РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Чегем 25 января 2010 г.
Чегемский районный суд КБР в составе:
председательствующего Ажаховой М.К.
при секретаре Сохроковой Д.В.
с участием прокурора Созаева Т.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Герасимова Дмитрия Евгеньевича и Герасимова Алексея Евгеньевича к Министерству внутренних дел Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного смертью кормильца,
установил:
Герасимов Д.Е. и Герасимов А.Е. обратились в суд с иском к Министерству внутренних дел Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного смертью кормильца.
Мотивировали свои требования тем, что 29.10.2000 г. их отец Герасимов Е.А. погиб на территории Чеченской Республики во время нахождения в служебной командировке при выполнении служебно-боевых задач по проведению контртеррористической операции. С 01.11.2000 г. им назначена пенсия по потере кормильца, также получено и страховое возмещение. Однако, кроме этого, они имеют еще право на возмещение вреда, причиненного смертью кормильца в объеме доли утраченного ежемесячного заработка погибшего Герасимова Е.А.
Из возражения представителя ответчика на исковое заявление следует, что заявленные исковые требования являются необоснованными, так как военнослужащие реализуют свое право на труд при определенных условиях. Положения ст. 11 ТК РФ имеют исключения и не во всех случаях распространяются на военнослужащих. Военная служба связана с риском для жизни и здоровья. Статус военнослужащего отличен от статуса других граждан. На военнослужащих наложены специфические обязанности и соответствующие ограничения. Законодательством в связи с этим предусмотрены и определенные социальные гарантии членам семьи военнослужащего в связи с его гибелью. Глава 59 ГК РФ в данном случае не применима, так как отсутствует вина ответчика в гибели военнослужащего. Его гибель связана с исполнением военной службы, причиной смерти послужили действия незаконных вооруженных бандформирований, действующих на территории Чеченской Республики. Государство все обязательства перед семьей Герасимова Е.А. выполнило, его детям была назначена пенсия по потере кормильца, они также получили все предусмотренные законодательством единовременные пособия и страховое возмещение.
Истцы Герасимов Д.Е. и Герасимов А.Е. в суд не явились, прислав заявления, в которых просят суд рассмотреть дело без их участия.
При таких условиях, суд, в соответствии со ст. 167 ч.5 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Представители ответчика МВД РФ и заинтересованного лица войсковой части 3723 в суд не явились, будучи извещены о месте и времени судебного заседания, и не сообщили суду об уважительных причинах неявки.
При таких условиях, в соответствии со ст. 167 ч.4 и ч.3 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель истца Герасимова Д.Е. Доля А.А., действующая на основании доверенности, удостоверенной нотариусом Нальчикского нотариального округа Эльбердовой Ф.З. 10.06.2008 г. по реестру № 2-2764, сроком на три года, в ходе судебного заседания от заявленных Герасимовым Д.Е. к МВД РФ исковых требований отказалась, в связи с чем, производство по делу по иску Герасимова Д.Е. прекращено отдельным определением суда.
Представитель истца Герасимова А.Е. Доля А.А., действующая на основании доверенности, удостоверенной нотариусом Нальчикского нотариального округа Катхановой М.Г. 26.12.2009 г. по реестру № 5-О-4077, сроком на три года, в судебном заседании заявленные Герасимовым А.Е. исковые требования поддержала в полном объеме и пояснила, что старший прапорщик Герасимов Е.А. проходил военную службу в войсковой части 3723 на основании контракта, заключенного с МВД РФ. Поскольку прохождение военной службы по контракту является формой реализации на труд, то в соответствии со ч.2 ст. 1089 ГК РФ, при определении размера возмещения вреда не засчитываются, эти выплаты не должны влиять на размер возмещения вреда. Кроме того, законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда, поскольку постановлением Конституционного Суда РФ от 15.07.2009 г. №13-П постановлено «признать не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 7, 19 и 39, часть четвертую статьи 29 Закона Российской Федерации "О милиции" в той мере, в какой она во взаимосвязи со статьей 1084 ГК Российской Федерации - по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, - позволяет правоприменительным органам отказывать в выплате ежемесячной денежной компенсации сотрудникам милиции в возмещение вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья в связи с осуществлением ими служебной деятельности, исключающим для них возможность дальнейшего прохождения службы, при отсутствии виновных противоправных действий органов внутренних дел, других государственных органов и их должностных лиц».
Выслушав представителя истца, а также заключение прокурора Созаева Т.М., полагавшего исковые требования Герасимова А.Е. не подлежащими удовлетворению, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.
В соответствии с контрактом о прохождении военной службы от 10.10.2000 г., Герасимов Е.А. проходил военную службу в кадрах ВВ МВД России на срок до 19.05.2000 г. л.д. 7).
Из копии свидетельства о смерти I-ВЕ № 298067, выданного 08.06.2001 г. отделом ЗАГС г. Нальчика, Герасимов Е.А. умер 29.10.2000 г. Причина смерти: взрывная травма, множественные осколочные ранения головы. Место смерти: Чеченская Республика, район боевых действий л.д. 15).
В соответствии с заключением административного расследования по факту гибели Герасимова Е.А., причина его смерти: действия незаконных вооруженных формирований, выразившихся в подрыве БТР-80 №136. Гибель Герасимова Е.А. связана с исполнением военной службы, в связи с чем подлежат выплате страховые суммы и единовременные пособия родственникам погибшего л.д. 9-10).
Согласно ст. 1084 ГК РФ вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных обязанностей, а также при исполнении обязанностей военной службы, службы в милиции и других соответствующих обязанностей возмещается по правилам, предусмотренным главой 59 ГК РФ, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности.
В силу ч. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии с ч. 2 ст. 1064 ГК РФ ответственность за причинение вреда наступает за виновное причинение вреда, если законом не предусмотрено возмещение вреда при отсутствии вины причинителя.
Вместе с тем, возмещение вреда, причиненного повреждением здоровья, при отсутствии вины причинителя положениями ст. 1084 ГК РФ не предусмотрено.
Поскольку вред причинен истцу не Министерством внутренних дел Российской Федерации, вины ответчика в гибели Герасимова Е.А. не установлено, то оснований к удовлетворению иска о возмещении вреда, причиненного здоровью, по нормам главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации не имеется.
Кроме того, истцом не принято во внимание то обстоятельство, что поскольку гибель военнослужащего произошла при исполнении служебного долга, то членам их семей вместо возмещения вреда государством согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции" выплачиваются страховые суммы, при исчислении которых учитываются оклады месячного денежного содержания, включающие в себя месячные оклады по занимаемой должности и месячные оклады по воинскому (специальному) званию, установленные на день выплаты страховых сумм.
В соответствии с п. 10 Инструкции о порядке проведения обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, в системе МВД России размеры страховых сумм, подлежащих выплате застрахованным лицам, а в случае их гибели (смерти) - выгодоприобретателям определяются исходя из окладов месячного денежного содержания застрахованных лиц, включающих в себя оклады по занимаемой должности без учета надбавок и повышений и месячные оклады по воинскому (специальному) званию.
Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета.
В силу п. 2 ст. 18 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" в случае гибели (смерти) военнослужащих или граждан, призванных на военные сборы, наступившей при исполнении ими обязанностей военной службы (на военных сборах), членам семей погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с Указом Президента Российской Федерации, граждан, призванных на военные сборы в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов, выплачивается в равных долях единовременное пособие в размере 120 окладов денежного содержания, установленных на день выплаты пособия.
Как установлено в судебном заседании, Министерство внутренних дел РФ в отношении истцов обязательство по возмещению вреда, причиненного смертью кормильца, установленное действующим законодательством РФ, выполнило в полном объеме, поскольку единовременное пособие истцами были получено, а страховая сумма и пенсия по потере кормильца назначены.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 26.12.2002 г. №17-П определен конституционно-правовой смысл обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц. Обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих является одной из форм исполнения государством обязанности возместить ущерб, который может быть причинен жизни или здоровью этих лиц при прохождении ими службы. Таким образом, страховое обеспечение, полагающееся военнослужащим, наряду с иными выплатами, которые в целях возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, могут быть установлены им на основании других законов, входит в гарантированный государством объем возмещения, призванного компенсировать последствия изменения их материального и (или) социального статуса вследствие наступления страховых случаев, включая причиненный материальный или моральный вред.
Ссылка представителя истца на положения постановления Конституционного Суда РФ от 15.07.2009 г. не основана на законе, поскольку закон «О милиции» не распространяется на военнослужащих, к коим относился погибший Герасимов Е.А., и положения закона «О милиции», которые были признаны неконституционными, аналога в законодательстве о статусе военнослужащих в РФ не имеют.
При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных Герасимовым А.Е. исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования Герасимова Алексея Евгеньевича к Министерству внутренних дел Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд КБР через Чегемский районный суд КБР в течение 10 суток со дня его изготовления в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 29.01.2010 г.
Судья - подпись
Копия верна: Судья Чегемского
районного суда КБР М.К.Ажахова