РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 ноября 2011 года г. Чехов
Чеховский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Геберт Н.В.
при секретаре Балашовой И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Корюкиной И.Н. к ГУ УПФР № 33 по г. Москве и Московской области о признании решения комиссии по рассмотрению вопросов по реализации пенсионных прав граждан незаконным, включении периодов работы в специальный трудовой стаж, назначении досрочной пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Корюкина И.Н. обратилась в суд с уточненными исковыми требованиями к ответчику о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов по реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ № 140 об отказе ей в назначении досрочной пенсии по старости; о включении ей в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью, следующих периодов работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности педагога Новобытовской детской музыкальной школы; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности директора, преподавателя Оксинской детской музыкальной школы; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности преподавателя Оксинской сельской детской музыкальной школы; об обязании ответчика назначить ей досрочную пенсию в связи с педагогической деятельностью с даты подачи ею заявления о назначении пенсии, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель истицы по доверенности ФИО6 уточненные исковые требования поддержала и в их обоснование пояснила, что в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях» истица просит включить ей вышеуказанные периоды работы, поскольку истица не менее 25 лет осуществляла педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей. ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной пенсии. Однако ей было отказано, в связи с отсутствием специального трудового стажа. В первый спорный период в должности педагога в Новобытовской детской музыкальной школе. Данный период истица просит включить, поскольку на основании приказа № 47 от ДД.ММ.ГГГГ должность педагога была переименована в должность преподавателя и директора школ должны были внести данные изменения в трудовые книжки своих работников. Указанный приказ был вынесен на основании письма Минкультуры РФ от ДД.ММ.ГГГГ. Должностные обязанности педагога идентичны должностным обязанностям преподавателя. Не включение спорного период связано с несвоевременным изданием приказа Администрацией Чеховского района в соответствии со Списками профессий и должностей, утв. Постановлением Министров ССР, работа в должности преподавателя в музыкальной школе дает право на назначение досрочной трудовой пенсии. Первый период составляет 3 года 30 дней. Так же просила включить второй спорный период в должности директора Оксинской детской музыкальной школы. С не включением данного периода не согласна, поскольку истица в спорный период имела педагогическую нагрузку не менее одной ставки в должности преподавателя. В соответствии со Списками профессий от 91,99 и 2002 гг. работа в учреждении музыкальная школа в должности преподавателя дает право на назначение досрочной трудовой пенсии на основании п.4 Правил засчитывается в стаж независимо от нормы учета рабочего времени. А с ДД.ММ.ГГГГ, при условии наличия педагогической нагрузки в размере ставки. Согласно, п. 8 Правил, работа в должности директора в учреждении предусмотренных п.1.10 раздела за период до ДД.ММ.ГГГГ засчитывается независимо от ведения преподавательской работы. Начиная с ДД.ММ.ГГГГ засчитывается в стаж, при условии ведения преподавательской работы не мене 6 часов в неделю. Поскольку в спорный период нагрузка истца превышала установленный размер, указанный спорный период просила включить в специальный педагогический стаж. Ими представлены карточки, справки о педагогической нагрузке, выписка из лицевого счета застрахованного лица. Второй период составляет 10 месяцев 29 дней. По третьему периоду, также просила его включить, поскольку истица работала в должности преподавателя детской музыкальной школы. В части необходимости наличия у истца работы на ДД.ММ.ГГГГ продолжительностью 16 лет 8 месяцев. Однако, указанный п. Правил не может быть применим в отношении истицы, т.к. она работа в музыкальной школе, что относиться к п.1.10 Списка. Спорный период составляет 10 лет и 2 месяца. Просила назначить истице досрочную пенсию, поскольку с учетом включения вышеуказанных периодов работы, стаж истицы составляет более 25 лет. Пенсию просила назначить с момента обращения с ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика ГУ УПФР № 33 по г. Москве и Московской области заявленные исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве, а также пояснила, что действительно истица обратилась к ответчику ДД.ММ.ГГГГ года за назначением ей досрочной трудовой пенсии. Вместе с тем комиссией ГУ УПФР № 33 по г. Москве и Московской области ей было отказано в связи с отсутствием специального трудового стажа. Не подлежали зачету вышеуказанные представителем истца периоды работы. Работа в должности педагога засчитывается до ДД.ММ.ГГГГ. Что касается второго и третьего периода, то истица работа в одном учреждении «Оксинская детская музыкальная школа», данное учреждение является учреждением дополнительного образования. Согласно Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 781 в соответствии со Списком наименование учреждений делится на два вида. Оксинская детская школа относиться к п. 2 учреждений и является учреждением дополнительного образования. В соответствии с этим работа в должности директора включается только до ДД.ММ.ГГГГ. Согласно п. 12 Правил работа в должностях указанных в п. 2, засчитывается на определенных условиях. Должна быть работа не менее 16 лет 8 месяцев и имеется продолжительный стаж. На момент подачи заявления стаж составляет 11 лет 9 месяцев 26 дней. На основании вышеизложенного, просила в иске отказать. В случае включения второго периода у истицы не будет выработано 16 лет 8 месяцев. Музыкальная школа это общеобразовательное учреждение. Согласно Устава и лицензии данного учреждения это учреждение дополнительного образования. Данная школа реализует дополнительную программу. Считала, что эта школа дополнительного образования.
Заслушав пояснения представителя истицы, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона РФ № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу подп. 19 п. 1 ст. 27 данного Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста.
Судом установлено, что Корюкина И.Н. работала: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности концертмейстера Таганрогского музыкального училища; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности преподавателя по классу фортепиано Каменской городской музыкальной школы Семилетка № 2; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности аккомпаниатора клуба войсковой части 52583; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности концертмейстера Чеховской ДМШ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности педагога по классу фортепиано Новобытовской ДМШ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности директора Оксинской СДМШ; с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в должности преподавателя по классу фортепиано Оксинской СДМШ.
Основной обязанностью Корюкиной И.Н. являлось воспитание и обучение детей школьного возраста.
Указанные обстоятельства подтверждаются объяснениями представителя истицы, исследованными в суде письменными доказательствами - трудовой книжкой (л.д. 12 - 24), трудовым договором № 2 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 32-33),справками, уточняющими характер работы, Оксинской СДМШ (л.д. 34, 35), карточками-справками Оксинской СДМШ (л.д. 37-39), справкой Оксинской СДМШ от ДД.ММ.ГГГГ № 47 (л.д. 181).
ДД.ММ.ГГГГ Корюкина И.Н. обратилась в ГУ УПФР № 33 по Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной пенсии. ДД.ММ.ГГГГ решением ответчика в назначении пенсии отказано (л.д. 10-11).
Основанием для отказа в назначении пенсии явилось то, что при требуемом стаже в 25 лет комиссией УПФР № 33 по г. Москве и Московской области принято к зачету 11 лет 9 месяцев 26 дней. Периоды работы Корюкиной И.Н. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности педагога; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности директора Оксинской музыкальной школы; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности преподавателя Оксинской сельской детской музыкальной школы, то есть до даты рассмотрения заявления Корюкиной И.Н, не засчитаны в специальный стаж.
Указанные обстоятельства подтверждаются объяснениями представителя ответчика, исследованными в суде протоколом комиссии УПФР № 33 по г. Москве и Московской области № 140 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10-11), возражениями на иск (л.д. 179-180).
Истица просит включить ей в специальный стаж для назначения досрочной пенсии период ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности педагога Новобытовской детской музыкальной школы.
В оспариваемые истицей периоды действовали Списки, утвержденные постановлением Совета Министров РСФСР № 463 от ДД.ММ.ГГГГ и Постановлением Правительства РФ № 1067 от ДД.ММ.ГГГГ
В Списке профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет указана должность преподаватель и предусмотрено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях и должностях, предусмотренных списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
Как усматривается из трудовой книжки Корюкиной И.Н. и представленных ею справок, она действительно работала в данный период, который не зачел ей ответчик в специальный стаж, в должности педагога детской музыкальной школы.
Согласно представленным истицей Должностным обязанностям педагога ДМШ (л.д. 90-91) и Должностным обязанностям преподавателя МОУДОД (л.д. 40-41) должностные обязанности педагога идентичны должностным обязанностям преподавателя.
Часть 4 статьи 15 и часть 1 статьи 17 Конституции РФ устанавливают приоритетность международных норм права, ратифицированных в Российской Федерации, перед нормами права Российской Федерации.
В основе международно-правовых стандартов в сфере образования и труда учителей лежат равенство перед законом (статья 26 Международного пакта от 16 декабря 1966 года «О гражданских и политических правах»), равенство прав на социальное обеспечение, включая социальное страхование и равное внимание к улучшению материальных условий преподавательского персонала (статьи 9 и 13 Международного пакта от 16 декабря 1966 года «Об экономических, социальных и культурных правах»), принципы сохранения пенсионных прав педагогов (пункт 132 Рекомендаций ЮНЕСКО от 5 октября 1966 года «О положении учителей»).
В соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 года № 25, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Согласно ю Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают, по смыслу статей 1, 2, части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19, части 1 статьи 55 Конституций РФ, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовало, то есть в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 г. № 11-П установлено, что ни одна категория педагогических работников не должна ставиться действующим пенсионным законодательством в неравные условия или ограничиваться в своих правах, в том числе в праве на зачет трудового стажа для выплаты пенсии за выслугу лет независимо от принадлежности учебного заведения. В силу части 2 статьи 4 и частей 1 и 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации правоприменитель обязан руководствоваться принципом верховенства Конституции Российской Федерации и исходить из такого толкования подзаконных нормативных актов, которое не может противоречить федеральным законам (части 1 и 3 статьи 115 Конституции РФ).
В соответствии со статьей 19 Конституции Российской Федерации равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.
В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что указанный выше спорный период работы истицы подлежит включению в специальный стаж работы, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии на льготных условиях, поскольку характер работы Корюкиной И.Н, и должностные обязанности соответствовали занимаемой ею должности, что соответствует и не противоречит требованиям закона.
Кроме того, установлено, что на основании Приказа Комитета по культуре и искусству Администрации Чеховского района Московской области № от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с письмом Минкультуры РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 01-149/16-12 директоров музыкальных школ были обязаны внести соответствующие записи в трудовых книжках, где должность педагога именовать преподавателем или концертмейстером (л.д. 92), однако этого директором музыкальной школы сделано не было.
В связи с чем, суд также полагает, что, несмотря на переименование в Списках должности «педагог» на должность «преподаватель», изменения в педагогической деятельности истицы не произошло, и вины истицы в том, что работодателем не была проведена работа по приведению в соответствие наименование ее должности, нет.
С учетом установленных по делу обстоятельств и вышеуказанных требований закона, суд находит несостоятельной ссылку представителя ответчика о том, что работа в должности педагога засчитывается в стаж работы за период до ДД.ММ.ГГГГ.
Также истица просит включить ей в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости период ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности директора, преподавателя Оксинской музыкальной школы.
Судом установлено, что в данный период истица также продолжала работать в должности преподавателя по классу фортепиано, и имела необходимую педагогическую нагрузку не менее 1ставки.
Данные обстоятельства подтверждаются справкой, уточняющей характер ее работы в спорный период, выданной Оксинской СДМШ, от ДД.ММ.ГГГГ № 2 (л.д. 35), карточками-справками (л.д. 36, 37, 38, 39).
В соответствии со Списком профессий и должностей, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463, Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1067, Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года, работа в учреждении «музыкальная школа», в должности «преподавателя» дает право на назначение досрочной трудовой пенсии.
На основании п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающих право на назначение досрочной трудовой пенсии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, периоды работы, выполнявшейся до 01.09.2000 года, в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01.09.2000 года – при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.
Согласно п. 8 вышеназванных Правил работа в должности директора (начальника, заведующего) учреждений, указанных в пунктах 1.1, 1.2 и 1.3 (кроме детских домов, в том числе санаторных, специальных (коррекционных) для детей с отклонениями в развитии) и пунктах 1.4-1.7, 1.9. и 1.10 раздела «Наименование учреждений» списка, за период до 01.09.2000 года независимо от ведения преподавательской работы. Указанная работа за период начиная с 01.09.2000 года засчитывается в стаж работы при условии ведения преподавательской работы в том же или в другом учреждении для детей в объеме не менее 6 часов в неделю (240 часов в год), а в учреждениях среднего профессионального образования, указанных в пункте 1.10 раздела «Наименование учреждений» списка, - при условии ведения преподавательской работы в объеме не менее 360 часов в год.
Поскольку судом установлено, что педагогическая нагрузка Корюкиной И.Н. в спорный период превышала 360 часов в год, в связи с чем суд считает, что данный период также должен быть включен в специальный трудовой стаж.
Доводы представителя ответчика о том, что включение периода работы истицы в должности директора учреждений, указанных в пунктах 1.8, 1.12 и 2 раздела «Наименование учреждений» возможно за период до ДД.ММ.ГГГГ, являются несостоятельными и необоснованными, поскольку установлено, что истица в спорный период работала в учреждении, предусмотренном п. 1.10 указанных выше Правил.
Также суд считает, что подлежит включению в специальный трудовой стаж и период работы истицы в должности преподавателя Оксинской сельской детской музыкальной школы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со Списком профессий и должностей, утрвежденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463, Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1067, Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года, работа в учреждении «музыкальная школа», в должности «преподаватель» дает право на назначение досрочной трудовой пенсии.
В «Списке должностей...» указаны должности - учитель, музыкальный руководитель, преподаватель и указаны наименования учреждений - школы всех наименований, музыкальная школа.
В «Правилах исчисления...» указано, что в стаж работы засчитываются периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений.
Согласно ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», действовавшего до 01.01.2002 года, пенсия в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей устанавливается при выслуге не менее 25 лет.
В соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 28 (в редакции Закона, действовавшего в период возникновения спорных правоотношений) условием определяющим право на трудовую пенсию по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста, является выслуга не менее 25 лет.
Каких-либо дополнительных критериев и ограничений при назначении педагогической пенсии Законом не установлено.
Таким образом, поскольку установлено, что Корюкина И.Н. в спорный период работала в учреждении «музыкальная школа» и должности «преподаватель», предусмотренных п. 1, 1.10 Списка профессий и должностей, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 781 от ДД.ММ.ГГГГ, истица в спорные периоды осуществляла педагогическую деятельность в учреждениях для детей, а ее педагогический стаж с учетом включения спорных периодов работы превышает 25 лет, в связи с чем суд считает, что у истицы возникло право для назначения ей досрочной пенсии по старости.
Суд также считает, что отсутствие в указанных списках дословного наименования учреждения, где работала истица в спорный период, не может служить основанием к отказу в назначении ей досрочной пенсии и для невключения данного периода ее работы в трудовой стаж, поскольку в силу действующего пенсионного законодательства не ставится назначение льготной пенсии в зависимость от названия учреждения, где работала истица, а указывается лишь на педагогический профиль и предназначение этих учреждений – «для детей».
Суд находит несостоятельными доводы представителя ответчика о том, что Оксинская сельская детская музыкальная школа относится к учреждению дополнительного образования, предусмотренного п. 2 вышеназванного Списка, поскольку как усматривается из ранее действующего Устава муниципального учреждения культуры «Оксинская сельская детская музыкальная школа» 1998 года, является «музыкальной школой» и целью школы являлась образовательная деятельность в области музыкального начального образования, согласно Уставу муниципального образовательного учреждения дополнительного образования «Оксинская сельская детская музыкальная школа» деятельность музыкальной школы не поменялась, что свидетельствует о том, что, несмотря на происходившие реорганизации и переименования Оксинской сельской детской музыкальной школы, суть деятельности музыкальной школы не менялась, и контингент учащихся - детей в возрасте от 7 до 14 лет, а, следовательно, и педагогическая деятельность истицы в данном детском учреждении.
Суд полагает, что несоответствие наименования учреждение дополнительного образования детей не должно ущемлять прав истицы, и данные периоды должны быть включены в льготный стаж, поскольку, несмотря на происходившие реорганизации, истица продолжала работу в одной и той же школе с детьми школьного возраста, в той же должности, и с теми же функциональными обязанностями.
На основании изложенного, руководствуясь Конституцией РФ, ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», ст.ст. 98,.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Корюкиной И.Н. к ГУ УПФР № 33 по г. Москве и Московской области о признании решения комиссии по рассмотрению вопросов по реализации пенсионных прав граждан незаконным, включении периодов работы в специальный трудовой стаж, назначении досрочной пенсии – удовлетворить.
Признать незаконным решение комиссии по рассмотрению вопросов по реализации пенсионных прав граждан при ГУ-УПФР № 33 по г. Москве и Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № 140.
Обязать ГУ УПФР № 33 по г. Москве и Московской области включить Корюкиной И.Н. в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности педагога Новобытовской детской музыкальной школы; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности директора, преподавателя Оксинской детской музыкальной школы; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности преподавателя Оксинской сельской детской музыкальной школы.
Обязать ГУ УПФР № 33 по г. Москве и Московской области назначить Корюкиной И.Н. досрочную пенсию с ДД.ММ.ГГГГ года, т.е. с момента подачи заявления для назначения пенсии.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Московский областной суд через Чеховский городской суд в течение 10 дней.
Председательствующий: Н.В. Геберт