Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Чегем 14 мая 2010 года
Чегемский районный суд КБР в составе:
Председательствующего: Кушхова М.М.
При секретаре: Теуважуковой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Бегидова Хасина Хажмудиновича, Шаваевой Зухиры Исхаковны, Керефовой Риариты Мухамедовны, Байкулова Алексея Юсуфовича, Шаковой Мавлиды Салимановны, Чипова Хасана Мухамедовича, Пшибиева Хазратали Хазешовича к Администрации Чегемского района, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального Казначейства КБР, Управлению Федерального Казначейства КБР, Министерству строительства и архитектуры КБР, Министерству экономического развития и торговли КБР о взыскании социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья,
установил:
Бегидов Х.Х., Шаваева З.И., Керефова Р.М., Байкулов А.Ю., Шакова М.С., Чипов Х. М., Пшибиев Х.Х. обратились в суд с исками к Администрации Чегемского района, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального Казначейства КБР, Управлению Федерального Казначейства КБР, Министерству строительства и архитектуры КБР, Министерству экономического развития и торговли КБР о взыскании социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья. Свои требования истцы мотивировали тем, что являются участникам либо членами семей участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, и согласно Федеральному Закону РФ №1244-1 от 15.05.1995 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», имеют право на внеочередное получение благоустроенного жилья или жилищной субсидии на приобретение (строительство) жилья. Участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС перенесли воздействие лучевой болезни и впоследствии получили инвалидность. Чипов Х.М., Пшибиев Х.Х. просили взыскать социальные выплаты на приобретение (строительство) жилья в размерах: 969900 рублей, 3736500 рублей соответственно.
Бегидов Х.Х., Шаваева З.И., Керефова Р.М., Байкулов А.Ю., Шакова М.С. изменили исковые требования и просили взыскать с Министерства Финансов РФ в лице Управления Федерального Казначейства по КБР денежных средств в размерах 3259500 рублей, 3816000 рублей, 3816000 рублей, 1113000 рублей, 2782500 рублей соответственно, составляющие, по их утверждению, причиненные им и их семьям убытки в связи с неисполнением Закона РФ № 1244-1 от 15 мая 1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
В обоснование заявленных требований они указали, что обращались в соответствующие администрации с письменными заявлениями о предоставлении благоустроенного жилья, их семьи признаны нуждающимися з улучшение жилищных условий, однако ответа до настоящего времени не получили. Вместе с тем, согласно п.п.1 и 2 ч.1 ст.13 и п.2 ч.1 ст.14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» благоустроенное жилье должно предоставляться в течение трех месяцев со дня подачи заявления при условии признании нуждающимися в улучшении жилищных условий либо проживания в коммунальной квартире, а также одноразовое бесплатное обеспечение дополнительной жилой площадью в виде отдельной квартиры. В связи с тем, что им и их семьям в установленном законом порядке не была предоставлена социальная выплата, право на которую удостоверяется государственным жилищным сертификатом, истцы считают, что их имущественное право нарушено. Ссылаясь на положения ст.ст. 15,16, 1069 ГК РФ истцы указали, что вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц подлежит возмещению за счет Казны РФ.
В судебном заседании Пшибиев Х.Х., Керефова Р.М. поддержали исковые требования.
Бегидов Х.Х., Шаваева З.И., Байкулов А.Ю., Шакова М.С., Чипов Х.М. представили заявления, в которых просили рассмотреть дело без их участия.
Представитель истцов Хабалов Х.Х., действующий на основании доверенностей № 4д-1440 от 30.11.2007г., № 2д-461 от 09.04.2008г., от 10.04.2008г., № 7-0-7103 от 27.11.2007г., №3д-906 от 23.10.2009г., №2д-477 от 11.04.2008г., №2д-376 от 21.03.2008г., в судебном заседании поддержал требования доверителей в полном объеме.
Адвокат истцов Балкаров Р.Р., действующий на основании ордеров №№ 900, 896, 901, 897, 895, 899, 898, также поддержал требования доверителей в полном объеме.
Представитель администрации Чегемского района Алоев А.Л., действующий на основании доверенности № 531 от 25.06.2009г., иск не признал, сославшись на то, что администрация Чегемского района является ненадлежащим ответчиком.
Представитель Министерства строительства и архитектуры КБР Макоев В.В., действующий на основании доверенности № 01-13/711 от 19.04.2010г., иск не признал, сославшись на то, что Министерство строительства и архитектуры КБР является ненадлежащим ответчиком.
Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального Казначейства КБР, Управление Федерального Казначейства КБР, не обеспечили явку своих представителей в суд, в возражении от 03.12.2009г. иск не признали, поскольку истцами не доказаны последствия, при которых наступает ответственность Казны РФ, как и то, какими действиями или бездействиями эти последствия причинены.
Министерство экономического развития и торговли КБР в заявлении от 04.12.2009г. просило рассмотреть дело без участия своего представителя.
Исследовав представленные материалы, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
Как следует из письма администрации Чегемского района от 30.12.2009г. № 83, Бегидов Х.Х. с 22.10.2003г., Шаваева З.И. с 10.03.2003г., Байкулов А.Ю. с 17.09.2003г., Шакова М.С. 22.10.2003г. состоят в списке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф, - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010г.г. КБР Чегемский район, но с заявлениями о выдаче сертификата не обращались. Керефова Р.М. состоит на учете с 01.10.2003г. Чипову М.Х. в 1999г. была предоставлена квартира, что подтверждается протоколом заседания жилищной комиссии администрации Чегемского района от 29.12.1998г. Пшибиев Х.Х. отказался от участия в программе, что подтверждается протоколом заседания жилищной комиссии администрации Чегемского района №6 от 06.08.2007г.
Статья 14 п.3 ч.1, ч.4 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, гарантировал инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы одноразовое бесплатное обеспечение независимо от времени постоянного проживания в данном населенном пункте благоустроенной жилой площадью в течение трех месяцев со дня подачи заявления при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий либо проживания в коммунальных квартирах, распространял эту гарантию на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов, на которых распространялась указанная льгота.
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признаний утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» были внесены изменения в ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» - изменился порядок обеспечения жильем инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы и участников ликвидации ее последствий: тем из них, кто был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г., предоставляется право на обеспечение жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством РФ, а принятые на учет после 1 января 2005 г. обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством РФ.
Согласно постановлению от 29 декабря 2004 г. № 866 Правительства РФ основной формой обеспечения жильем граждан, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со ст.ст.14 и 15 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», являлось предоставлением им субсидий на приобретение жилья.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 N 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
В соответствии с п.п. «е» п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "'Жилище" на 2002 - 2010 годы право на участие в подпрограмме имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г., имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Таким образом, действующее законодательство не содержит иного способа реализации права на обеспечение жилым помещением инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, кроме как социальной выплаты на приобретение жилого помещения, право на получение которой удостоверяется жилищным сертификатом.
Учитывая правовую позицию Конституционного Суда РФ, выраженную в Постановлении Конституционного Суда РФ от 10.11.2009г. № 17-П «О проверке конституционности п.2 ч.1 ст. 14 и п.1 ч.1 ст. 15 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции ФЗ от 22.08.2004г. № 122-ФЗ), суд находит подлежащими применению к правоотношениям сторон по данному делу изменения, внесенные Федеральным законом от 22 августа 2004 N 122-ФЗ в статью 14 Закон РФ от 15 мая 1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
В силу ч.1 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В силу ч.1 ст. 56 ГК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Истцами не представлены доказательства, подтверждающие факт причинения им убытков действиями ответчиков и их вину, а также наличие причинно-следственной связи между действиями (бездействием) ответчиков и возникшими у истцов неблагоприятными последствиями, в связи с не предоставлением им жилья.
Кроме того, ст. 14 Закона РФ от 15 мая 1991 г №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а также Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограмме-"Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, не предусматривают предоставление жилищного сертификата в трехмесячный срок со дня постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Более того, согласно п. 2 указанного Правила государственный жилищный сертификат не является ценной бумагой и не предоставляет право на получение денежного эквивалента жилого помещения.
Также, как следует из Постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 10 сентября 2009 г. № 240-ПП в сводном списке граждан участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилье» на 2002- 2010 годы по Кабардино-Балкарской Республике на 2010 г. значится только Керефова Р.М. с составом семьи 8 человек. Бегидов Х.Х., Шаваева З.И., Байкулов А.Ю., Шакова М.С. состоят в списке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф, - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010г.г. КБР Чегемский район, утвержденным постановлением администрации Чегемского района от 17.12.2009г. № 411-на. Между тем, истцами не заявлены требования о включении их в сводный список.
При этом следует учитывать, что действие федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г.», а также подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством» еще не окончено.
При таких обстоятельствах, требования о взыскании денежных средств с Администрации Чегемского района, Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального Казначейства КБР, Управления Федерального Казначейства КБР, Министерства строительства и архитектуры КБР, Министерства экономического развития и торговли КБР, не основаны на законе.
Следовательно, иск не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В исковых требованиях Бегидова Хасина Хажмудиновича о взыскании убытков в сумме 3259500 рублей, Шаваевой Зухиры Исхаковны о взыскании убытков в сумме 3816000 рублей, Керефовой Риариты Мухамедовны о взыскании убытков в сумме 3816000 рублей, Байкулова Алексея Юсуфовича о взыскании убытков в сумме 1113000 рублей, Шаковой Мавлиды Салимановны о взыскании убытков в сумме 2782500 рублей, Чипова Хасана Мухамедовича о взыскании социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в сумме 969900 рублей, Пшибиева Хазратали Хазешовича о взыскании социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в сумме 3736500 рублей к Администрации Чегемского района, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального Казначейства КБР, Управлению Федерального Казначейства КБР, Министерству строительства и архитектуры КБР, Министерству экономического развития и торговли КБР, отказать за необоснованностью.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд КБР в течение 10 дней через Чегемский районный суд со дня изготовления в окончательной форме.
Председательствующий-подпись
Копия верна: Судья Чегемского
районного суда М.М. Кушхов