РЕШЕНИЕ Дело №
именем Российской Федерации
г. Чегем 15 июля 2010 года
Чегемский районный суд КБР в составе:
председательствующего судьи Бецукова А.З.,
при секретаре Гучаевой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Чегемского района КБР к Администрации Чегемского муниципального района КБР и Правительству КБР в интересах Молов А.Б. о предоставлении жилья,
Установил:
Прокурор Чегемского района КБР в интересах Молов А.Б. дата года в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в Чегемский районный суд КБР с иском к Администрации Чегемского района КБР, требуя обязать ответчика выделить Молов А.Б., дата года рождения, жилое помещение по договору социального найма для проживания. Иск мотивирован тем, что Молов А.Б. состоит на регистрационном учете на льготное получение жилья в Администрации Чегемского района КБР как входящий в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с дата года. Администрация Чегемского района КБР наделена полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в силу ч. 1 ст. 52 ЖК РФ, ч.ч. 2 и 7 ст. 57 ЖК РФ, абз. 2 ч. 1 ст. 8 ФЗ №ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Постановления Правительства КБР от дата года №ПП «О правилах распределения субсидий из Федерального бюджета, поступивших в целях софинансирования расходов Республиканского бюджета КБР на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения», Типовых правил о порядке предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в КБР, утвержденных Постановлением Правительства КБР от дата года №. Однако, Администрация Чегемского района КБР до настоящего времени не предоставила Молов А.Б. жилое помещение для проживания, чем нарушаются его жилищные права.
дата года прокурор Чегемского района КБР подал в суд дополнительное исковое заявление, требуя обязать Правительство КБР предоставить Молов А.Б. вне очереди жилое помещение не ниже установленных социальных норм в виде отдельной квартиры в Чегемском районе КБР. Третьими лицами в дополнительном исковом заявлении указаны Министерство образования и науки КБР и Республиканская комиссия по соблюдению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей при Правительстве КБР.
Дополнительное исковое заявление мотивировано тем, что предоставление жилых помещений детям-сиротам, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации и возлагается на исполнительные органы государственной власти субъектов РФ. Для реализации этих полномочий необходимо обязательное принятие на уровне субъекта РФ закона, определяющего механизм реализации на территории данного субъекта РФ полномочия органов исполнительной власти по предоставлению жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения. Постановлением Правительства КБР от дата года «О правилах распределения субсидий из федерального бюджета, поступивших в целях софинансирования расходов Республиканского бюджета КБР на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения» Министерство образования и науки КБР назначено уполномоченным исполнительным органом государственной власти КБР по реализации мероприятий по обеспечению жилыми помещениями указанной категории детей. Но это министерство не может быть уполномоченным органом по обеспечению жильем.
Определением от дата года дополнительное исковое заявление прокурора принято к производству суда, Правительство КБР привлечено к участию в деле в качестве соответчика, а Министерство образования и науки КБР и Республиканская комиссия по соблюдению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при Правительстве КБР привлечены к делу в качестве третьих лиц.
В судебном заседании помощник прокурора Чегемского района КБР Хачемизов А.Ю., действующий по доверенности от дата года сроком на три года, поддержал иск в части требований, заявленных к Правительству КБР, а от требований к Администрации Чегемского района КБР отказался, пояснив, что надлежащим ответчиком является Правительство КБР.
Молов А.Б. поддержал поданный в его интересах иск прокурора к Правительству КБР, а от иска в части заявленного к Администрации Чегемского района КБР требования отказался. Молов А.Б. пояснил, что и до потери родителей у них не было своего жилья. Он со старшим братом Валерой и матерью проживал в общежитии кирпичного завода. После смерти матери они до 1999 года обучались в школе-интернате для детей-сирот с. Нартан Чегемского района КБР, а затем их к себе забрала проживающая в ... старшая сестра, ставшей их опекуном. На учет для получения жилья как дети-сироты они были поставлены в 2002 году, с этого времени по указанию органа опеки несколько раз обновляли документы для получения жилья, но до сих пор жильем не обеспечены.
Определением суда от дата года в связи с отказом прокурора и Молов А.Б. от иска к Администрации Чегемского района КБР производство по делу прекращено в соответствующей части.
Тамазова Н.В., действующая от имени Правительства КБР на основании доверенности от дата года №, а также от имени Республиканской комиссии по соблюдению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при Правительстве КБР по доверенности от дата года №, не признала исковые требования. Она пояснила, что полномочия по предоставлению жилья вне очереди детям-сиротам возложены на Министерство образования и науки КБР постановлением Правительства КБР от дата года №ПП. Считая Правительство КБР ненадлежащим ответчиком, Тамазова Н.В. просила отказать в иске. Кроме того, Тамазова Н.В. указала на то, что Молов А.Б. поставлен на учет лишь дата года, то есть после достижения 23-летнего возраста, а закон распространяется на тех, кто поставлен на учет до этого возраста.
Администрация Чегемского муниципального района КБР и Министерство образования и науки КБР, извещенные о времени и месте судебного заседания, не обеспечили явку в суд своих представителей и не сообщили об уважительных причинах неявки. В соответствии с ч. 3 и ч. 4 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие их представителей.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы гражданского дела №, суд находит иск прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Прокурор согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, которые обратились к нему о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечение права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах. Молов А.Б. дата года обратилась к прокурору с заявлением о защите ее жилищных прав.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети указанной категории, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Молов А.Б. относится к числу лиц, предусмотренных ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющих право на получение жилья вне очереди.
Решением сессии Нартановского совета местного самоуправления от 08.04.2002 года он признан малоимущим и нуждающимся в государственной поддержке.
Факт постановки Молов А.Б. на учет дата года в числе детей-сирот для получения жилья подтверждается истребованным из Администрации Чегемского муниципального района КБР дата года № списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на регистрационном учете на льготное получение жилья (с 17-летнего возраста и далее). Молов А.Б. числится в списке под №. Достоверность сведений, содержащихся в данном списке, установлена судом посредством сопоставления с аналогичным списком, истребованным из Министерства труда и социального развития КБР, куда он был представлен Администрацией Чегемского муниципального района КБР дата года (исход №), то есть вне связи и задолго до подачи в суд иска в защиту жилищных прав Молов А.Б. Кроме того, и в списке, который дата года (исход. №) был представлен министру образования и науки КБР, также указано, что Молов А.Б. в числе детей-сирот поставлен на учет для льготного получения жилья с дата года. А протокол № заседания жилищной комиссии Администрации Чегемского муниципального района КБР от дата года, на который ссылается представитель Правительства КБР, является лишь актом обновления списка детей-сирот, имеющих право на льготное получение жилья, а не первичным актом постановки Молов А.Б. на учет. Молов А.Б. во всех представленных суду списках числится как принятый на учет для получения жилья с дата года. Заявление опекуна, Юановой Р.К., на постановку Молов А.Б. на учет подано в Администрацию Чегемского муниципального района КБР еще 02.02.1999 года (вход. № 61).
Как видно из выписки из приказа от дата года № Молов А.Б., воспитанник 6-го класса, отчислен из школы-интерната в связи с установлением опекунства со стороны сестры, Юановой Р.К., и желанием совместного проживания.
При таких обстоятельствах довод о том, что Молов А.Б. поставлен на учет лишь по достижении 23-летнего возраста, вследствие чего не имеет права на льготное получение жилья, не может быть принят судом. К тому же, протокол № заседания жилищной комиссии от 16.02.2010 года и постановление Администрации Чегемского муниципального района КБР от 26.02.2010 года, которым утвержден данный протокол, не отменены и не оспорены ответчиком.
Довод представителя ответчика, что обязанность по предоставлению жилья Молов А.Б. лежит не на Правительстве КБР, является необоснованным.
Конституция Российской Федерации в ст. 7 провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72, п. «ж» ч. 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от дата года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Исходя из требований его ст. 26.1, полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с п.п. 24 п. 2 ст. 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Федеральный закон РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).
В частности, Федеральный закон предусматривает обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, органами исполнительной власти по месту жительства (абз. 2 п. 1 ст. 8). При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).
Названные положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» конкретизируются в жилищном законодательстве. Так, согласно ч. 3 ст. 49 ЖК РФ отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Из абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» во взаимосвязи с другими приведенными нормами следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, одним из принципов деятельности которых в силу п.п. «ж» п. 1 ст. 1 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» является самостоятельное осуществление принадлежащих им полномочий. В соответствии с этим законами обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, возлагается на те или иные исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации в статье 12, закрепляя основы конституционного строя Российской Федерации, устанавливает, что местное самоуправление в Российской Федерации признается и гарантируется, в пределах своих полномочий самостоятельно, а его органы не входят в систему органов государственной власти.
Согласно Конституции РФ, местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (ч. 1 ст. 130), оно гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами (ст. 133), его органы самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, решают иные вопросы местного значения, а также могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (ст. 132). Из ст. 132 Конституции РФ, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от дата года №П, следует, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем - федеральным или субъекта Российской Федерации - и только в форме закона с учетом установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. ст. 71, 72 и 73). Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от дата года № ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии с ч. 6 ст. 19 Закона наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации, которые в обязательном порядке должны содержать: 1) вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями; 2) перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий; 3) способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, включая региональные государственные минимальные социальные стандарты; 4) перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня; 5) порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий; 6) порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль; 7) условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий. Согласно ч. 7 ст. 19 положения законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии, что законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление таких полномочий.
В развитие указанных предписаний Бюджетный кодекс Российской Федерации в ст. 86 устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Такой порядок является обязательным во всех случаях.
В ч. 4 ст. 49 ЖК РФ закреплено, что определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.
Из приведенных законоположений следует, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Соответствующую правовую позицию закрепил Конституционный Суд РФ в определении №О-П от дата года.
Молов А.Б. зарегистрирован по постоянному месту жительства в Чегемском районе КБР, не имел и не имеет закрепленного жилья, его право на получение жилья вне очереди официально признано жилищной комиссией и администрацией района по месту жительства.
Ссылка представителя Правительства КБР на то, что постановлением Правительства КБР от дата года №ПП Министерство образования и науки КБР определено уполномоченным органом исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, не дает законных оснований считать Министерство образования и науки КБР надлежащим ответчиком по настоящему делу.
Согласно ст. 85 Бюджетного кодекса РФ и приведенным выше положениям нормативно-правовых актов для реализации полномочия субъекта Российской Федерации по внеочередному обеспечению жильем указанной категории граждан необходимо принятие на уровне субъекта РФ нормативного акта, определяющего механизм реализации на территории данного субъекта РФ соответствующих дополнительных гарантий, в том числе полномочия органов исполнительной власти по реализации этих гарантий, основания предоставления жилья.
Указанное же постановление Правительства КБР от дата года определило Министерство образования и науки КБР уполномоченным исполнительным органом лишь по реализации мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот. Предоставленные этому министерству полномочия не позволяют признать его уполномоченным органом исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.
При таких условиях иск прокурора Чегемского района к Правительству КБР в интересах Молов А.Б. подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
Иск прокурора Чегемского района КБР к Правительству КБР удовлетворить.
Обязать Правительство Кабардино-Балкарской Республики предоставить Молов А.Б., дата года рождения, вне очереди жилое помещение не ниже установленных социальных норм в виде отдельной квартиры в Чегемском районе КБР.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд КБР через Чегемский районный суд в кассационном порядке течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение в окончательной форме принято 19.07.2010 года.
Председательствующий – подпись
Копия верна: судья Чегемского районного суда КБР А.З. Бецуков