решение об удовлетворении иска о включении периодов работы в стаж, назначении досрочной пенсии



Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

01 декабря 2011 года г. Чехов

Чеховский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Геберт Н.В.

при секретаре Балашовой И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Улановой Е.А. к ГУ Управлению Пенсионного Фонда России №33 по г. Москве и Московской области о признании отказа в назначении досрочной пенсии необоснованным, включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Истица обратилась в суд с исковыми требованиями к ответчику о признании необоснованным отказа ГУ УПФР № 33 по г. Москве и Московской области в назначении досрочной пенсии; об обязании ответчика включить в стаж работы, дающий право на назначение досрочной пенсии, периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – период, связанный с реорганизацией, переоформлением учреждения (в календарном исчислении 4 года 8 месяцев 19 дней, в льготном исчислении – 7 лет 28 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – период прохождения повышения квалификации (в календарном исчислении 3 месяца 11 дней, в льготном исчислении – 5 месяцев 1 день), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - период прохождения повышения квалификации (в календарном исчислении 1 месяц 4 дня, в льготном исчислении – 1 месяц 21 день), об обязании ответчика назначить досрочную пенсию с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с момента возникновения права на назначение досрочной пенсии.

В судебном заседании истица поддержала заявленные исковые требования, в обоснование которых пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной пенсии. Решением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в назначении досрочной пенсии, в связи с отсутствием необходимого специального стажа. Начиная с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время, она работает в <адрес> муниципальном медицинском учреждении в должности медсестры-анестезиста. В это время она осуществляла лечебную деятельность, ее должностные обязанности не менялись, менялось только наименование лечебного учреждения. Повышение квалификации является неотъемлемой частью медицинской деятельности и предусмотрено законодательством. В данные периоды за ней была сохранена заработная плата, перечислялся подоходный налог. Учеба проходила без отрыва от производства. Считает, что имеет право на досрочную пенсию, поскольку ее трудовой стаж с учетом включения вышеуказанных периодов составляет 30 лет, что соответствует ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях».

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, хотя был извещен надлежащим образом о слушании дела, сведений об уважительности причин отсутствия не представил, об отложении судебного заседания не просил, в адрес суда направил отзыв об отказе в удовлетворении исковых требований, при этом указал, что указанные периоды работы Улановой Е.А. не подлежат зачету в специальный трудовой стаж, поскольку период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры анестезиста отделения анестезиологии-реанимации в <адрес> муниципальном медицинском объединении и Управлении здравоохранения <адрес> не предусмотрен Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утв. Постановлением Правительства РФ №781 от ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – прохождение курсов повышения квалификации, так как не предусмотрено Правилами исчисления стажа по Постановлению Правительства РФ №516 от ДД.ММ.ГГГГ Согласно подсчету комиссии по назначении пенсии специальный трудовой стаж истицы, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, составляет 22 года 11 месяцев 7 дней.

Заслушав пояснения истицы, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Улановой Е.А. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу п.п. 20 п.1 ст. 27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее установленного ст. 7 настоящего закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В соответствии с п. 2 ст. 27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» предусматривается, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная п.1 правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством РФ. В случае изменения организационно-правовой формы учреждений (организаций), предусмотренных подпунктами 19-21 пункта 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 3 указанного выше федерального закона условия назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренные пунктом 1 статьи 27, после дня вступления в силу федерального закона о профессиональных пенсионных системах применяются в том случае, если на день вступления указанного федерального закона в силу у застрахованного лица было выработано не менее половины стажа на соответствующих видах работ, необходимого для установления досрочной трудовой пенсии по старости. При соблюдении указанных условий застрахованным лицам устанавливается трудовая пенсия по старости в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Данный Федеральный закон вступил в силу 01.01.2002 года.

В силу п.1 ст. 31 со дня вступления настоящего Закона, принятые другие федеральные законы, предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения применяются в части, не противоречащей ему.

Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с п.п. 11 п. 1 ст. 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с п.п. 11 п. 1 ст. 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (Список и Правила 2002 года).

Судом установлено, что истица обратилась ДД.ММ.ГГГГ с заявлением в ГУ УПФР №33 по г. Москве и Московской области о назначении ей досрочной пенсии по старости. Решением комиссии по назначению пенсии от ДД.ММ.ГГГГ. № 186 ей было отказано в назначении досрочной пенсии по старости из-за отсутствия необходимого специального трудового стажа (л.д. 11). В специальный стаж, не подлежащей зачету, не были включены периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры анестезиста отделения анестезиологии-реанимации в <адрес> муниципальном медицинском объединении и Управлении здравоохранения Ленинского района, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – прохождение курсов повышения квалификации. Данные обстоятельства подтверждаются как пояснениями истицы, так и копией протокола № 186 решения комиссии по рассмотрению вопросов по реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФР №33 по г. Москве и Московской области от ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, суд считает, что ответчиком необоснованно были не включены в специальный трудовой стаж работы истицы спорные периоды работы по следующим основаниям.

Период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры-анестезиста отделения анестезиологии-реанимации в Видновском муниципальном медицинском объединении и Управлении здравоохранения <адрес>, что составляет при календарном исчислении 4 года 8 месяцев 19 дней, а при льготном исчислении – 7 лет 28 дней, не был включен в спорный стаж работы, так как Списком должностей и учреждений, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 781, данное учреждение не предусмотрено.

Однако, суд не может согласиться с доводами ответчика о не включении в специальный стаж работы данного периода работы истицы.

Судом установлено, что согласно справке МУЗ <адрес> больница (л.д. 16) муниципальное учреждение здравоохранения «<адрес> больница в <адрес>», в котором работала истица, было преобразовано: ДД.ММ.ГГГГ – в <адрес>ное территориальное медицинское учреждение в районное поликлиническое объединение, ДД.ММ.ГГГГ – преобразовано в Видновское муниципальное медицинское объединение, ДД.ММ.ГГГГ – Видновское муниципальное медицинское объединение вошло в состав Управления здравоохранения <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ – Видновское муниципальное медицинское объединение переименовано в <адрес>ную больницу <адрес> при Управлении здравоохранения <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ- реорганизована в муниципальное медицинское учреждение «Управление здравоохранения <адрес>», ДД.ММ.ГГГГ – реорганизована в муниципальное лечебно-профилактическое учреждение <адрес> больница (л.д. 16-17), что также подтверждается записями в трудовой книжке (л.д. 18-21).

Однако, несмотря на реорганизацию муниципального учреждения здравоохранения, в котором работала в спорный период времени, истица продолжала работать полный рабочий день на полную ставку, никуда не переводилась, характер ее трудовой деятельности в связи с переименованием лечебного заведения не изменился.

Суд считает подлежащим включению в специальный трудовой стаж истицы, дающий право на получение досрочной пенсии, указанный спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, при этом рассчитывая его в льготном исчислении, поскольку согласно пп.б п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 781 от ДД.ММ.ГГГГ, лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. Согласно указанному выше Перечню структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, должность медицинской сестры – анестезиста отделения анестезиологии-реанимации, которую исполняла истица, входит в указанный Перечень. Таким образом, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ засчитывается в специальный трудовой стаж истицы, дающей право на досрочное получение пенсии, в льготном исчислении, что соответствует 7 годам 28 дням.

Периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – обучение на курсах повышения квалификации были неправомерно исключены из специального стажа, необходимого для назначения досрочной пенсии по старости.

Согласно ст. 187 ТК РФ при направлении работников для повышения квалификации (с отрывом от производства) за ними сохраняется место работы (должность), производятся предусмотренные законом выплаты, время обучения на курсах повышения квалификации засчитывается в трудовой стаж. В период нахождения на курсах повышения квалификации за ней сохранялось место работы (должность) и средняя заработная плата, из которой в установленном порядке производились отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд. Прохождение курсов повышения квалификации осуществлялось по направлению работодателя, непрерывно связано с трудовой деятельностью с повышением профессиональной квалификации, что обеспечивало исполнение основной трудовой функции медицинского работника на более высоком уровне.

Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г N 516 утверждены Правила, в соответствии с которыми в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено названными правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд. Согласно Правилам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды, когда работа по специальности не осуществлялась. К ним относятся периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в связи с временной нетрудоспособностью, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные то есть периоды, когда отсутствует факт непосредственного выполнения функциональных обязанностей работником согласно занимаемой должности на основании трудового договора с работодателем. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации в Правилах не упомянуты, с вытекающими отсюда последствиями в части включения названных периодов в стаж на соответствующих работах в целях досрочного назначения трудовой пенсии по старости. В Правилах регулирующих пенсионные правоотношения медицинских работников, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781, отсутствует норма о включении периодов нахождения на курсах повышения квалификации, как и в Правилах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11. 07.2002 г № 516 регулирующих общие вопросы исчисления периодов деятельности отдельных категорий работников, которым предоставляется назначение трудовой пенсии по старости. В связи с данными нормами указанный период нахождения истицы на курсах повышения квалификации незаконно не был включен в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии.

Из объяснений истицы, что также подтверждается свидетельствами о повышении квалификации (л.д. 22, 23) следует, что прохождение курсов повышения квалификации проводилось по направлению работодателя, непосредственно связано с трудовой деятельностью Улановой Е.А., с повышением профессиональной квалификации.

Таким образом, согласно приведенной выше норме Трудового кодекса РФ, а также установленным обстоятельствам дела, суд считает подлежащим включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии, периоды нахождение истицы на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что составляет – 4 месяца 14 дней в календарном исчислении. Оснований для применения льготного исчисления данных периодов суд не находит, поскольку они связаны с прохождением курсов повышения квалификации, а не с прямым исполнением обязанностей истицы в должности медсестры-анестезиста.

Согласно норме статьи 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Таким образом, с учетом вышеизложенного и установленных судом обстоятельств, суд считает подлежащими удовлетворению заявленные требования, и к периоду специального трудового стажа, исчисленному комиссией по рассмотрению вопросов по реализации пенсионных прав граждан, составившему 22 года 11 месяцев 7 дней, подлежат включению спорные периоды работы, в сумме с которыми специальный стаж работы, дающий право на назначение досрочной пенсии, составил 30 лет 4 месяца и 19 дней.

Суд считает необходимым назначить Улановой Е.А. досрочную пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с момента возникновения права на назначение досрочной пенсии.

На основании изложенного, и руководствуясь Конституцией РФ, ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 781, ст. ст. 55, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Улановой Е.А. к ГУ Управлению Пенсионного Фонда России №33 по г. Москве и Московской области о признании отказа в назначении досрочной пенсии необоснованным, включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной пенсии - удовлетворить.

Признать необоснованным отказ ГУ УПФР № 33 по г. Москве и Московской области в назначении Улановой Е.А. досрочной пенсии от ДД.ММ.ГГГГ .

Обязать ГУ УПФР № 33 по г. Москве и Московской области включить Улановой Е.А. в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, - в должности медсестры – анестезиста отделения анестезиологии реанимации ЦРБ <адрес>; а также периоды прохождения курсов повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Обязать ГУ УПФР № 33 по г. Москве и Московской области назначить Улановой Е.А. досрочную пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с момента возникновения права на назначение досрочной пенсии.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Чеховский городской суд в течение 10 дней.

Председательствующий: Н.В. Геберт