отказать. Справка Администрации Чеховского муниципального района о соблюдении публичности не является документом. Орган местного самоуправления должен опубликовать объявление в издании. Гражданин вправе попросить земельный участок, но не для садоводства. В отказе сказано о том, что необходимо соблюсти публичность. Они подавали запросы в администрацию Чеховского район и получили ответ, что недостаточно сведений для получения ответа на их запрос.

Представитель ответчика УФСГРКиК по Московской области по доверенности ФИО10 в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным предыдущим представителем.

Представитель третьего лица Администрации Чеховского муниципального района Московской области в судебном заседании исковые требования Фурсовой Е.В. поддержал. Считал, что размещение информации на официальном сайте является соблюдением процедуры публичности. В отказе ответчика не было указано на ст. 30 ЗК РФ. Истице не просила Администрацию района предоставить ей землю под строительство, земельный участок ей был предоставлен для ведения садоводства, а не для строительства, они не могут заставить гражданина строится, если он не хочет. Ему не известно, имеется ли в договоре аренды ли ссылка на то, что участок предоставляется истице без права строительства. Постановление Главы Администрации Чеховского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ и договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ в настоящее время никем не оспорены.

Заслушав пояснения истицы, представителей ответчика, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

Судом установлено, что постановлением Главы Чеховского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории площадью <данные изъяты> га, расположенного на землях населенных пунктов по адресу: Московская область, Чеховский район, <адрес>, для садоводства (л.д. 26).

Постановлением Главы Администрации Чеховского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ указанный выше земельный участок площадью <данные изъяты>, с кадастровым номером , расположенный на землях населенных пунктов, по адресу: Московская область, Чеховский район, <адрес>, для ведения садоводства был предоставлен в аренду сроком на 5 лет истице Фурсовой Е.В.; и был решен вопрос о заключении с Фурсовой Е.В. договора аренды указанного земельного участка площадью <данные изъяты> с Администрацией Чеховского муниципального района (л.д. 21-21об.).

ДД.ММ.ГГГГ между Фурсовой Е.В. и Администрацией Чеховского муниципального района Московской области был заключен договор аренды земельного участка площадью <данные изъяты>, с кадастровым номером , по вышеуказанному адресу (л.д. 14-16, 17).

Согласно п. 1.2. вышеназванного договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок предоставлен арендатору для осуществления арендатором следующих видов деятельности (разрешенный вид использования): для ведения садоводства.

ДД.ММ.ГГГГ Фурсова Е.В, обратилась в УФСГРКиК по Московской области с заявлением о государственной регистрации сделки - договора аренды земельного участка по вышеуказанному адресу (л.д. 49, 50).

Из материалов регистрационного дела усматривается, что к данному заявлению Фурсовой Е.В. для регистрации договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ года были представлены следующие документы: кадастровый паспорт земельного участка, договор аренды, постановление Главы Чеховского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ , нотариально заверенное согласие ее супруга на совершение сделки, справа Администрации Чеховского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ о том, что земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м, с кадастровым номером , до разграничения земель находится в государственной собственности (л.д. 49-62).

ДД.ММ.ГГГГ УФСГРКиК по Московской области было вынесено решение о приостановлении государственной регистрации сделки - договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ по тем основаниям, что порядок предоставления земельный участок для строительства из находящихся в государственной муниципальной собственности предусмотрен ст. 30 ЗК РФ, в соответствии с данной статьей предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов. В соответствии со ст. 30.1 ЗК РФ земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, без предварительного размещения объекта. В соответствии со ст. 25.2 Закона о регистрации на земельном участке, предназначенном для ведения садоводства, предусмотрена регистрация права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство. Объект недвижимого имущества, регистрация прав на который осуществляются в соответствии с данной статьей, могут иметь назначение - жилое. В соответствии с абзацем 2 ст. 1 Постановления Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ граждане имеют право на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенных пунктов. Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа прав, заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных п.п. 2 п. 1 ст. 24, п. 2.1. ст. 30 и п. 27 ст. 38.1 ЗК РФ. Порядок проведения торгов (конкурсов, аукционов) на приобретение земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора аренды такого земельного участка определен ст.ст. 38, 38.1., 38.2 ЗК РФ. Однако в составе представленных истицей документов отсутствуют документы, подтверждающие соблюдение процедуры публичности предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе: сведения о проведении торгов, сведения о публичности сообщений о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка в средствах массовой информации, в связи с чем Фурсовой Е.В. ответчиком было рекомендовано в срок до окончания срока приостановления государственной регистрации представить документы, подтверждающие соблюдение процедуры публичности предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе: сведения о публикации сообщений о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка в средствах массовой информации; документы, подтверждающие соблюдение порядка предоставления в аренду земельного участка с установленными границами, публикацию сообщения в средствах массовой информации о проведении торгов (согласно ст.ст. 38, 38.1 ЗК РФ) (л.д. 45-46).

ДД.ММ.ГГГГ истицей согласно заявлению о приобщении к ранее поданным ею документам от ДД.ММ.ГГГГ дополнительных документов в УФСГРКиК по Московской области были представлены следующие документы: письмо Администрации Чеховского муниципального района Московской области о том, что при принятии решения о предоставлении в аренду сроком на 5 лет Фурсовой Е.В. земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты>, расположенного по адресу: Московская область, Чеховский район, <адрес>, с разрешенным использованием - для садоводства, процедура, установленная ст. 34 ЗК РФ, соблюдена; а также информационное сообщение от ДД.ММ.ГГГГ с официального сайта Администрации Чеховского муниципального района Московской области о том, что Администрация Чеховского муниципального района в соответствии со ст. 34 ЗК РФ сообщает о намерении выставить на продажу право аренды на земельный участок площадью <данные изъяты>, кадастровый номер , расположенный по адресу: Московская область, Чеховский район, <адрес>, для садоводства (л.д. 41, 42, 43, 44).

Вместе с тем, ДД.ММ.ГГГГ ответчиком истице было отказано в государственной регистрации сделки - договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка по вышеуказанному адресу по изложенным выше основаниям, указанным в основаниях о приостановлении государственной регистрации сделки, в связи с тем, что причины, препятствующие проведению государственной регистрации, устранены не были; в составе представленных документов отсутствуют документы, подтверждающие соблюдение процедуры публичности предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе: сведения о проведении торгов, сведения о публикации сообщений о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка в средствах массовой информации (л.д. 5-6, 7-8, 37-38).

Между тем, суд считает, что вышеуказанный отказ ответчика УФСГРКиК по Московской области от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным по следующим основаниям.

Как усматривается из вышеназванного договора аренды земельного участка площадью <данные изъяты>, кадастровый номер , расположенного по адресу: Московская область, Чеховский район, <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Фурсовой Е.В. и Администрацией Чеховского муниципального района Московской области, данный земельный участок предоставлен истице в аренду сроком на пять лет для ведения садоводства из земель населенных пунктов.

Согласно п. 1 ст. 131, п. 2 ст. 609 ГК РФ договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации.

В соответствии со ст. 17 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются в частности акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.

Перечень оснований, по которым может быть отказано, либо приостановлена регистрация, приведен в ст. ст. 19, 20 настоящего Закона.

Согласно ст. 19 ФЗ «О государственной регистрации прав…» основаниями для приостановления государственной регистрации прав государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных сведений и (или) подтверждению подлинности документов или достоверности указанных в них сведений. Государственный регистратор обязан в день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав в письменной форме уведомить заявителя (заявителей) о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения. Заявители вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности указанных в них сведений.

В силу ст. 20 ФЗ «О государственной регистрации прав…» в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если:

право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с настоящим Федеральным законом;

с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо;

документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;

акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении прав на недвижимое имущество признан недействительным с момента его издания в соответствии с законодательством, действовавшим в месте его издания на момент издания;

лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества;

лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без указания этих условий;

правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества;

правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества;

не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав;

имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами.

осуществление государственной регистрации права собственности не допускается в соответствии с пунктом 5 статьи 25.2 настоящего Федерального закона.

Таким образом, суд считает, что отказ, приостановление в государственной регистрации вышеназванного договора аренды по основаниям несоблюдения принципа публичности при предоставлении земельного участка в аренду в качестве оснований, указанных в ст. ст. 19, 20 закона не указаны, а ответчик по сути оспаривает постановление главы Чеховского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка Фурсовой Е.В. и заключение с ней договора аренды.

При таких обстоятельствах, отказ регистрирующего органа в регистрации договора аренды противоречит закону.

Суд также полагает, что истицей ответчику были представлены все необходимые для государственной регистрации прав документы, предусмотренные статьями 16, 17, 18 Федерального закона «О государственной регистрации прав…», о чем свидетельствуют расписки в получении документов от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 49, 50) и от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 40). Истребование дополнительных документов не допускается и является нарушением пункта 2 статьи 17 названного ФЗ «О государственной регистрации прав…».

Суд также полагает, что отказ ответчика в государственной регистрации вышеназванного договора аренды нарушает права и законные интересы истицы, так как препятствует реализации всех прав арендатора данного участка.

Кроме того, суд считает, что обязанность соблюдения требования по обеспечению принципов публичности и открытости при предоставлении в аренду земельных участков возложена земельным законодательством на исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, а не на арендаторов.

Согласно ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и местного самоуправления обязаны принять акт, предусматривающий процедуру и критерии предоставления земельных участков физическим и юридическим лицам, и порядок рассмотрения полученных заявок и принятия решений. В пунктах 2 - 6 данной статьи содержатся нормы об общем порядке предоставления земельных участков гражданам для целей, не связанных со строительством объектов.

Данная статья, устанавливая общие правила предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, не определяет случаи обязательного проведения торгов, а регулирует порядок предоставления гражданам земельных участков.

Суд также находит несостоятельной и необоснованной ссылку ответчика на положения ст. 30 ЗК РФ.

Согласно п. 1 ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

1) без предварительного согласования мест размещения объектов;

2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

В соответствии с п. 2 ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах).

Земельные участки с предварительным согласованием мест размещения объектов согласно п. п. 3, 4 ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставляются только в аренду и без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

Ответчик в своих возражениях на иск указывает, что Фурсовой Е.В. на государственную регистрацию не представлены документы, подтверждающие соблюдение принципа публичности в соответствии со ст. 30.1 Земельного кодекса РФ.

Однако данный довод ответчика суд не может признать обоснованным, так как ст. 30.1 Земельного кодекса РФ регулирует отношения связанные с предоставлением земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Также ответчик ссылается на то обстоятельство, что вышеуказанный земельный участок в силу положений п. 11 ст. 30 Земельного кодекса РФ не мог быть представлен с предварительным согласованием места размещения, поскольку согласно кадастровому плану земельный участок площадью 1200 кв. м относится к землям населенных пунктов.

Вместе с тем, согласно п. 11 ст. 30 Земельного кодекса РФ предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий).

Между тем, сведений о том, что правила землепользования и застройки на территории сельского поселения Баранцевское утверждены, не представлено.

Таким образом, суд считает, что, ответчиком не представлено доказательств законности и обоснованности решения об отказе в государственной регистрации договора аренды.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В силу ст. 57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им предоставить дополнительные доказательства. В случае, если предоставление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по ходатайству оказывает содействие в собирание и истребовании доказательств.

Статьей 2 ГПК РФ установлено, что задачами гражданского судопроизводства является правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и интересов Российской Федерации. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» № 122-ФЗ от 21.07.1997 года (с последующими изменениями и дополнениями), ст.ст. 2, 56, 57, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Фурсовой Е.В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании отказа незаконным, об обязании проведения государственной регистрации договора аренды - удовлетворить.

Признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от ДД.ММ.ГГГГ в проведении государственной регистрации договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Администрацией Чеховского муниципального района Московской области и Фурсовой Е.В..

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области произвести государственную регистрацию договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м, по адресу: Московская область, Чеховский район, <адрес>, с кадастровым номером , заключенного между Администрацией Чеховского муниципального района Московской области и Фурсовой ФИО15.

Решение суда может быть обжаловано в кассационном порядке в Московский областной суд через Чеховский городской суд в течение 10 дней.

Председательствующий:                                                                                             Н.В. Геберт