Именем Российской Федерации
Решение
г. Чехов Московской области ДД.ММ.ГГГГ
Чеховский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Мирошкина В.В.
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № № по иску ФИО1 к администрации Чеховского муниципального района Московской области о признании недействительным решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, обязании принять решение о передаче указанного земельного участка в собственность и понуждении к заключению договора купли-продажи данного земельного участка,
установил:
истец предъявил в суд иск к ответчику, в котором просит признать незаконным (недействительным) решение администрации Чеховского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ за исх. № № об отказе в предоставлении ему в собственность земельного участка с КН №, площадью 233 кв.м, находящегося по адресу: <адрес>», обязать ответчика принять решение о передаче указанного земельного участка в собственность и понудить ответчика заключить договор купли-продажи данного земельного участка.
В судебном заседании в обоснование заявленных исковых требований истец пояснил, что он является членом СНТ «<данные изъяты>» и владеет на праве собственности земельным участком № № с КН №, расположенным по адресу: <адрес> на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии со ст. 28 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) он обратился в администрацию Чеховского муниципального района с заявлением о приобретении спорного земельного участка площадью 233 кв.м, с кадастровым номером 50:31:0030223:186, расположенного в СНТ «Фронтовик», с приложением к заявлению о приобретении прав на земельный участок необходимых документов.
В нарушение п. 2 ст. 32 ЗК РФ ответчик в двухнедельный срок не принял решения о предоставлении земельного участка в собственность, не подготовил и не направил истцу договор купли-продажи.
Федеральным законом от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", а именно п. 10 ст. 3, предусмотрено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Своими действиями (бездействием) ответчик препятствует реализации истцом его права на выкуп спорного земельного участка площадью 233 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного в <адрес>, для ведения садоводства.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением по вопросу выкупа спорного земельного участка для ведения садоводства, но ответчик уклонился от возложенной на него законом обязанности, направив ему письменный отказ от ДД.ММ.ГГГГ № № со ссылкой на то обстоятельство, что в границах СНТ «<данные изъяты>» нет земель, находящихся в муниципальной собственности.
Так как кадастровый паспорт земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № № не содержит его кадастровой стоимости (кадастровая стоимость не определена), то в соответствии с п. 13 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" вменяется нормативная цена земли.
В соответствии с п. 1 ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным.
По информации Чеховского отдела Управления Росреестра по Московской области нормативная цена спорного земельного участка с кадастровым номером №, площадью 233 кв.м, расположенного в СНТ «<данные изъяты>», при разрешённом использовании: для садоводства составляет 9 786,00 рублей.
В силу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно п. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с п. 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 года N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным (законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, посёлка, иного населённого пункта, утверждённым до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.
Поскольку ответчик указывает в своем отказе об отсутствии в СНТ «<данные изъяты>» земель, находящихся в муниципальной собственности, указанное обстоятельство не может являться основанием для отказа в передаче земельного участка в собственность истца, в связи с чем просит удовлетворить его исковые требования в полном объёме.
Представитель ответчика - администрации Чеховского муниципального района Московской области, надлежащим образом извещённой о времени и месте разбирательства дела, в судебное заседание не явился. От представителя ответчика в адрес суда поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
При таких обстоятельствах суд определил возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика.
Заслушав объяснения истца и исследовав письменные материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что истец является членом СНТ <данные изъяты>» и владеет на праве собственности земельным участком № № с КН №, находящимся по адресу: <адрес> на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. Право собственности истца на земельный участок и расположенный на нём жилой дом зарегистрировано в установленном законом порядке (л.д. 8, 10, 11-16, 17, 23, 24).
Пунктом 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В связи с этим истец ДД.ММ.ГГГГ обратился в администрацию Чеховского района Московской области с заявлением о выкупе спорного земельного участка площадью 233 кв.м, с КН №, находящегося в СНТ «<данные изъяты>» сельского поселения <адрес>, для ведения садоводства, примыкающего к его земельному участку № № с КН № (л.д. 18, 19, 20).
ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал истцу в приобретении в собственность земельного участка, мотивируя свой отказ тем, что в границах СНТ «<данные изъяты>» нет земель, находящихся в муниципальной собственности (л.д. 22).
Суд считает данный отказ незаконным (недействительным) по следующим правовым основаниям.
В соответствии со ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность (п. 1).
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (п. 2).
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц (п. 4).
Согласно п. 1 ст. 28 Федерального закона от 15.04.1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 34 ЗК РФ, определяющей порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации (п. 1).
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса (п. 2).
В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (п. 3).
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления с учётом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счёт выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учёта этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (п. 4).
Орган местного самоуправления, предусмотренный статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (п. 5).
Договор купли-продажи земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения (п. 6).
В соответствии с п. 1 ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным.
По информации Чеховского отдела Управления Росреестра по Московской области нормативная цена спорного земельного участка с кадастровым номером №, площадью 233 кв.м, находящегося в СНТ «<данные изъяты>» при разрешенном использовании: для садоводства составляет 9 786,00 рублей (л.д. 21).
Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу п. 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 года N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным (законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, посёлка, иного населённого пункта, утверждённым до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.
Поскольку ответчик указывает в своём решении об отказе на отсутствие в СНТ «<данные изъяты>» земель, находящихся в муниципальной собственности, указанное обстоятельство не может являться основанием для отказа в предоставлении истцу спорного земельного участка в собственность.
В вышеприведённом пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 года N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" также разъяснено, что рассмотрение заявлений граждан о приобретении земельных участков в собственность для органов местного самоуправления является обязательным. Кроме того, в указанном пункте обращается внимание на то, что при рассмотрении споров, связанных с понуждением к заключению договора купли-продажи земельного участка, следует учитывать, что такой договор заключается в порядке, предусмотренном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).
В соответствии с п. 4 ст. 445 ГК РФ, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
С учётом установленных обстоятельств и приведённых норм действующего в РФ законодательства, суд считает требования истца подлежащими удовлетворению в полном объёме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 56, 57, 67, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
1. Иск ФИО1 удовлетворить в полном объёме.
2. Признать незаконным (недействительным) решение администрации Чеховского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ за исх. № № об отказе в предоставлении ФИО1 в собственность за плату земельного участка с КН №, площадью 233 кв.м., находящегося по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования: для ведения садоводства, нормативной стоимостью 9 786,00 рублей.
3. Обязать администрацию Чеховского муниципального района Московской области принять решение о предоставлении ФИО1 в собственность за плату земельного участка с КН №, площадью 233 кв.м., находящегося по адресу: <адрес>», с видом разрешенного использования: для ведения садоводства, нормативной стоимостью 9 786,00 рублей и понудить администрацию Чеховского муниципального района Московской области в недельный срок со дня вступления в законную силу настоящего решения суда заключить с ФИО1 договор купли-продажи вышеупомянутого земельного участка, для чего направить ФИО1 проект указанного договора купли-продажи.
Настоящее решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Чеховский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья В.В. Мирошкин