о признании незаконным отказа о включении в список граждан по обеспечению жилым помещением





РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«16» декабря 2011 года

Чеховский городской суд Московской области в составе:

председательствующего             Василевича В.Л.,

с участием адвоката         Мурадова А.Г.,

при секретаре                 ФИО7,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО10 к Администрации Чеховского муниципального района о признании незаконным отказ о включении в список граждан, изъявивших желание об обеспечении их жилыми помещениями, признании недействительным постановления, признании права на обеспечение жилым помещением, обязании включить в список граждан, изъявивших желание об обеспечении их жилыми помещениями,

УСТАНОВИЛ:

    Истец обратился в суд с уточненными исковыми требованиями к ответчику о признании незаконным отказ Администрации Чеховского муниципального района Московской области о включении его в список граждан, изъявивших желание об обеспечении их жилыми помещениями, в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2010 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан»; признании недействительным постановление Главы Чеховского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ об исключении его из списков граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий; признании права на обеспечение жилым помещением в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2010 года № 342-ФЭ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан»; обязании Администрацию включить его в список граждан, изъявивших желание об обеспечении их жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2010 года № 342-ФЭ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» с соблюдением хронологической последовательности, в какой был поставлен на учет нуждающихся в жилье.

Представитель истца в судебном заседании в обоснование исковых требований пояснил, что истец с ДД.ММ.ГГГГпо ДД.ММ.ГГГГпроходил военную службу в Вооруженных Силах СССР. Уволен в запас приказом Министра обороны СССР от ДД.ММ.ГГГГ по ст. 59 п. «в» (по сокращению штатов). Выслуга в Вооруженных Силах составила 22 года 6 месяцев 24 дня. Решением исполнительного комитета Чеховского городского Совета народных депутатов Московской области от ДД.ММ.ГГГГ за истец, как офицер запаса Министерства Обороны СССР, с семьей из 4-х человек был поставлен на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на общую очередь с первоочередным правом получения жилой площади. На момент постановки его на учет по улучшению жилищных условий, истец с семьей проживал по адресу: <адрес>. Место жительства не изменилось по настоящее время. На учет по обеспечению жилым помещением истец был поставлен в Чеховском районе, поскольку названный регион был избран им в качестве постоянного места жительства в связи с тем, что и истец, и его супруга ФИО8, являются уроженцами Московской области, соответственно <адрес> и <адрес> На период распада СССР и принятия воинских формирований других государств (бывших республик СССР и СНГ) под юрисдикцию Российской Федерации, истец военную службу не проходил, контрактов о прохождении военной службы в национальных армиях государств-республик бывшего СССР не заключал. В ДД.ММ.ГГГГ году и истец, и его супруга ФИО8 приобрели гражданство Российской Федерации на основании пункта А статьи 18 Закона «О гражданстве Российской Федерации». В ДД.ММ.ГГГГ в адрес истца поступило уведомление от ДД.ММ.ГГГГ за подписью заместителя главы Администрации Чеховского муниципального района Московской области ФИО11 о планируемом предоставлении жилого помещения гражданам, уволенным с военной службы и приравненным к ним лицам, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до ДД.ММ.ГГГГ. Согласно названному уведомлению истцу предлагалось подготовить и представить в орган местного самоуправления документы для подтверждения права на получение жилого помещения, перечень которых приведен в проекте «Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерацией по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, вставших в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до ДД.ММ.ГГГГ», размещенном на интернет-сайте. Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ ответчиком истцу был направлен бланк заявления о включении в список граждан, изъявивших желание об обеспечении их жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета в соответствии с ФЗ от 08.12.2010 года № 342-ФЭ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» по утвержденной форме. В названном уведомлении истцу было сообщено, что в первую очередь жилые помещения предоставляются гражданам, не имеющим жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации. Истцом надлежащим образом, в установленный срок, в полном объеме выполнены обязательства по сбору, подготовке и предоставлению необходимых документов в Администрацию Чеховского муниципального района Московской области. Однако письмом от ДД.ММ.ГГГГ за Администрация Чеховского муниципального района уведомила о невозможности включения истца в списки претендентов на обеспечение жильем, «в виду отсутствия в представленном пакете документов, указанных в п.п. 8,9, п.5 распоряжения Минмособлстроя от 09.02.2011г. № 70 «Об утверждении Порядка формирования органами местного самоуправления Московской области списков граждан, изъявивших желание об обеспечении их жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2010 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан», а именно: обязательства о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения форме согласно приложению (в 2 экземплярах) и справки квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы (в случае, если такое жилье предоставлялось) или документ, подтверждающий отсутствие у гражданина и (или) членов его семьи жилого помещения для постоянного проживания, - для не имеющих жилых помещений для постоянного проживания». Отказ Администрации во включении истца в вышеназванные списки был обжалован им в судебном порядке. В период рассмотрения в судебной инстанции возникшего спора, истцу сообщили письмом за от ДД.ММ.ГГГГ, о том, что по тем же самым документам, представленным истцом в орган местного самоуправления, ответчиком было принято новое решение об исключении истца из списков граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, о чем вынесено постановление Главы Чеховского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ на основании ст. 56 ЖК РФ и п. «г» ст. 26 «Правил учета военнослужащих...». Полагает, что принятые ответчиком решения являются незаконными.

Ответчик – представитель Администрации Чеховского муниципального района в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что в соответствии с положениями подпункта «г» пункта 26 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 г. № 1054, граждане указанной категории снимаются с учета нуждающихся в жилых помещениях в случае решения их жилищной проблемы. При реализации жилищных прав военнослужащих, помимо ФЗ «О статусе военнослужащих», подлежат учету и другие нормы действующего законодательства. Основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма, а также снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма, предусмотрены главой 7 и статьей 56 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ. Истцом было отчуждено жилое помещение - двухкомнатная квартира общей площадью 52,9 кв.м. по адресу: <адрес> - принадлежащее ему на праве собственности, после постановки истца Чеховским городским советом народных депутатов Московской области на учет в качестве нуждающегося в получении жилой площади (постановление от ДД.ММ.ГГГГ). Факт отчуждения указанного жилого помещения подтверждается справкой, выданной РУП «<данные изъяты>, от ДД.ММ.ГГГГ Семье истца из двух человек предполагалось выделение квартиры площадью 42 кв.м., с учетом предлагаемой в Законе Московской области от 25.03.2011 № 34/2011-ОЗ методике расчета из указанной площади вычитаем площадь отчужденной истцом квартиры 52,9 кв.м. из чего видно, что истец является обеспеченным жильем, и действия Администрации ЧМР по снятию истца с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий подпадают под действие подпункта «г» пункта 26 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 г. № 1054. В связи, с чем считает, что действия Администрации ЧМР по снятию ФИО10 с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий законными и обоснованными, а Постановление Главы Чеховского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ основанным на действующем законодательстве и не подлежащим отмене.

3-е лицо – ФИО8 в судебное заседание не явилась, была надлежащим образом извещена о месте и времени рассмотрения дела, направила в адрес суда заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, исковые требования поддерживает.

При таких обстоятельствах, суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие 3-го лица ФИО8

В предыдущих судебных заседаниях 3-е лицо ФИО8 пояснила, что квартира, в которой ранее проживал истец, перешла государству. Истец проходил службу в Вооруженных Силах СССР. Истец после увольнения из ВС, приехал в <адрес> для постановки на очередь. Но ему пояснили, что в очереди стоять 8 лет. Затем приехали в г.Чехов, где пояснили, что в очереди стоять 4 года. Встали на очередь в г.Чехове, номер очереди был . Затем очередь двигалась и стала Затем пояснили, что на их очередь не дали ни одной квартиры. Узнали, что бесплатных квартир больше предоставляться не будет и предложили встать на очередь на получение сертификата, где номер очереди был На протяжении указанного времени с истцом проживала в <адрес> Квартира в <адрес> была предоставлена войсковой частью. В ДД.ММ.ГГГГ данную квартиру приватизировали на истца.

Заслушав пояснения сторон, адвоката Мурадова А.Г., исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Судом установлено, что Решением исполнительного комитета Чеховского городского Совета народных депутатов Московской области от ДД.ММ.ГГГГ за истец, как офицер запаса Министерства Обороны СССР, с семьей из 4-х человек был поставлен на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на общую очередь с первоочередным правом получения жилой площади (л.д. 9). На момент постановки истца на учет по улучшению жилищных условий истец с семьей проживал по адресу: <адрес>.

Из материалов дела следует, что в ДД.ММ.ГГГГ году истец и его супруга ФИО8 приобрели гражданство Российской Федерации на основании пункта А статьи 18 Закона «О гражданстве Российской Федерации» (л.д. 24).

В ДД.ММ.ГГГГ года в адрес истца поступило уведомление от ДД.ММ.ГГГГ за подписью заместителя главы Администрации Чеховского муниципального района Московской области ФИО11 о планируемом предоставлении жилого помещения гражданам, уволенным с военной службы и приравненным к ним лицам, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7). На основании указанного уведомления истцом в Администрацию Чеховского муниципального района Московской области были предоставлены необходимые документы.

Установлено, что письмом от ДД.ММ.ГГГГ за Администрация Чеховского муниципального района уведомила истца о невозможности включения его в списки претендентов на обеспечение жильем, «в виду отсутствия в представленном пакете документов, указанных в п.п. 8,9, п.5 распоряжения Минмособлстроя от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка формирования органами местного самоуправления Московской области списков граждан, изъявивших желание об обеспечении их жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан», а именно: обязательства о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения форме согласно приложению № 2 (в 2 экземплярах) и справки квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы (в случае, если такое жилье предоставлялось) или документ, подтверждающий отсутствие у гражданина и (или) членов его семьи жилого помещения для постоянного проживания, - для не имеющих жилых помещений для постоянного проживания» (л.д. 10).

Постановлением Главы Чеховского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ на основании ст. 56 ЖК РФ и п. «г» ст. 26 «Правил учета военнослужащих...» истец исключен из списков граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д. 44).

Из пояснений представителя истца следует, что истец с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР. Уволен в запас приказом Министра обороны СССР от ДД.ММ.ГГГГ по статье 59 пункту «в» (по сокращению штатов). Выслуга в Вооруженных Силах составила 22 года 6 месяцев 24 дня, что подтверждается соответствующей справкой <адрес> военного комиссариата <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 23). Из указанной справки также следует, что истец исключен из списков личного состава войсковой части с ДД.ММ.ГГГГ

Установлено, что в настоящее время истец проживает по адресу: <адрес>. В указанной квартире также зарегистрирована его жена ФИО8 Данная квартира находится в собственности ФИО9 (л.д. 25).

В соответствии с п. 19 Положения о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 17.02.1981г. № 193 (действующего на момент принятия ФИО10 на учет) военнослужащие сверхсрочной службы, прапорщики, мичманы и лица офицерского состава, уволенные в запас или в отставку по состоянию здоровья, возрасту или по сокращению штатов, обеспечиваются исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов жилой площадью (независимо от ее ведомственной принадлежности, за исключением Министерства обороны, Комитета государственной безопасности СССР и внутренних войск) в первую очередь, но не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия к месту жительства, избранного с учетом существующего порядка прописки.

При этом обеспечение жилой площадью военнослужащих сверхсрочной службы, прапорщиков и мичманов в указанном порядке производится при условии, если они находились на действительной военной службе не менее 20 календарных лет.

В соответствии с пунктом 2.1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998г. № 76 – ФЗ «О статусе военнослужащих» обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления:

жилого помещения в собственность бесплатно;

жилого помещения по договору социального найма;

единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Таким образом, в ДД.ММ.ГГГГ ФИО10 с семьей их 4 – х человек Исполнительным комитетом Чеховского городского совета народных депутатов Московской области поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и получении жилой площади на законных основаниях, поскольку на ДД.ММ.ГГГГ (день постановки на учет) он подлежал увольнению с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, имел общую выслугу военной службы более 20 лет и изъявил желание получить жилое помещение по избранному им после увольнения месту постоянного жительства, где такое право истца предусмотрено п. 19 Положением о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 17.02.1981г. № 193.

В соответствии с Федеральным законом от 27.05.1998г. № 76 – ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации.

В связи с чем, действующее и в настоящее время законодательство предусматривает право военнослужащего получить жилое помещение по избранному месту постоянного жительства.

Из анализа оспариваемого истцом постановления усматривается, что с жилищного учета ФИО10 был снят на основании п.п. «г» п.26 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998г. № 1054, в связи с решением жилищной проблемы.

Суду не представлено Администрацией Чеховского муниципального района Московской области доказательств того, что истец каким – либо способом улучшил свои жилищные условия.

При таких обстоятельствах, исковые требования истца о признании незаконным отказ Администрации Чеховского муниципального района Московской области о включении его в список граждан, изъявивших желание об обеспечении их жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2010 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан»; признании недействительным постановление Главы Чеховского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ об исключении истца из списков граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий подлежат удовлетворению.

Доводы представителя ответчика о том, что истцом было отчуждено жилое помещение - двухкомнатная квартира по адресу: <адрес> - принадлежащее ему на праве собственности, после постановки истца Чеховским городским советом народных депутатов Московской области на учет в качестве нуждающегося в получении жилой площади (постановление № от ДД.ММ.ГГГГ), являются несостоятельными, поскольку судом установлено, что истец на основании п.14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» имеет право на получение жилого помещения по избранному месту жительства и данное право реализуется такой категорией военнослужащих в особом порядке путем признания их нуждающимися в получении жилого помещения по избранному ими после увольнения месту жительства органами местного самоуправления, что было осуществлено в отношении ФИО10 в ДД.ММ.ГГГГ Согласно Справки <данные изъяты> истец не имеет зарегистрированного на праве собственности жилого помещения(л.д.26).

Таким образом, исковые требования истца об обязании Администрацию включить истца в список граждан, изъявивших желание об обеспечении их жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2010 года № 342-ФЭ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» с соблюдением хронологической последовательности, в какой был поставлен на учет нуждающихся в жилье подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок.

В соответствии со статьей 2 ГПК РФ задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду.

    В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

    В соответствии со ст.57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле, Суд вправе предложить им предоставить дополнительные доказательства. В случае, если предоставление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по ходатайству оказывает содействие в собирание и истребовании доказательств.

    На основании изложенного, руководствуясь Конституцией РФ, ЖК РФ, Федеральным законом от 27.05.1998г. № 76 – ФЗ «О статусе военнослужащих», Правил учета военнослужащих подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном месте жительства», ст.ст. 56, 57, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО10 – удовлетворить.

Признать незаконным отказ Администрации Чеховского муниципального района Московской области о включении ФИО10 в список граждан, изъявивших желание об обеспечении их жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2010 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан».

Признать недействительным постановление Главы Чеховского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ об исключении ФИО10 из списков граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Признать за ФИО10 право на обеспечение жилым помещением в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2010 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан».

Обязать Администрацию включить ФИО10 в список граждан, изъявивших желание об обеспечении их жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2010 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» с соблюдением хронологической последовательности, в какой ФИО10 был поставлен на учет нуждающихся в жилье.

Решение может быть обжаловано в Мособлсуд через Чеховский городской суд в течение 10 дней со дня его вынесения.

Председательствующий: